6.4. Государственное регулирование цены труда
В процессе регулирования рынка труда государство руководствуется нормами международного права и внутренним законодательством в данной сфере. Международные правовые нормы в сфере регулирования цены труда определяются на основе конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ). Система международного регулирования минимальной оплаты труда начала складываться в 1928 г. с принятием МОТ Конвенции № 28 «О механизме установления минимальной заработной платы» и Рекомендации № 30 «О методике установления минимальной заработной платы».
Конвенция № 131 «Установление минимальной заработной платы» (1970 г.) обязала страны – члены МОТ ввести систему определения минимальной заработной платы, охватывающую всех работников. При ее расчете должны учитываться все основные потребности работников и их семей в конкретных условиях отдельной страны. Минимальная заработная плата должна устанавливаться законом.
Конвенция № 95 «Охрана заработной платы» (1949 г.) ограничивает вычеты из заработной платы и выплаты натурой, а также определяет периодичность выплаты заработной платы.
Конвенция № 102 «Минимальные нормы социального обеспечения» (1952 г.) установила девять основных видов социального страхования: медицинская помощь, пособие по болезни, пособие по безработице, пособие по старости, пособие в случае производственного травматизма и профессионального заболевания, семейное пособие, пособие по беременности и родам, пособие по инвалидности, пособие по случаю потери кормильца.
Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.) определила, что при расчетах прожиточного минимума необходимо ориентироваться на «основные потребности семей трудящихся (продукты питания, их калорийность, одежду, медицинское обслуживание и образование)».
Минимальная заработная плата является важнейшим инструментом государственного регулирования цены труда. Минимальная оплата труда должна основываться на прожиточном минимуме. Минимальный размер оплаты труда является нижней границей цены труда наименьшей сложности, выполняемой в нормальных для здоровья работника условиях. Целью законодательного установления минимальной оплаты труда является предотвращение возможности монопольного положения работодателей на рынке труда. Официальная минимальная оплата труда обеспечивает соотношения во всей системе заработной платы. Так, средняя заработная плата в нормальных экономических условиях превышает минимальную в 3,0–3,5 раза.
При регулировании уровня оплаты труда важное значение имеет установление государством продолжительности рабочей недели и условий оплаты сверхурочных работ. Продолжительность рабочей недели в развитых странах в настоящее время составляет 35-40 ч.
Важная форма регулирования рынка труда – система социального партнерства, в котором участвуют государство, профсоюзы и союзы работодателей, причем государство выступает как посредник на переговорах между представителями работников и работодателей. Цель социального партнерства – выработка процедур, позволяющих разрешать трудовые конфликты. В ходе трехсторонних переговоров участники процесса социального партнерства достигают договоренности относительно размеров оплаты труда и темпов ее увеличения, повышения квалификации работников и их подготовки, мер по поддержанию высокого уровня занятости. Все вопросы взаимоотношений между профсоюзами и союзами предпринимателей относительно основных показателей заработной платы должны регулироваться в генеральных, региональных, отраслевых, профессиональных и территориальных соглашениях, а также в коллективных договорах.
Генеральное соглашение определяет общие принципы социально-трудовых отношений на государственном уровне, в том числе в сфере заработной платы. Это соглашение регулирует индексацию минимальной заработной платы, соотношение темпов роста заработной платы и инфляции, оплату труда работников бюджетной сферы, соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума.
Региональные соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в отдельных регионах. В частности, они могут определять основные подходы к определению прожиточного минимума для конкретного региона.
Отраслевые тарифные соглашения определяют размеры оплаты труда в конкретных отраслях экономики. Они предусматривают установление в данной отрасли минимального размера оплаты труда в виде тарифной ставки первого разряда или минимального оклада, а также механизм индексации заработной платы. Эти соглашения заключаются между представительными органами работников, работодателей и органами власти.
Профессиональные тарифные соглашения устанавливают размеры оплаты труда и льготы для работников конкретных профессий. Они заключаются между профсоюзами, объединениями работодателей и министерствами (ведомствами). Например, такое соглашение используется для определения оплаты труда в системе железнодорожного транспорта.
Территориальные соглашения регулируют социально-трудовые отношения в городах и районах и заключаются между участниками системы социального партнерства данного уровня.
Важнейшим этапом социального партнерства является заключение коллективных договоров в конкретных организациях или на предприятиях. Его сторонами являются работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем организации. Коллективный договор считается правовым актом. Он призван конкретизировать нормы генерального, отраслевого и профессионального соглашений. Коллективный договор определяет порядок формирования и размеры оплаты труда в конкретных организациях. В нем обязательно указывается размер минимальной оплаты труда рабочего основной специальности. На его основе осуществляется дифференциация оплаты труда работников данной организации (предприятия) в зависимости от их квалификации и занимаемых должностей. При этом руководствуются Единым тарифно-квалификационным справочником работ и рабочих, а также тарифной сеткой.
В коллективном договоре могут определяться размеры доплат за интенсивность труда, доплат за вредные условия труда, за работу в вечернюю и ночную смены. Если в организации используются не только тарифные ставки, но и оклады, то в коллективном договоре указываются профессии, оплачиваемые по окладам, и их размеры.
Формой регулирования рынка труда является государственная политика в сфере профессиональной подготовки. Ее главная цель – совершенствование структуры предлагаемого труда и обеспечение востребованности специалистов. Особое значение имеет профессиональная подготовка молодежи. При осуществлении государственных затрат на образование должны быть правильно спрогнозированы совокупный спрос на труд и его структура.
