1.2. Стадии возникновения ценности
При анализе проблемы ценности и ее роли в общественной жизни неизбежен исторический подход. Очевидно, что ее формы – деньги и цены – возникли тысячи лет назад, но достаточно уверенно можно предполагать, что в неявном виде отношения ценности существовали и раньше. Развитие общества и его экономической сферы сопровождалось и было тесно связано процессами образования ценности. Эта связь сохраняется и в настоящее время. Изменение социальной структуры общества и системы социальных связей на разных этапах его развития включает в себя и изменения в формировании ценности и ее роли в общественных отношениях.
Возникновение ценности благ – одна из самых старых экономических проблем. Ясно, что оценка благ людьми появилась в глубокой древности. Когда и как она начала формироваться, доподлинно неизвестно никому. Можно только предположить, как это происходило, и создать какую-то модель вероятного развития этого процесса. Подобная модель призвана как бы реконструировать далекие от нас события, выявить основные этапы формирования ценности как общественного явления.
Система оценивания благ существовала задолго до появления обмена. Обмен означает достаточно высокий уровень развития общества. Он предполагает, во-первых, определенный уровень эффективности производства, когда в распоряжении индивида (семьи, рода, племени и т.п.) появляются относительно избыточные продукты, которые могут быть использованы для обмена. Это говорит о том, что самые насущные нужды членов данного сообщества удовлетворены, и часть продукции может быть направлена для обмена. Во-вторых, такое распоряжение продукцией возможно только при сформировавшихся, хотя бы и самых примитивных, отношениях собственности. У обмениваемой продукции есть какой-то владелец, который может по своему усмотрению использовать продукцию. Такие отношения характерны для достаточно развитого общества с определенной внутренней социальной структурой.
На более ранних стадиях развития существовало оценивание благ, как необходимый элемент поддержания стабильности и упорядоченности жизни общества, как условие его развития. Оцениваются не только блага, оцениваются поведение других людей, поступки, возникающие ситуации. В каждой сфере общественной жизни возникает и закрепляется традициями система оценок, т.е. система ценностей.
Ни одна сфера человеческой деятельности и отношений не может существовать и нормально развиваться без выработки соответствующей данной сфере системы оценок. Создание системы ценностей идет постепенно в течение длительного периода. Эта система обладает значительной устойчивостью, но она изменяется в соответствии с новыми условиями жизни. Выработка системы ценностей – очень важное дело, такие системы обеспечивают нормальное и устойчивое развитие общества.
У оценки благ есть своя специфика, они более универсальные, сфера их действия значительно шире, чем других общественных оценок. В современных условиях для оценки благ характерно четкое количественное выражение (цена), но так было не всегда. На начальном этапе развития общества блага оценивались в виде выражений «больше – меньше», «лучше – хуже», и т.п. Но даже в такой форме оценки играли роль упорядочивающего и ориентирующего фактора, способствовали рациональному поведению членов общества и организации целенаправленной деятельности по «производству» (получению, собиранию, поиску) благ.
Рациональное поведение человека предполагает существование достаточно устойчивой системы оценок в любой сфере личных и общественных отношений. Эти оценки по своему происхождению субъективны, т.е. присущи отдельному человеку, и могут отражать только его мнение. Но неизбежно возникает вопрос о сопоставлении субъективных оценок и их и определенном упорядочении. Согласование субъективных оценок происходит ради сохранения и развития всего общества в целом. Оценки под влиянием традиций принимают форму общественных «постановлений» и влияют на возможные действия отдельных личностей.
Процесс оценивания состоит в том, что внешний по отношению к отдельному человеку или группе людей объект получает с их стороны оценку, которая потом становится устойчивой вследствие повторяемости ситуации и самого процесса оценивания. Процесс оценивания обеспечивал не только устойчивость, но и необходимую изменчивость оценок под влиянием новых обстоятельств.
Формирование системы общественных оценок – очень длительный процесс. Появление самостоятельной системы оценок хозяйственной деятельности связано с возникновением стабильного разделения труда, когда производство материальных благ становится постоянным занятием какой-то части членов общества.
