logo
ЦеноОбразование_курс_лекций кор

Формирование цены по методу прямых издержек, грн.

Таблица 2.3.

Основные элементы цены

Изделие

А

В

С

Выручка от реализации (цена изделия)

770

715

880

Сырье и материалы

240

165

205

Оплата труда основных производственных рабочих

195

145

140

Прямые издержки, всего

45

35

115

Итого прямых издержек

480

345

460

Покрытие (валовая прибыль)

290

370

420

Рентабельность (валовая прибыль к прямым издержкам), %

60

107

91

Косвенные расходы

190

310

350

Основное достоинство данного метода заключается в возможности выявить наиболее выгодные виды продукции. Предполагается, что косвенные расходы практически не меняются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных пределах масшта­бов производства. Поэтому, чем выше разница между ценой изделия и суммой сокращенных издержек, тем больше покрытие (валовая при­быль) и соответственно рентабельность.

Таким образом, косвенные расходы не распределяются на кон­кретные изделия. Но это не означает, что данные издержки игнориру­ются. В целом по фирме они должны быть покрыты за счет валовой прибыли. В нашем примере валовая прибыль по трем изделиям равна: 290 + 370 + 420 = 1080 грн. Косвенные затраты составляют 190 +310 + 350 = 850 грн. Тогда чистая прибыль составит 1080 - 850 = 230 грн.

Использование ценового метода прямых издержек позволяет фор­мировать цены с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и получения максимальной прибыли. Выявляются изде­лия, вносящие больший вклад в валовую прибыль фирмы. При нали­чии свободного рынка в стране фирма может так построить программу производства, чтобы более рентабельные изделия заменили менее прибыльные и убыточные.

Параметрические методы ценообразования используются при расчете цены на аналогичную продукцию, т.е. продукцию, удовлетворяющую одинаковую потребность и идентичную по физико-химическому составу.

Эти методы применяются, когда основные потребительные параметры аналогичной продукции поддаются четкому количественному определе­нию. Такая продукция может быть описана параметрическим рядом (ряд станков разных марок в зависимости от показателя мощности, ряд поли­мерных материалов в зависимости от содержания основного вещества и т.п.). Применительно к продукции одного ряда основных параметров может быть несколько. Цена на каждый новый продукт ряда рассчитыва­ется путем корректировки цены базового изделия этого ряда.

Если новая цена рассчитывается лишь с учетом изменения самих параметров, то данный метод называется параметрическим. В самом общем виде он может быть представлен формулой:

Цн = Цб • Кп, (2.3.1)

где Цн – цена нового изделия ряда;

Цб – цена базового изделия;

Кп – корректирующий коэффициент, значение которого связано с тем, по­казывает ли улучшение параметров количественное их снижение или увеличение по сравнению с базовыми.

Если новая цена рассчитывается с помощью показателя норматив­ных затрат на единицу параметра, то такой метод называется норма­тивно-параметрическим. Он может быть представлен формулой:

Цн = Цб + Нз • Кп, (2.3.2)

где Нз – нор­мативные затраты на единицу потребительского параметра изделия.

Формулы (2.1) и (2.2) могут дополняться суммами скидок и надба­вок за изменение вспомогательных параметров.

В качестве параметрических используются методы удельной цены, баллов и регрессии.

Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена получается как ча­стное от деления цены на основной параметр качества товара.

Во избежание грубых ошибок метод удельной цены используется для ориентировочных оценок. Его недостаток в том, что цена опреде­ляется на основе только одного параметра, а воздействие на цену дру­гих параметров не учитывается.

Ценовой метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. При использовании данного метода для определения конкретных цен действует следующий алго­ритм, приведенный на рис. 2.6.

Отбор основных параметров

Начисление баллов по каждому параметру

Суммирование баллов по базовому и искомому товару

Расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов

Рис. 2.6. Алгоритм расчета цен по методу баллов

Цена на искомый (новый) товар (Цн) ценовым методом баллов рассчитывается по формуле:

(2.3.3)

где Цб – цена базового товара;

Бн и Бб – балльная оценка i-го пара­метра соответственно нового и базового товара.

Ценовой метод баллов целесообразно применять при формирова­нии цен на товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство исполь­зования, дизайн, цвет, запах, вкус и т.д.). Недостаток метода – субъек­тивизм при начислении баллов.

Ценовой метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величин не­скольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция параметров:

Ц = f (х1, х2, х3, …, хn) (2.3.4)

где х12, х3, ..., хn – основные параметры качества товаров.

Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определе­ния цен товаров, входящих в данный параметрический ряд.

В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары. Например, результаты расчетов регрессионной зависимости цен от отобранных показателей качества по бумаге для печати могут быть представлены в виде уравнения регрессии:

Ц = -56,5 + 0,38 х1, + 0,67 х2,

где х1 – плотность 1 м2, г;

х2 – белизна, %.

Эта формула применима для всего ценового ряда бумаги данного вида.

Аналогично определяются цены и на другие новые виды продукции. В результате формируется взаимоувязанная система цен на продукцию.

Метод с учетом потребительского эффекта. Если продукция явля­ется взаимозаменяемой, т.е. удовлетворяет одинаковые потребности, но различается по физико-химическому составу, в параметрический ряд ее выстроить нельзя. Вместе с тем, поскольку эта продукция удов­летворяет одинаковые потребности, цены на нее не могут строиться изолированно. Взаимосвязь цен на новое и ранее выпускавшееся изде­лие обеспечивается посредством показателя потребительского эффек­та, т.е. эффекта, который потребитель может получить при использо­вании нового изделия (материала) вместо прежнего.

Цену согласно этому методу можно рассчитать по формуле:

Цн = Цб + Эп • Кт, (2.3.5)

где Эп – эффект у потребителя от замены прежнего изделия новым;

Кт – коэффициент торможения, или морального старения, из­делия (чем выше темпы научно-технического прогресса, тем меньше величина коэффициента).

Расчетные методы в условиях административно регулируемой эко­номики являются практически единственной ценовой методикой, по­скольку при таких условиях нет объективной необходимости учиты­вать конъюнктуру рынка.

В условиях рыночной экономики цена, рассчитанная продав­цом, – это лишь база формирования цены фактической сделки. Рас­четная цена может совпадать с ценой фактической сделки и даже быть выше, если продавец является монополистом и проводит политику полной реализации своего исключительного положения на рынке. Если же продавец придерживается умеренной ценовой политики, то не только цена фактической сделки, но и цена предложения может быть ниже расчетной цены. Когда продавец работает в условиях конку­рентного рынка, расхождение между расчетной ценой и ценой факти­ческой реализации значительно.

В условиях рынка в самих расчетных мето­дах в определенной мере учтены требования рыночной конъюнктуры. Примером служат проанализированные выше преимущества метода стандартных (нормативных) издержек по сравнению с методом пол­ных затрат.