8.2. Процент как основной вид цены кредитных ресурсов
В общем толковании цена – денежное выражение стоимости или ценности продукта. В понятие «продукт» входит все, что предлагается на рынке для продажи и находит спрос или потенциально может быть продано и имеет для человека определенную ценность. По отношению к кредитному рынку основным продуктом, реализуемым на нем, является услуга, оказываемая кредитором, по предоставлению ценностей во временное пользование заемщику на условиях возвратности, срочности и платности. По условиям кредитного договора должник по окончании срока не только возмещает ссуду, но и оплачивает стоимость услуги кредитора.
Кредитный продукт имеет особую форму оплаты, называемую процентом. Процент – денежное выражение стоимости или ценности кредитной услуги; на практике он выступает в виде суммы денег, уплачиваемой заемщиком за право пользования объектом кредита.
Специфика процента состоит в способе его формирования или форме расчета. Уплачиваемая заемщиком сумма не позволяет определить реальную стоимость кредита. Эта оценка зависит, прежде всего, от общей стоимости взятых в кредит средств. Действительной ценой кредита является процентная ставка, определяемая как отношение суммы, подлежащей уплате за использование кредитных ресурсов, к величине предоставленного кредита. Чем выше процентная ставка при одной и той же величине кредита, тем большую сумму придется уплатить заемщику и, значит, тем дороже для него кредит.
Понятия «цена кредита» и «процентная ставка» на практике могут полностью совпадать или различаться. Если в процентную ставку включены все затраты, связанные с процессом кредитования, то она соответствует понятию цены кредита. Но кредитор может использовать другой метод определения общей цены кредита, выделив процентную ставку как плату за кредитные ресурсы и установив отдельно плату за оформление, выдачу кредита, мониторинг и т.д. Таким образом, в более частном случае процентная ставка представляет собой плату за кредитные ресурсы.
Процент проявляет свою сущность через выполняемые им функции.
1) Измерительная функция используется для отображения стоимости или ценности кредитной услуги. Устанавливаемая кредитором процентная ставка служит той мерой стоимости кредита, которой он предполагает покрыть свои затраты (на приобретение кредитных ресурсов, на организацию процесса кредитования) и получить прибыль. Заемщик, исходя из своих потребностей и возможностей, формирует свой уровень процентной ставки, определяя для себя степень ценности кредита.
2) Функция балансировки спроса и предложения осуществляется через формирование равновесной процентной ставки, при которой все предназначенные для выдачи кредитов ресурсы находят своих потребителей. Процесс уравновешивания реализуется в результате взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения кредитных ресурсов на рынке. Вокруг равновесной ставки процента происходит колебание реальных ставок, по которым различные банки предоставляют кредиты заемщикам.
3) Перераспределительная функция заключается в способствовании перемещению свободных ресурсов от их владельцев к тем, кто испытывает в данное время в них потребность. Наличие платы за кредит создает заинтересованность кредитора в организации движения объекта кредита к заемщику, который таким образом формирует свои финансовые ресурсы. Происходит перераспределение накопленных средств для их более эффективного в данное время применения и удовлетворения потребностей заемщика.
Уровень процентной ставки также влияет на перераспределение доходов, так как на рынке постоянно происходит колебание конкретных ставок вокруг равновесного уровня. При более высокой ставке доходы от использования кредитных ресурсов перераспределяются в пользу кредитора, а при пониженной ставке – в пользу заемщика. Эта функция может быть реализована на общегосударственном уровне посредством политики дешевых (дорогих) кредитов, что приводит к росту (снижению) использования заемных средств в хозяйстве.
4) Стимулирующая функция проявляется как воздействие на активность использования кредита путем установления различных размеров платы за него. Эта функция реализуется коммерческими банками на практике при формировании и проведении своей ценовой политики.
Конкретное воплощение ценовая политика находит в дифференциации процентных ставок в зависимости от параметров ссуды (категория и надежность заемщика, длительность ссуды, рискованность объекта кредита и т.д.). При этом банк может привлечь наиболее желательных клиентов низким уровнем процентов по предоставляемым ссудам. В противоположном случае банк может предложить клиенту намеренно высокую плату за кредит, а также более жесткие условия кредитования. Дифференциация процентных ставок по ссудам позволяет кредитору не только сформировать определенный круг обслуживаемых клиентов, но и достичь балансировки двух разнонаправленных целей своей деятельности – повышения доходности (высокая плата при рискованности кредита) и снижения риска своей деятельности (низкая плата по ссудам, предоставляемым особо надежным заемщикам). Все это характеризует процент как одну из разновидностей цен, устанавливаемых на услуги кредиторов по предоставлению во временное пользование средств (ценностей).