Основной вопрос в экономической науке: какие факторы учитывали при оценивании благ? Прежде всего, оценивались те свойства вещей, которые и представляли наибольший интерес для людей, то, что мы сейчас называем полезностью, потребностью, а также степень желаемости. На начальных стадиях существования общества, когда охота, собирание и т.п. были главным способом приобретения необходимых благ, люди вынуждены были прилагать усилия, чтобы эти блага оказывались в их распоряжении. Разные блага требовали разных усилий. Эта затрата усилий, впоследствии трансформировавшаяся в труд, также влияла на оценку благ. Таким образом, с самого начала ценность благ зависела от комплекса факторов.
В примитивном хозяйстве, где потребляется только то, что в нем «произведено», в оценке благ слиты и оценка полезности, и оценка усилий, необходимых для получения этого блага. Эти оценки присущи только данной совокупности людей. Они могут быть как индивидуальными, так и коллективными, их устойчивость связана с традицией.
Важным этапом развития экономических отношений общества стало возникновение натурального обмена, т.е. непосредственного обмена одних благ на другие. Он был одновременно и результатом, и стимулом роста благосостояния в тогдашнем обществе и сопровождался существенными изменениями в системе оценок благ. Предпосылкой обмена стало появление каких-то устойчивых представлений о собственности.
В процессе обмена благ начинается раздвоение прежде единой оценки на две: первая – это оценка блага как такового его будущим потребителем, т.е. оценка его полезности, и вторая – оценка блага его владельцем до обмена, т.е. оценка усилий и затрат, с которыми было связано появление данного блага у его владельца. Никто не хочет проигрывать при обмене, в обмене должны выигрывать обе стороны. Поэтому типичной ситуацией обмена должна стать такая: каждый участник обмена оценивает необходимый ему продукт выше, чем тот, который он предполагает за него отдать. Для этого нужна была упорядоченность системы оценок, которая возникла и, когда обмен из случайного стал систематическим.
Возникновение систематического обмена существенно изменило ситуацию. В рамках случайного обмена его участники могли хорошо знать, какие затраты связаны с получением того товара, который им необходим. С переходом к постоянному обмену в условиях сформировавшегося разделения труда, с появлением в качестве предмета обмена товаров незнакомых, привезенных издалека, участник обмена мог и не знать, какими затратами обусловлено появление нужного ему товара. Постепенно сформировалось положение, когда участник обмена стал оценивать нужный ему товар исключительно с точки зрения субъективной полезности этого товара для него самого, конечно, с учетом традиций и обычаев, которые сложились по отношению к приобретаемому им товару. Участники обмена утратили информацию о затратах на возникновение нужного им товара, да она их и не интересовала. Главным для них стала полезность нужных им товаров, степень удовлетворения их потребностей в этом товаре. Это выражалось во внутренней субъективной оценке данного товара, скорректированной на традиции и прошлый опыт использования. Продавец товара, напротив, оценивал его прежде всего с точки зрения затрат (возможно, труда), и эта оценка тоже была в общем субъективной, но, конечно, учитывала и другие обстоятельства (время транспортировки и т.п.).
Таким образом, простой обмен благами между двумя его участниками представлял достаточно сложную задачу. Стороны обмена преследовали разные цели, оценки, которые они давали, касались совершенно разных объектов (полезность и затраты). Но сделки происходили и были выгодны их участникам. Обмен становился систематическим; возникали более или менее устойчивые пропорции обмена одних благ на другие. Система этих пропорций и являлась прообразом будущей системы цен.
После превращения обмена в систематический процесс система оценок постепенно стала охватывать все большее число продуктов, быстро увеличивалось и число участников обмена. Систематически участвуя в обмене, его участники учитывали опыт прежних сделок, прежних пропорций; оценки товаров начали приобретать более устойчивый «внешний» характер.
Этот процесс длился тысячи лет. Решающий момент связан с появлением универсального товара-посредника, который превратился в измерителя ценности других товаров. Это произошло, когда роль товара-посредника стали играть металлы. Внешняя оценка стала преобладающей, она из оценки превратилась в цену.
