9.2. Основные теории ценообразования на фондовом рынке
Теория ценообразования на активы фондового рынка включает различные направления, которые можно сгруппировать:
– по объектам ценообразования – теории цен различных видов ценных бумаг (акций, облигаций и др.);
– по факторам ценообразования – факторные модели ценообразования, учитывающие экономические и политические факторы, влияющие на цену;
– по способам ценообразования – моделирование непосредственно цены ценной бумаги или моделирование ее доходности;
– по подходам к ценообразованию – определение цены ценной бумаги как единичного объекта инвестирования или как составной части инвестиционного портфеля.
Составные части, или направления, теории ценообразования на фондовом рынке называются моделями. В настоящее время основные теоретические построения ценообразования на фондовом рынке с точки зрения факторов ценообразования включают: теорию капитализации доходов, факторные модели ценообразования, включая модель оценки капитальных активов (САРМ) и теорию арбитражного ценообразования, а также модели ценообразования опционов.
Первое из указанных направлений сложилось с момента появления акций и облигаций. В 60-х годах XX в. была разработана модель оценки капитальных активов, основоположником которой является У. Шарп. Она является главным элементом теории портфельного инвестирования, заложенной Г. Марковитцем в начале 50-х годов XX в. В 1976 г. С. Росс опубликовал основные положения теории арбитражного ценообразования. С 1973 г. началось бурное развитие теории ценообразования опционов.
Теория капитализации выплачиваемых по ценной бумаге доходов исходит из того, что теоретическая цена ценной бумаги в данный момент времени есть простая капитализация выплачиваемых по ней доходов (процентных выплат или дивидендов). Капитализация оценивается в соответствии со ставкой уровня доходности (процента), наиболее приемлемого для данного инвестора. Теория исходит из того, что большинство инвесторов не желает рисковать, а потому в качестве исходной процентной ставки дохода принимается так называемая безрисковая ставка, когда риск инвестирования почти отсутствует.
Данная теория не учитывает влияния на цену различного уровня риска, присущего разным доходным активам. Так, акции разных компаний имеют существенные различия с точки зрения присущего им риска, а потому и уровень дохода, который они обеспечивают, не может быть одинаковым. Можно вместо безрисковой процентной ставки доходности использовать другие ставки, отражающие тот или иной риск. Однако данная теория не может обосновать, какой уровень риска следует учитывать в отношении каждой конкретной ценной бумаги. Такое обоснование потребовало создания специальной теории.
Из практики известно, что разные ценные бумаги имеют разный уровень доходности. Объяснение этого содержится в модели оценки капитальных активов, в соответствии с которой теоретическая цена акции основывается не только на безрисковой ставке доходности, но отражает и уровень систематического (т.е. неустранимого рыночным путем) риска. Теория САРМ, как модель оценки капитальных активов, обосновывает взаимосвязь между ожидаемым доходом по акции и риском; величина этой связи измеряется специальным коэффициентом, который улавливает различия между рыночными ценами акций в зависимости от уровня индивидуального систематического риска по отношению систематическому риску на фондовом рынке в целом.
Факторные модели ценообразования исходят из того, что доходность ценной бумаги зависит не только от риска, а от многих других факторов. Фондовый аналитик на основе обработки фактических данных должен самостоятельно выяснить, какие из экономических факторов более всего влияют на уровень доходности его ценных бумаг.
Арбитражная модель ценообразования является разновидностью факторных моделей. Она использует эти модели для увеличения ожидаемой доходности портфеля ценных бумаг инвестора без возрастания его риска. Используя данные о доходности, например акций, на основе текущих котировок и подставляя их в многофакторные модели цен, инвестор выявляет возможности для получения арбитражного (безрискового) дохода от своего портфеля ценных бумаг. Данная теория пытается соединить зависимость доходности ценной бумаги от многих рыночных факторов с возможностями рыночного арбитража.
Однако теоретическое обоснование факторов, влияющих на доходность каждой ценной бумаги, в данной теории отсутствует, а использование арбитража не во всех случаях возможно, поэтому сфера применения арбитражной теории намного меньше, чем модели САРМ.
Модель САРМ сужает влияние рынка на уровень доходности до одного фактора – риска, который является первым среди всех остальных. Это делает данную модель достаточно простой в использовании большинством рыночных торговцев. Однако следует помнить, что существуют и другие факторы ценообразования, которые необходимо отслеживать и обязательно учитывать в расчетах, если их роль становится существенной в тот или иной момент времени.
