Ценообразование при опционных сделках
Ценой опционного контракта является его премия (а не цена исходного актива), которую уплачивает покупатель (держатель) опциона его продавцу (подписчику) за свое право потребовать исполнения опциона или отказаться от исполнения его в заданных временных границах. Премия устанавливается за единицу биржевого актива. Например, имеем опцион на покупку 100 акций. Рыночная премия составляет 5 грн. за одну акцию. Премия, которую уплачивает покупатель опциона его продавцу, за весь опцион составит: 100 • 5 = 500 грн.
Цена опциона коренным образом отличается от цены при фьючерсных сделках. Цена фьючерса – это цена фондового актива в будущем, а цена опциона – это цена права выбора решения в отношении этого актива. Выбор покупателя опциона будет зависеть от уровня рыночной цены актива на момент возможного исполнения опциона. Если рыночная цена превысит цену исполнения опциона плюс уплаченную премию, то покупателю опциона колл становится выгодно исполнить его, так как прирост цены превысит его затраты (премию). Если этого не произойдет, то покупатель откажется от исполнения опциона и понесет убыток в размере уплаченной премии.
Стоимость опциона складывается из двух составляющих: внутренней стоимости и временной стоимости.
Внутренняя стоимость опциона на покупку (колл) – разница между текущей ценой актива на рынке (ценой спот) и ценой исполнения опционного контракта. Внутренняя стоимость опциона на продажу (пут) – разница между ценой исполнения и ценой спот. Если опцион имеет внутреннюю стоимость (т.е. может быть исполнен с прибылью), его называют «опцион при деньгах». Если опцион не имеет внутренней стоимости, его называют «опцион без денег».
Временная стоимость опциона – разница между его премией и внутренней стоимостью. Временная стоимость тем выше, чем больше времени остается до окончания срока действия опциона. Это объясняется тем, что временная стоимость отражает вероятностный уровень рыночного риска актива опциона. Чем больший временной срок остается до исполнения опциона (или окончания срока его действия), тем выше вероятность того, что может произойти все более крупное отклонение текущей рыночной цены от среднего значения, или что риск, присущий активу, может достичь своих наибольших расчетных значений (или выйти за их границы). Т.е. увеличивается вероятность того, что продавец опциона понесет крупный убыток, который и призвана компенсировать временная составляющая премии.
Обычно опционные контракты заключаются в ситуации, когда внутренняя стоимость отсутствует или не превышает суммы премии. Прейскурант цен на опционный контракт имеет принципиально иной вид, чем прейскурант фьючерсных цен. Прейскурант цен на опцион более сложен, чем прейскурант цен на фьючерсный контракт, т.к. опционов два: колл и пут. Кроме того, в нем задействованы три цены (а не две, как во фьючерсной торговле): рыночная цена акции (спот), цена исполнения опциона и цена самого опциона – его премия.
Из прейскуранта опциона видны закономерности изменения его цены:
– премия по опциону возрастает с отдалением месяца поставки;
– премия по опциону колл уменьшается с увеличением цены исполнения, а премия по опциону пут увеличивается с увеличением цены исполнения;
– премия по опциону колл связана с премией по опциону пут следующим теоретическим равенством для одного и того же актива с одинаковым месяцем исполнения (поставки) и одинаковой ценой исполнения:
С – Р = Цс – Ци / (1 + r)t – d / (1 + r)t0 (9.4.3)
где С – премия по опциону на покупку (колл);
Р– премия по опциону на продажу (пут) с той же датой исполнения, что и у опциона колл;
Цс – текущая рыночная цена акции (цена спот);
Ци – единая цена исполнения опционов колл и пут;
r – безрисковая ставка процента;
d – доход, приносимый ценной бумагой за время действия опциона;
t – время до окончания срока действия опциона;
t0 – время до выплаты дохода по ценной бумаге.
В практике используется несколько математических моделей цены опциона, которые сводятся друг к другу при определенных условиях. Каждая из моделей имеет свою сферу применения, использования, и точность ее расчетов связана с тем, какое время имеется в распоряжении профессионального торговца (трейдера) для принятия рыночного решения. Если это время измеряется секундами или несколькими минутами, то тут не поможет никакая модель, остается полагаться только на опыт торговли и интуицию. Если процесс принятия решения происходит без особой спешки, то используются математические модели, заложенные в компьютерные программы, при этом задается ряд рыночных параметров (процентная ставка и стандартное отклонение уровня риска), чтобы получить достаточно обоснованное значение теоретической премии (цены опциона) и скорректировать его на рыночную ситуацию (учесть соотношение спроса и предложения).
Первой математической моделью цены опциона была модель Блэка-Шоулза (1973 г.). Эта модель для цен опционов колл и пут европейского типа состоит из четырех уравнений:
С = Цс F(d1) – Ци / (1 + r)t F(d2)
Р = Ци / (1 + r)t (1 – F(d2)) – Цс(1 – F(d2)) (9.4.4)
d1 = ((ln(Цс / Ци) + (r + 0,5М2)t / Мt
d2 = d1 – Мt
где С – теоретическая цена (стоимость) опциона на покупку на данный момент времени;
Р – теоретическая цена (стоимость) опциона на продажу на данный момент времени;
Цс – текущая рыночная цена актива (цена спот базовой акции или облигации);
Цн – цена исполнения опциона;
F – значение функции нормального распределения вероятностей для d1 и d2;
r – безрисковая ставка финансирования;
t– время, остающееся до истечения срока действия опциона;
М – стандартное отклонение (волатильность), т.е. годовое стандартное отклонение относительного изменения цены базового актива.