Возникновение денег – главный и решающий этап развития процесса оценивания благ. Одной из предпосылок появления денег стала устойчивость оценок благ, сформировавшаяся ранее. Следует учесть, что оценки материальных благ, раз возникнув, сохраняются; они могут меняться, но уже не исчезают. Они распространяются среди какой-то общности людей и постепенно теряют индивидуальный характер. Оценки материальных благ, несомненно, приобретают статус традиции и существуют достаточно длительное время. Они передаются от поколения к поколению, и каждое следующее поколение использует ту систему оценок, которая сложилась у предыдущих поколений, но вносит в нее какие-то коррективы.
Появление денег вместо разнообразных товаров-посредников ведет к резкому снижению расходов на заключение сделки, сокращается время на поиски нужного товара, что вынуждает участников обмена переходить на денежные методы реализации и приобретения продукции. Во все сделки обмена деньги вносят одну и ту же единицу измерения. Появляется одинаковое количественное измерение ценности всех товаров, участвующих в обмене. При использовании даже такой примитивной формы денег, как товар-посредник, возникает внешний по отношению к участникам данной сделки критерий оценки ценности обмениваемого товара. Эта оценка теряет чисто субъективный характер для продавца и для покупателя. Свои субъективные оценки обмениваемого товара они выражают во внешнем критерии и делают эти товары сопоставимыми. Тем самым облегчается достижение компромисса между участниками сделки и ускоряется ее заключение.
С появлением денег можно считать, что оценка благ превращается в цену. Цена – это конкретное стабильное обозначение ценности блага, приемлемое для участников торговли – продавцов и покупателей любых товаров на обширной территории. Все проблемы и противоречия купли-продажи сводятся к одному вопросу – уровню цены, что значительно ускоряет совершение сделок. Никаких противоречий между ценой и ценностью нет. Ценность – общее понятие, а цена – конкретное ее обозначение в определенных единицах для определенного товара. Цена не отклоняется от ценности, как бы она ни менялась. Резкие колебания цены означают, что именно так в данный момент изменяется ценность благ.
Возникновение внешней («объективной») оценки не отменяет использование и продавцом, и покупателем «своих» субъективных оценок, – они просто выражаются в тех же единицах, что и внешняя оценка, сформированная как какое-то количество денег. Без формирования устойчивых стереотипов отношения людей к деньгам, без привычки к использованию каких-то определенных денег невозможно добиться доверия к деньгам, а это – главное условие их надежного оборота.
Появление денег, как следствие развития обмена, имело принципиальное значение для самого процесса оценивания. Во-первых, возникла единица ценности, приемлемая для гораздо большего числа людей. Эта единица вытеснила все прежние локальные системы оценивания, хотя первоначально сфера использования денег тоже была ограничена и расширялась с увеличением торговли. Во-вторых, деньги выступали как внешний фактор по отношению к участникам обмена и тем самым облегчали согласование их противоречивых интересов. Индивидуальные, субъективные оценки они стали выражать в одинаковых единицах внешнего оценочного фактора. Это значительно ускорило заключение сделок, дало толчок развитию товарного обращения и товарного производства.
Единый акт обмена распределяется на два: куплю и продажу. Владелец денег превращается в покупателя, а владелец товара – в продавца. Покупатель оценивает товар только с точки зрения его полезности, затраты на его производство ему безразличны. Продавец прежде всего оценивает свои затраты, но и полезность товара ему небезразлична. Покупатель оценивает потребительские свойства товара и дает им обобщенное выражение, предлагая определенную цену – цену спроса. А продавец, исходя из своих затрат и учитывая заинтересованность покупателя, предлагает цену предложения. В результате они находят компромиссную цену, которая устраивает обе стороны.
С переходом к купле-продаже покупатель товара мог обозначить свою выгоду уже в денежной форме, т.е. представить эту выгоду как сумму денег. Выгода у покупателя возникала, но она была расчетная. Продавец товара находился в более простом положении. Он сопоставлял свои затраты на приобретение товара с возможной ценой его реализации. Цена должна была покрывать все затраты, но главной целью продавца было превышение выручки над затратами, т.е. получение прибыли – избытка сверх затрат.
С появлением денег стали меняться экономические роли продавца и покупателя. Продавец в условиях денежного хозяйства стал постепенно превращаться в профессионального торговца, а затем в производителя-предпринимателя. Покупатель же так и остался в основном покупателем, который в исторической перспективе стал получать доходы за счет продажи своего труда. Возникновение денег резко расширило сферу ценностных экономических отношений, создало мощные стимулы хозяйственного развития.