Теория «вероятностного» ценообразования, первым звеном которой является теория ценообразования опционов, – это третья ступень современного ценообразования на фондовом рынке. К факторам предыдущих теорий фондового ценообразования – средняя доходность и риск – добавляется третий фактор – вероятность принятия инвестором того или иного рыночного решения. Инвестор может купить акцию или облигацию, может купить ценную бумагу с минимальным риском потери капитала (дохода) или с высоким его уровнем, может купить акцию, а может заключить фьючерсный или опционный контракт на нее и т.п.
Теория цен опционов заложила основы теории вероятностного подхода в ценообразовании ко всем современным инструментам фондового рынка. Теория вероятностного ценообразования исходит из того, что каждый фондовый актив несет в себе черты опциона. Например, традиционная акция может рассматриваться как опцион (т.е. право выбора принятия решения) для ее владельца, так как акционер вправе либо ее продать в любой момент до окончания срока ее обращения, либо держать у себя и получать соответствующий дивиденд. Следовательно, рыночная цена акции отражает как уровень ее доходности, уровень ее индивидуального риска, так и вероятность тех или иных действий с ней. Поэтому теоретическая модель ее цены должна каким-то образом учитывать ее вероятностный характер.
Современные теории цен фондового рынка часто имеют дело не непосредственно с ценой ценной бумаги, а с ее ожидаемой доходностью. Т.е. модель цены совершенствуется. Зная предполагаемый доход по ценной бумаге и определив по соответствующей модели ожидаемую доходность, легко рассчитать теоретическую цену, разделив первый на вторую.
Реально приходится прогнозировать предполагаемый доход по ценной бумаге, если речь идет о ценных бумагах, по которым не выплачивается фиксированный доход (который обычно имеет место по облигациям (с установленной ставкой процентного дохода) и по привилегированным акциям). В случае обыкновенных акций необходим прогноз выплачиваемого дивиденда.
Модели ценообразования также могут относиться к цене обособленной ценной бумаги или к ее цене в рамках инвестиционного портфеля ценных бумаг, т.е. когда инвестор одновременно владеет ценными бумагами сразу нескольких компаний или несколькими их видами. В последнем случае инвестора заботит доходность не отдельно взятой акции, а портфеля в целом, т.е. капитала вообще. В этом случае портфеля трудность определения факторов, влияющих на доходность, можно обойти, сравнивая доходность ценных бумаг, составляющих портфель инвестора, со средней доходностью этого портфеля или портфеля рынка ценных бумаг в целом.
Условно теории ценообразования на фондовом рынке могут основываться на двух подходах. Первый состоит в том, что цена ценной бумаги в своей основе определяется экономическими факторами. Субъективные факторы влияют на отклонение рыночной цены от ее теоретической основы. Второй подход предполагает, что рыночная цена ценной бумаги целиком определяется психологией рыночных торговцев и не имеет какой-либо устойчивой основы. Все дело в том, возрастает или падает уверенность торговцев в будущей цене (доходе, процентной ставке). Если такая уверенность присутствует на рынке, то цены будут расти до уровней, и наоборот. При этом не имеет значения, какова текущая ситуация в экономике, ее ближайшие перспективы и т.п. Такие изменения цен имеют свои пределы, так как обычно уверенность в росте цен сменяется уверенностью в их снижении и наоборот.
Рассмотренные выше теории исходят из первого подхода. Теории, основывающиеся на втором подходе, не сформированы в виде какой-либо модели. Однако факт крупного отрыва котировок от их теоретических значений заставляет говорит о росте субъективного фактора в фондовом ценообразовании, что является следствие возрастания нестабильности современного рыночного хозяйства вообще.
Разновидностью влияния описанных подходов является деление теорий динамики цен фондового рынка на теории неопределенного и определенного изменения этих цен, т.е. является ли будущее изменение рыночной цены хаотичным или оно чем-то предопределено. Таким образом, направление изменения доходов, доходности, риска и других ценообразующих факторов на фондовом рынке предсказать невозможно и инвестор должен только ожидать конкретных сообщений или предсказывать с определенной вероятностью, какие изменения произойдут в экономике и на фондовом рынке.
Рассмотрение динамики цен фондового рынка показывает, что рассмотренные выше два разных подхода к теории этих цен в определенном смысле дополняют друг друга и не являются взаимоисключающими. Теоретический подход к динамике цен ценных бумаг (цена имеет определенное или направленное изменение) ближе к варианту субъективной основы цены, т.к. уверенность торговцев в росте цены акции – программирование ее роста. Однако имеющий место в рыночной экономике на протяжении столетий постоянный рост цен на товары и ценные бумаги нельзя назвать целенаправленным, хотя он не может трактоваться и как чисто хаотичное изменение, т.к. универсальная тенденция роста цен налицо.
