Формирование цены по методу прямых издержек, грн.
Таблица 2.3.
Основные элементы цены | Изделие | ||
А | В | С | |
Выручка от реализации (цена изделия) | 770 | 715 | 880 |
Сырье и материалы | 240 | 165 | 205 |
Оплата труда основных производственных рабочих | 195 | 145 | 140 |
Прямые издержки, всего | 45 | 35 | 115 |
Итого прямых издержек | 480 | 345 | 460 |
Покрытие (валовая прибыль) | 290 | 370 | 420 |
Рентабельность (валовая прибыль к прямым издержкам), % | 60 | 107 | 91 |
Косвенные расходы | 190 | 310 | 350 |
Основное достоинство данного метода заключается в возможности выявить наиболее выгодные виды продукции. Предполагается, что косвенные расходы практически не меняются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных пределах масштабов производства. Поэтому, чем выше разница между ценой изделия и суммой сокращенных издержек, тем больше покрытие (валовая прибыль) и соответственно рентабельность.
Таким образом, косвенные расходы не распределяются на конкретные изделия. Но это не означает, что данные издержки игнорируются. В целом по фирме они должны быть покрыты за счет валовой прибыли. В нашем примере валовая прибыль по трем изделиям равна: 290 + 370 + 420 = 1080 грн. Косвенные затраты составляют 190 +310 + 350 = 850 грн. Тогда чистая прибыль составит 1080 - 850 = 230 грн.
Использование ценового метода прямых издержек позволяет формировать цены с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и получения максимальной прибыли. Выявляются изделия, вносящие больший вклад в валовую прибыль фирмы. При наличии свободного рынка в стране фирма может так построить программу производства, чтобы более рентабельные изделия заменили менее прибыльные и убыточные.
Параметрические методы ценообразования используются при расчете цены на аналогичную продукцию, т.е. продукцию, удовлетворяющую одинаковую потребность и идентичную по физико-химическому составу.
Эти методы применяются, когда основные потребительные параметры аналогичной продукции поддаются четкому количественному определению. Такая продукция может быть описана параметрическим рядом (ряд станков разных марок в зависимости от показателя мощности, ряд полимерных материалов в зависимости от содержания основного вещества и т.п.). Применительно к продукции одного ряда основных параметров может быть несколько. Цена на каждый новый продукт ряда рассчитывается путем корректировки цены базового изделия этого ряда.
Если новая цена рассчитывается лишь с учетом изменения самих параметров, то данный метод называется параметрическим. В самом общем виде он может быть представлен формулой:
Цн = Цб • Кп, (2.3.1)
где Цн – цена нового изделия ряда;
Цб – цена базового изделия;
Кп – корректирующий коэффициент, значение которого связано с тем, показывает ли улучшение параметров количественное их снижение или увеличение по сравнению с базовыми.
Если новая цена рассчитывается с помощью показателя нормативных затрат на единицу параметра, то такой метод называется нормативно-параметрическим. Он может быть представлен формулой:
Цн = Цб + Нз • Кп, (2.3.2)
где Нз – нормативные затраты на единицу потребительского параметра изделия.
Формулы (2.1) и (2.2) могут дополняться суммами скидок и надбавок за изменение вспомогательных параметров.
В качестве параметрических используются методы удельной цены, баллов и регрессии.
Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена получается как частное от деления цены на основной параметр качества товара.
Во избежание грубых ошибок метод удельной цены используется для ориентировочных оценок. Его недостаток в том, что цена определяется на основе только одного параметра, а воздействие на цену других параметров не учитывается.
Ценовой метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. При использовании данного метода для определения конкретных цен действует следующий алгоритм, приведенный на рис. 2.6.
Отбор основных параметров |
Начисление баллов по каждому параметру |
Суммирование баллов по базовому и искомому товару |
Расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов |
Рис. 2.6. Алгоритм расчета цен по методу баллов
Цена на искомый (новый) товар (Цн) ценовым методом баллов рассчитывается по формуле:
(2.3.3)
где Цб – цена базового товара;
Бн и Бб – балльная оценка i-го параметра соответственно нового и базового товара.
Ценовой метод баллов целесообразно применять при формировании цен на товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство использования, дизайн, цвет, запах, вкус и т.д.). Недостаток метода – субъективизм при начислении баллов.
Ценовой метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величин нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция параметров:
Ц = f (х1, х2, х3, …, хn) (2.3.4)
где х1,х2, х3, ..., хn – основные параметры качества товаров.
Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд.
В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары. Например, результаты расчетов регрессионной зависимости цен от отобранных показателей качества по бумаге для печати могут быть представлены в виде уравнения регрессии:
Ц = -56,5 + 0,38 х1, + 0,67 х2,
где х1 – плотность 1 м2, г;
х2 – белизна, %.
Эта формула применима для всего ценового ряда бумаги данного вида.
Аналогично определяются цены и на другие новые виды продукции. В результате формируется взаимоувязанная система цен на продукцию.
Метод с учетом потребительского эффекта. Если продукция является взаимозаменяемой, т.е. удовлетворяет одинаковые потребности, но различается по физико-химическому составу, в параметрический ряд ее выстроить нельзя. Вместе с тем, поскольку эта продукция удовлетворяет одинаковые потребности, цены на нее не могут строиться изолированно. Взаимосвязь цен на новое и ранее выпускавшееся изделие обеспечивается посредством показателя потребительского эффекта, т.е. эффекта, который потребитель может получить при использовании нового изделия (материала) вместо прежнего.