- Министерство аграрной политики украины
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Теоретические основы ценообразования
- 1.1. Понятие ценности
- 1.2. Стадии возникновения ценности
- 1.3. Факторы образования ценности
- 1.4. Соотношение спроса и предложения
- 1.5. Современные условия формирования ценности
- Тема 2. Цены в современной экономике
- 2.1. Система цен
- 2.2. Методы ценообразования
- Формирование цены по методу полных издержек, грн.
- Формирование цены по методу стандартных (нормативных) издержек, грн.
- Формирование цены по методу прямых издержек, грн.
- Ценовые методы стимулирования продажи товаров
- Тема 3. Ценовая политика компании и выбор ценовой стратегии
- 3.1. Ценовая политика компании
- 3.2. Ценовые стратегии и условия их выбора
- Взаимосвязь стратегий ценообразования
- 3.3. Технология формирования ценовой стратегии
- Характер негативных последствий в случае принятия ценовых решений по неполной информации
- 3.4. Основные виды современных ценовых стратегий и последствия их реализации
- Тема 4. Ценообразование на рынке потребительских товаров и услуг
- 4.1. Рынок потребительских товаров и услуг
- 4.2. Розничные цены на потребительском рынке
- 4.3. Свободные цены на потребительском рынке
- 4.4. Регулируемые розничные цены на потребительском рынке товаров и услуг. Методы регулирования
- 4.5. Система розничных цен на потребительские товары и услуги
- Тема 5. Ценообразование на рынке недвижимости
- 5.1. Система цен на рынке недвижимости
- 5.2. Факторы оценки недвижимости
- 5.3. Подходы и методы определения ценности недвижимости
- Тема 6. Ценообразование на рынке труда
- 6.1. Общая характеристика рынка и цены труда
- 6.2. Предложение на рынке труда и его влияние на цену труда
- 6.3. Влияние на рынке спроса на труд и его цена
- 6.4. Государственное регулирование цены труда
- 6.5. Цена труда и безработица
- 6.6. Особенности формирования цены труда в рыночном и бюджетном секторах
- Тема 7. Ценообразование на объекты интеллектуальной собственности
- 7.1. Особенности интеллектуальной собственности
- 7.2. Факторы формирования цен на объекты интеллектуальной собственности
- 7.3. Методика определения рыночной цены на лицензию (роялти)
- Матрица распределения дохода (по формуле 7.3.3), %
- Расчет чистой приведенной стоимости при норме процента – 10%
- Тема 8. Ценообразование на кредитном рынке
- 8.1. Общая характеристика кредитного рынка
- 8.2. Процент как основной вид цены кредитных ресурсов
- 8.3. Факторы, воздействующие на формирование процента
- 8.4. Виды цен на банковские продукты
- Виды цен на банковские продукты
- 8.5. Зарубежный опыт определения цен на основные виды банковских продуктов
- Расчет издержек, дохода и прибыли для выбора оптимальных цен на банковские продукты
- 8.6. Формирование цен на кредиты и другое банковские продукты
- Ценовая политика в области кредитования
- Распределение размера надбавки по классам кредитов
- Тема 9. Ценообразование на фондовом рынке
- 9.1. Особенности ценообразования на активы фондового рынка
- 9.2. Основные теории ценообразования на фондовом рынке
- 9.3. Модели теоретических цен ценных бумаг при кассовых сделках Общая модель теоретической цены ценной бумаги на основе капитализации дохода
- Теоретическая цена акции
- Теоретическая цена облигации
- Теоретическая цена дисконтной ценной бумаги
- Теоретическая цена производных (вторичных) ценных бумаг
- 9.4. Ценообразование на ценные бумаги при срочных сделках
- Фьючерсные цены фондового рынка
- Ценообразование при опционных сделках
- 9.5. Процесс ценообразования на фондовом рынке
- 9.6. Информация о ценах фондового рынка
- Тема 10. Ценообразование в международной торговле
- 10.1. Понятие цены мирового рынка
- 10.2. Основные виды мировых цен и их характеристики
- Характеристика мировых цен по формам организации торговли
- Классификация торговых терминов «Инкотермс 2000»
- 10.3. Формирование внешнеторговых цен
- 10.4. Внешнеторговые цены и таможенное регулирование
- Тема 11. Международные трансфертные цены
- 11.1. Трансфертные цены в регулировании финансовых потоков транснациональных корпораций
- 11.2. Методы трансфертного ценообразования
- 11.3. Основные стратегии трансфертного ценообразования
- Список литературы:
- Ценообразование
- 6.030509 «Учет и аудит» и 6.030504 «Экономика предприятия»