В регулировании рынка труда существенное значение имеет организация миграционных процессов, т.е. переезд работника на новое место жительства, где он может быть обеспечен рабочим местом. В данном случае от органов государственной власти требуется налаживание информационной системы о спросе на труд в конкретных регионах страны.
Для регулирования рынка труда важна активная политика профсоюзов. Во-первых, профсоюзы могут влиять на предложение труда, что достигается продвижением законопроектов о продолжительности рабочего дня или об увеличении срока профессионального обучения. Во-вторых, профсоюзы могут влиять на уровень спроса на труд путем введения высоких таможенных тарифов на импортные товары.
В результате государственного регулирования рынка труда заработная плата устанавливается, хотя и под воздействием спроса и предложения, но с учетом требований и ограничений, определяемых действующим законодательством.
- Министерство аграрной политики украины
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Теоретические основы ценообразования
- 1.1. Понятие ценности
- 1.2. Стадии возникновения ценности
- 1.3. Факторы образования ценности
- 1.4. Соотношение спроса и предложения
- 1.5. Современные условия формирования ценности
- Тема 2. Цены в современной экономике
- 2.1. Система цен
- 2.2. Методы ценообразования
- Формирование цены по методу полных издержек, грн.
- Формирование цены по методу стандартных (нормативных) издержек, грн.
- Формирование цены по методу прямых издержек, грн.
- Ценовые методы стимулирования продажи товаров
- Тема 3. Ценовая политика компании и выбор ценовой стратегии
- 3.1. Ценовая политика компании
- 3.2. Ценовые стратегии и условия их выбора
- Взаимосвязь стратегий ценообразования
- 3.3. Технология формирования ценовой стратегии
- Характер негативных последствий в случае принятия ценовых решений по неполной информации
- 3.4. Основные виды современных ценовых стратегий и последствия их реализации
- Тема 4. Ценообразование на рынке потребительских товаров и услуг
- 4.1. Рынок потребительских товаров и услуг
- 4.2. Розничные цены на потребительском рынке
- 4.3. Свободные цены на потребительском рынке
- 4.4. Регулируемые розничные цены на потребительском рынке товаров и услуг. Методы регулирования
- 4.5. Система розничных цен на потребительские товары и услуги
- Тема 5. Ценообразование на рынке недвижимости
- 5.1. Система цен на рынке недвижимости
- 5.2. Факторы оценки недвижимости
- 5.3. Подходы и методы определения ценности недвижимости
- Тема 6. Ценообразование на рынке труда
- 6.1. Общая характеристика рынка и цены труда
- 6.2. Предложение на рынке труда и его влияние на цену труда
- 6.3. Влияние на рынке спроса на труд и его цена
- 6.4. Государственное регулирование цены труда
- 6.5. Цена труда и безработица
- 6.6. Особенности формирования цены труда в рыночном и бюджетном секторах
- Тема 7. Ценообразование на объекты интеллектуальной собственности
- 7.1. Особенности интеллектуальной собственности
- 7.2. Факторы формирования цен на объекты интеллектуальной собственности
- 7.3. Методика определения рыночной цены на лицензию (роялти)
- Матрица распределения дохода (по формуле 7.3.3), %
- Расчет чистой приведенной стоимости при норме процента – 10%
- Тема 8. Ценообразование на кредитном рынке
- 8.1. Общая характеристика кредитного рынка
- 8.2. Процент как основной вид цены кредитных ресурсов
- 8.3. Факторы, воздействующие на формирование процента
- 8.4. Виды цен на банковские продукты
- Виды цен на банковские продукты
- 8.5. Зарубежный опыт определения цен на основные виды банковских продуктов
- Расчет издержек, дохода и прибыли для выбора оптимальных цен на банковские продукты
- 8.6. Формирование цен на кредиты и другое банковские продукты
- Ценовая политика в области кредитования
- Распределение размера надбавки по классам кредитов
- Тема 9. Ценообразование на фондовом рынке
- 9.1. Особенности ценообразования на активы фондового рынка
- 9.2. Основные теории ценообразования на фондовом рынке
- 9.3. Модели теоретических цен ценных бумаг при кассовых сделках Общая модель теоретической цены ценной бумаги на основе капитализации дохода
- Теоретическая цена акции
- Теоретическая цена облигации
- Теоретическая цена дисконтной ценной бумаги
- Теоретическая цена производных (вторичных) ценных бумаг
- 9.4. Ценообразование на ценные бумаги при срочных сделках
- Фьючерсные цены фондового рынка
- Ценообразование при опционных сделках
- 9.5. Процесс ценообразования на фондовом рынке
- 9.6. Информация о ценах фондового рынка
- Тема 10. Ценообразование в международной торговле
- 10.1. Понятие цены мирового рынка
- 10.2. Основные виды мировых цен и их характеристики
- Характеристика мировых цен по формам организации торговли
- Классификация торговых терминов «Инкотермс 2000»
- 10.3. Формирование внешнеторговых цен
- 10.4. Внешнеторговые цены и таможенное регулирование
- Тема 11. Международные трансфертные цены
- 11.1. Трансфертные цены в регулировании финансовых потоков транснациональных корпораций
- 11.2. Методы трансфертного ценообразования
- 11.3. Основные стратегии трансфертного ценообразования
- Список литературы:
- Ценообразование
- 6.030509 «Учет и аудит» и 6.030504 «Экономика предприятия»