Биноминальная модель оценки стоимости опциона была предложена в 1979 г. Дж. Коксом, С. Россом и М. Рубинштейном и имеет вид:
(9.4.5)
где С – теоретическая цена (стоимость) опциона на покупку;
R – однодневная безрисковая ставка доходности;
h и k – параметры (числа) случайного изменения цены актива опциона;
t – число интервалов времени, за которые ведется расчет;
S – текущая цена базисного актива;
X – цена исполнения опциона.
Представленные модели применяются в основном для опционов европейского типа. Для опционов американского типа необходимо осуществлять корректировку их результатов в связи с более высоким их риском.
- Министерство аграрной политики украины
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Теоретические основы ценообразования
- 1.1. Понятие ценности
- 1.2. Стадии возникновения ценности
- 1.3. Факторы образования ценности
- 1.4. Соотношение спроса и предложения
- 1.5. Современные условия формирования ценности
- Тема 2. Цены в современной экономике
- 2.1. Система цен
- 2.2. Методы ценообразования
- Формирование цены по методу полных издержек, грн.
- Формирование цены по методу стандартных (нормативных) издержек, грн.
- Формирование цены по методу прямых издержек, грн.
- Ценовые методы стимулирования продажи товаров
- Тема 3. Ценовая политика компании и выбор ценовой стратегии
- 3.1. Ценовая политика компании
- 3.2. Ценовые стратегии и условия их выбора
- Взаимосвязь стратегий ценообразования
- 3.3. Технология формирования ценовой стратегии
- Характер негативных последствий в случае принятия ценовых решений по неполной информации
- 3.4. Основные виды современных ценовых стратегий и последствия их реализации
- Тема 4. Ценообразование на рынке потребительских товаров и услуг
- 4.1. Рынок потребительских товаров и услуг
- 4.2. Розничные цены на потребительском рынке
- 4.3. Свободные цены на потребительском рынке
- 4.4. Регулируемые розничные цены на потребительском рынке товаров и услуг. Методы регулирования
- 4.5. Система розничных цен на потребительские товары и услуги
- Тема 5. Ценообразование на рынке недвижимости
- 5.1. Система цен на рынке недвижимости
- 5.2. Факторы оценки недвижимости
- 5.3. Подходы и методы определения ценности недвижимости
- Тема 6. Ценообразование на рынке труда
- 6.1. Общая характеристика рынка и цены труда
- 6.2. Предложение на рынке труда и его влияние на цену труда
- 6.3. Влияние на рынке спроса на труд и его цена
- 6.4. Государственное регулирование цены труда
- 6.5. Цена труда и безработица
- 6.6. Особенности формирования цены труда в рыночном и бюджетном секторах
- Тема 7. Ценообразование на объекты интеллектуальной собственности
- 7.1. Особенности интеллектуальной собственности
- 7.2. Факторы формирования цен на объекты интеллектуальной собственности
- 7.3. Методика определения рыночной цены на лицензию (роялти)
- Матрица распределения дохода (по формуле 7.3.3), %
- Расчет чистой приведенной стоимости при норме процента – 10%
- Тема 8. Ценообразование на кредитном рынке
- 8.1. Общая характеристика кредитного рынка
- 8.2. Процент как основной вид цены кредитных ресурсов
- 8.3. Факторы, воздействующие на формирование процента
- 8.4. Виды цен на банковские продукты
- Виды цен на банковские продукты
- 8.5. Зарубежный опыт определения цен на основные виды банковских продуктов
- Расчет издержек, дохода и прибыли для выбора оптимальных цен на банковские продукты
- 8.6. Формирование цен на кредиты и другое банковские продукты
- Ценовая политика в области кредитования
- Распределение размера надбавки по классам кредитов
- Тема 9. Ценообразование на фондовом рынке
- 9.1. Особенности ценообразования на активы фондового рынка
- 9.2. Основные теории ценообразования на фондовом рынке
- 9.3. Модели теоретических цен ценных бумаг при кассовых сделках Общая модель теоретической цены ценной бумаги на основе капитализации дохода
- Теоретическая цена акции
- Теоретическая цена облигации
- Теоретическая цена дисконтной ценной бумаги
- Теоретическая цена производных (вторичных) ценных бумаг
- 9.4. Ценообразование на ценные бумаги при срочных сделках
- Фьючерсные цены фондового рынка
- Ценообразование при опционных сделках
- 9.5. Процесс ценообразования на фондовом рынке
- 9.6. Информация о ценах фондового рынка
- Тема 10. Ценообразование в международной торговле
- 10.1. Понятие цены мирового рынка
- 10.2. Основные виды мировых цен и их характеристики
- Характеристика мировых цен по формам организации торговли
- Классификация торговых терминов «Инкотермс 2000»
- 10.3. Формирование внешнеторговых цен
- 10.4. Внешнеторговые цены и таможенное регулирование
- Тема 11. Международные трансфертные цены
- 11.1. Трансфертные цены в регулировании финансовых потоков транснациональных корпораций
- 11.2. Методы трансфертного ценообразования
- 11.3. Основные стратегии трансфертного ценообразования
- Список литературы:
- Ценообразование
- 6.030509 «Учет и аудит» и 6.030504 «Экономика предприятия»