- Министерство аграрной политики украины
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Теоретические основы ценообразования
- 1.1. Понятие ценности
- 1.2. Стадии возникновения ценности
- 1.3. Факторы образования ценности
- 1.4. Соотношение спроса и предложения
- 1.5. Современные условия формирования ценности
- Тема 2. Цены в современной экономике
- 2.1. Система цен
- 2.2. Методы ценообразования
- Формирование цены по методу полных издержек, грн.
- Формирование цены по методу стандартных (нормативных) издержек, грн.
- Формирование цены по методу прямых издержек, грн.
- Ценовые методы стимулирования продажи товаров
- Тема 3. Ценовая политика компании и выбор ценовой стратегии
- 3.1. Ценовая политика компании
- 3.2. Ценовые стратегии и условия их выбора
- Взаимосвязь стратегий ценообразования
- 3.3. Технология формирования ценовой стратегии
- Характер негативных последствий в случае принятия ценовых решений по неполной информации
- 3.4. Основные виды современных ценовых стратегий и последствия их реализации
- Тема 4. Ценообразование на рынке потребительских товаров и услуг
- 4.1. Рынок потребительских товаров и услуг
- 4.2. Розничные цены на потребительском рынке
- 4.3. Свободные цены на потребительском рынке
- 4.4. Регулируемые розничные цены на потребительском рынке товаров и услуг. Методы регулирования
- 4.5. Система розничных цен на потребительские товары и услуги
- Тема 5. Ценообразование на рынке недвижимости
- 5.1. Система цен на рынке недвижимости
- 5.2. Факторы оценки недвижимости
- 5.3. Подходы и методы определения ценности недвижимости
- Тема 6. Ценообразование на рынке труда
- 6.1. Общая характеристика рынка и цены труда
- 6.2. Предложение на рынке труда и его влияние на цену труда
- 6.3. Влияние на рынке спроса на труд и его цена
- 6.4. Государственное регулирование цены труда
- 6.5. Цена труда и безработица
- 6.6. Особенности формирования цены труда в рыночном и бюджетном секторах
- Тема 7. Ценообразование на объекты интеллектуальной собственности
- 7.1. Особенности интеллектуальной собственности
- 7.2. Факторы формирования цен на объекты интеллектуальной собственности
- 7.3. Методика определения рыночной цены на лицензию (роялти)
- Матрица распределения дохода (по формуле 7.3.3), %
- Расчет чистой приведенной стоимости при норме процента – 10%
- Тема 8. Ценообразование на кредитном рынке
- 8.1. Общая характеристика кредитного рынка
- 8.2. Процент как основной вид цены кредитных ресурсов
- 8.3. Факторы, воздействующие на формирование процента
- 8.4. Виды цен на банковские продукты
- Виды цен на банковские продукты
- 8.5. Зарубежный опыт определения цен на основные виды банковских продуктов
- Расчет издержек, дохода и прибыли для выбора оптимальных цен на банковские продукты
- 8.6. Формирование цен на кредиты и другое банковские продукты
- Ценовая политика в области кредитования
- Распределение размера надбавки по классам кредитов
- Тема 9. Ценообразование на фондовом рынке
- 9.1. Особенности ценообразования на активы фондового рынка
- 9.2. Основные теории ценообразования на фондовом рынке
- 9.3. Модели теоретических цен ценных бумаг при кассовых сделках Общая модель теоретической цены ценной бумаги на основе капитализации дохода
- Теоретическая цена акции
- Теоретическая цена облигации
- Теоретическая цена дисконтной ценной бумаги
- Теоретическая цена производных (вторичных) ценных бумаг
- 9.4. Ценообразование на ценные бумаги при срочных сделках
- Фьючерсные цены фондового рынка
- Ценообразование при опционных сделках
- 9.5. Процесс ценообразования на фондовом рынке
- 9.6. Информация о ценах фондового рынка
- Тема 10. Ценообразование в международной торговле
- 10.1. Понятие цены мирового рынка
- 10.2. Основные виды мировых цен и их характеристики
- Характеристика мировых цен по формам организации торговли
- Классификация торговых терминов «Инкотермс 2000»
- 10.3. Формирование внешнеторговых цен
- 10.4. Внешнеторговые цены и таможенное регулирование
- Тема 11. Международные трансфертные цены
- 11.1. Трансфертные цены в регулировании финансовых потоков транснациональных корпораций
- 11.2. Методы трансфертного ценообразования
- 11.3. Основные стратегии трансфертного ценообразования
- Список литературы:
- Ценообразование
- 6.030509 «Учет и аудит» и 6.030504 «Экономика предприятия»