Деньги не просто ускорили обмен товаров, но и сами стали выступать как воплощение ценности, абсолютное богатство. Поэтому очень скоро сделки начинают совершать не ради обмена товара на товар, а ради увеличения суммы денег, принадлежащих индивиду. Деньги сами превратились в товар, появились ростовщичество, меняльные конторы, банковское дело и т.д. Возник мощный стимул для межстрановой торговли. Профессиональные торговцы стали первыми получателями больших сумм денег и, соответственно, первыми богачами, которые свое богатство создали не за счет грабежа и податей.
Деньги стали подлинной основой ценностного механизма экономики. Деньги есть самый важный элемент механизма обмена, благодаря им формируются конкретные цены, стимулы и условия обмена. Деньги делают для участников обмена соизмеримыми все факторы: полезность товара, затраты на него и другие. Денежные оценки снабжают участников обмена необходимой информацией для заключения сделки и тем самым создают предпосылки для принятия окончательного решения.
Измерительная функция денег связана с природой денежной единицы, которая выяснялась постепенно и стала вполне ясной только в наше время. Деньги измеряли ценность любого объекта потому, что они сами были ценностью. Общая масса ценности измеряется единицей ценности, как бы ее эталоном. Такой единицей-эталоном и было золото и присущие ему единицы измерения. Со временем золото признали временным и второстепенным фактором образования ценности денег.
В настоящее время деньги превращаются в символы ценности, в совершенно условные знаки ценности. Их использование базируется на доверии всех экономических субъектов к властным и хозяйственным структурам, проводящим денежную политику, на уверенности в их устойчивости, возникшей за время нормального экономического развития, на традиции и привычке именно к этим деньгам. Фактически деньги есть чисто условная единица ценности, сформировавшаяся в ходе длительного развития экономики и общества. Символический характер единицы ценности говорит также о том, что в ценности может быть учтено влияние любых новых факторов, если эти факторы являются существенными для участников сделки купли-продажи. Условность денежной единицы существенно расширяют возможную сферу ее применения.
Выработку ценностных единиц измерения следует рассматривать как одно из важнейших достижений человеческого общества. Возникновение и укрепление денег способствовало появлению важного экономического явления – спроса на товары. В рамках натурального обмена это понятие не могло сформироваться, так как за один и тот же товар предлагали самые разные эквиваленты и обобщенная потребность в данном товаре оставалась неизвестной. Но когда любому товару стали «противостоять» только деньги, общественная потребность в товарах получила достаточно четкое количественное выражение. Появление спроса стимулировало и возникновение массового предложения товаров, т.е. дало толчок организации массового производства. Соответственно и цены на товар стали устанавливаться с учетом глобального спроса, а не потребностей отдельного индивидуума – покупателя или затрат отдельного производителя. Поэтому, раз возникнув, система цен начинает играть относительно самостоятельную роль в динамике и формировании новых цен, так как само существование уже действующей системы цен влияет на поведение и решения как потребителей, так и производителей.
Исторический аспект исследования ценообразования показывает, что цена является компромиссом интересов двух противостоящих сторон: продавца и покупателя. Этот компромисс возникает как результат разрешения конфликта, ибо интересы сторон при определении уровня цены прямо противоположны. Однако обе стороны имеют общий интерес к совершению сделки. Стороны воздействуют друг на друга, добиваясь каждая своей цены. Возникает проблема соотношения сил противостоящих сторон сделки. Кто сумеет добиться своего? Существует процесс воздействия сторон друг на друга. Методы воздействия разнообразны, начиная с примитивного торга и кончая, к примеру, современными переговорами. Это взаимное воздействие друг на друга покупателя и продавца как раз и подчеркивает психологический характер (природу) самой цены.
- Министерство аграрной политики украины
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Теоретические основы ценообразования
- 1.1. Понятие ценности
- 1.2. Стадии возникновения ценности
- 1.3. Факторы образования ценности
- 1.4. Соотношение спроса и предложения
- 1.5. Современные условия формирования ценности
- Тема 2. Цены в современной экономике
- 2.1. Система цен
- 2.2. Методы ценообразования
- Формирование цены по методу полных издержек, грн.