Цену согласно этому методу можно рассчитать по формуле:
Цн = Цб + Эп • Кт, (2.3.5)
где Эп – эффект у потребителя от замены прежнего изделия новым;
Кт – коэффициент торможения, или морального старения, изделия (чем выше темпы научно-технического прогресса, тем меньше величина коэффициента).
Расчетные методы в условиях административно регулируемой экономики являются практически единственной ценовой методикой, поскольку при таких условиях нет объективной необходимости учитывать конъюнктуру рынка.
В условиях рыночной экономики цена, рассчитанная продавцом, – это лишь база формирования цены фактической сделки. Расчетная цена может совпадать с ценой фактической сделки и даже быть выше, если продавец является монополистом и проводит политику полной реализации своего исключительного положения на рынке. Если же продавец придерживается умеренной ценовой политики, то не только цена фактической сделки, но и цена предложения может быть ниже расчетной цены. Когда продавец работает в условиях конкурентного рынка, расхождение между расчетной ценой и ценой фактической реализации значительно.
В условиях рынка в самих расчетных методах в определенной мере учтены требования рыночной конъюнктуры. Примером служат проанализированные выше преимущества метода стандартных (нормативных) издержек по сравнению с методом полных затрат.
- Министерство аграрной политики украины
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Теоретические основы ценообразования
- 1.1. Понятие ценности
- 1.2. Стадии возникновения ценности
- 1.3. Факторы образования ценности
- 1.4. Соотношение спроса и предложения
- 1.5. Современные условия формирования ценности
- Тема 2. Цены в современной экономике
- 2.1. Система цен
- 2.2. Методы ценообразования
- Формирование цены по методу полных издержек, грн.
- Формирование цены по методу стандартных (нормативных) издержек, грн.
- Формирование цены по методу прямых издержек, грн.
- Ценовые методы стимулирования продажи товаров
- Тема 3. Ценовая политика компании и выбор ценовой стратегии
- 3.1. Ценовая политика компании
- 3.2. Ценовые стратегии и условия их выбора
- Взаимосвязь стратегий ценообразования
- 3.3. Технология формирования ценовой стратегии
- Характер негативных последствий в случае принятия ценовых решений по неполной информации
- 3.4. Основные виды современных ценовых стратегий и последствия их реализации
- Тема 4. Ценообразование на рынке потребительских товаров и услуг
- 4.1. Рынок потребительских товаров и услуг
- 4.2. Розничные цены на потребительском рынке
- 4.3. Свободные цены на потребительском рынке
- 4.4. Регулируемые розничные цены на потребительском рынке товаров и услуг. Методы регулирования
- 4.5. Система розничных цен на потребительские товары и услуги
- Тема 5. Ценообразование на рынке недвижимости
- 5.1. Система цен на рынке недвижимости
- 5.2. Факторы оценки недвижимости
- 5.3. Подходы и методы определения ценности недвижимости
- Тема 6. Ценообразование на рынке труда
- 6.1. Общая характеристика рынка и цены труда
- 6.2. Предложение на рынке труда и его влияние на цену труда
- 6.3. Влияние на рынке спроса на труд и его цена
- 6.4. Государственное регулирование цены труда
- 6.5. Цена труда и безработица
- 6.6. Особенности формирования цены труда в рыночном и бюджетном секторах
- Тема 7. Ценообразование на объекты интеллектуальной собственности
- 7.1. Особенности интеллектуальной собственности
- 7.2. Факторы формирования цен на объекты интеллектуальной собственности
- 7.3. Методика определения рыночной цены на лицензию (роялти)
- Матрица распределения дохода (по формуле 7.3.3), %
- Расчет чистой приведенной стоимости при норме процента – 10%
- Тема 8. Ценообразование на кредитном рынке
- 8.1. Общая характеристика кредитного рынка
- 8.2. Процент как основной вид цены кредитных ресурсов
- 8.3. Факторы, воздействующие на формирование процента
- 8.4. Виды цен на банковские продукты
- Виды цен на банковские продукты
- 8.5. Зарубежный опыт определения цен на основные виды банковских продуктов
- Расчет издержек, дохода и прибыли для выбора оптимальных цен на банковские продукты
- 8.6. Формирование цен на кредиты и другое банковские продукты
- Ценовая политика в области кредитования
- Распределение размера надбавки по классам кредитов
- Тема 9. Ценообразование на фондовом рынке
- 9.1. Особенности ценообразования на активы фондового рынка
- 9.2. Основные теории ценообразования на фондовом рынке
- 9.3. Модели теоретических цен ценных бумаг при кассовых сделках Общая модель теоретической цены ценной бумаги на основе капитализации дохода
- Теоретическая цена акции
- Теоретическая цена облигации
- Теоретическая цена дисконтной ценной бумаги
- Теоретическая цена производных (вторичных) ценных бумаг
- 9.4. Ценообразование на ценные бумаги при срочных сделках
- Фьючерсные цены фондового рынка
- Ценообразование при опционных сделках
- 9.5. Процесс ценообразования на фондовом рынке
- 9.6. Информация о ценах фондового рынка
- Тема 10. Ценообразование в международной торговле
- 10.1. Понятие цены мирового рынка
- 10.2. Основные виды мировых цен и их характеристики
- Характеристика мировых цен по формам организации торговли
- Классификация торговых терминов «Инкотермс 2000»
- 10.3. Формирование внешнеторговых цен
- 10.4. Внешнеторговые цены и таможенное регулирование
- Тема 11. Международные трансфертные цены
- 11.1. Трансфертные цены в регулировании финансовых потоков транснациональных корпораций
- 11.2. Методы трансфертного ценообразования
- 11.3. Основные стратегии трансфертного ценообразования
- Список литературы:
- Ценообразование
- 6.030509 «Учет и аудит» и 6.030504 «Экономика предприятия»