- Формирование цены по методу стандартных (нормативных) издержек, грн.
- Формирование цены по методу прямых издержек, грн.
- Ценовые методы стимулирования продажи товаров
- Тема 3. Ценовая политика компании и выбор ценовой стратегии
- 3.1. Ценовая политика компании
- 3.2. Ценовые стратегии и условия их выбора
- Взаимосвязь стратегий ценообразования
- 3.3. Технология формирования ценовой стратегии
- Характер негативных последствий в случае принятия ценовых решений по неполной информации
- 3.4. Основные виды современных ценовых стратегий и последствия их реализации
- Тема 4. Ценообразование на рынке потребительских товаров и услуг
- 4.1. Рынок потребительских товаров и услуг
- 4.2. Розничные цены на потребительском рынке
- 4.3. Свободные цены на потребительском рынке
- 4.4. Регулируемые розничные цены на потребительском рынке товаров и услуг. Методы регулирования
- 4.5. Система розничных цен на потребительские товары и услуги
- Тема 5. Ценообразование на рынке недвижимости
- 5.1. Система цен на рынке недвижимости
- 5.2. Факторы оценки недвижимости
- 5.3. Подходы и методы определения ценности недвижимости
- Тема 6. Ценообразование на рынке труда
- 6.1. Общая характеристика рынка и цены труда
- 6.2. Предложение на рынке труда и его влияние на цену труда
- 6.3. Влияние на рынке спроса на труд и его цена
- 6.4. Государственное регулирование цены труда
- 6.5. Цена труда и безработица
- 6.6. Особенности формирования цены труда в рыночном и бюджетном секторах
- Тема 7. Ценообразование на объекты интеллектуальной собственности
- 7.1. Особенности интеллектуальной собственности
- 7.2. Факторы формирования цен на объекты интеллектуальной собственности
- 7.3. Методика определения рыночной цены на лицензию (роялти)
- Матрица распределения дохода (по формуле 7.3.3), %
- Расчет чистой приведенной стоимости при норме процента – 10%
- Тема 8. Ценообразование на кредитном рынке
- 8.1. Общая характеристика кредитного рынка
- 8.2. Процент как основной вид цены кредитных ресурсов
- 8.3. Факторы, воздействующие на формирование процента
- 8.4. Виды цен на банковские продукты
- Виды цен на банковские продукты
- 8.5. Зарубежный опыт определения цен на основные виды банковских продуктов
- Расчет издержек, дохода и прибыли для выбора оптимальных цен на банковские продукты
- 8.6. Формирование цен на кредиты и другое банковские продукты
- Ценовая политика в области кредитования
- Распределение размера надбавки по классам кредитов
- Тема 9. Ценообразование на фондовом рынке
- 9.1. Особенности ценообразования на активы фондового рынка
- 9.2. Основные теории ценообразования на фондовом рынке
- 9.3. Модели теоретических цен ценных бумаг при кассовых сделках Общая модель теоретической цены ценной бумаги на основе капитализации дохода
- Теоретическая цена акции
- Теоретическая цена облигации
- Теоретическая цена дисконтной ценной бумаги
- Теоретическая цена производных (вторичных) ценных бумаг
- 9.4. Ценообразование на ценные бумаги при срочных сделках
- Фьючерсные цены фондового рынка
- Ценообразование при опционных сделках
- 9.5. Процесс ценообразования на фондовом рынке
- 9.6. Информация о ценах фондового рынка
- Тема 10. Ценообразование в международной торговле
- 10.1. Понятие цены мирового рынка
- 10.2. Основные виды мировых цен и их характеристики
- Характеристика мировых цен по формам организации торговли
- Классификация торговых терминов «Инкотермс 2000»
- 10.3. Формирование внешнеторговых цен
- 10.4. Внешнеторговые цены и таможенное регулирование
- Тема 11. Международные трансфертные цены
- 11.1. Трансфертные цены в регулировании финансовых потоков транснациональных корпораций
- 11.2. Методы трансфертного ценообразования
- 11.3. Основные стратегии трансфертного ценообразования
- Список литературы:
- Ценообразование
- 6.030509 «Учет и аудит» и 6.030504 «Экономика предприятия»