logo search
disk / экономика

Роль банков в реструктуризации реального сектора экономики

В первые годы структурных реформ в России и других странах считалось, что реструктуризацию предприятий во многом могут взять на себя коммерческие банки. Однако массовые неплатежи предприятий серьёзно подорвали платежеспособность самой банковской системы переходной эконо-мики. Первоначальные программы реформ, которые предусматривали в восточноевропейских странах ведущую роль банков в реструктуризации экономики, оказались излишне оптимистичными. Справедливый для высокоразвитой рыночной экономики аргумент, что банки лучше, чем государственные органы, знают положение дел на предприятиях, в переходной экономике себя не подтвердил.

Оказалось, что банки плохо понимают собственно производственные проблемы. В здоровой экономике это и не требуется, но это совершенно необходимо, чтобы провести обоснованный анализ реального состояния финансов предприятий-должников, рыночная жизнеспособность которых неопределённа. Банки в силу специфики своей деятельности рассматривают реструктуризацию в узко финансовом смысле – как реструктуризацию долгов и активов. Кроме того, возможности финансового сектора «вытягивать» сектор производственный ограничивали два фактора: во-первых, слабое законодательство по переходу прав собственности (залог, обращение ответственности, гарантии), а во-вторых, социально-политическое торможение судебных процедур банкротства и ликвидации.

Именно это противоречие интересов коммерческих банков (которые в целях контроля скупили на чековых аукционах и за деньги пакеты акций ряда крупных российских компаний) и самих этих компаний в лице менеджмента послужило причиной многих конфликтов в России. Так, известно длительное противостояние сторон в РАО «Норильский никель», в ряде компаний черной и цветной металлургии, в нефтяных компаниях. Поэтому в большинстве стран с переходной экономикой решение многих проблем реструктуризации кризисных предприятий было возложено на государство – через правительственные органы по приватизации, реструктуризации, банкротству.

Вместе с тем банки остаются важнейшими агентами реструктуризации, способными в какой-то мере противостоять как правительственному бюрократизму, так и политическому давлению. В последнее время получили распространение, например, в Польше, финансовые структуры типа фондов или инвестиционных банков, которые специально занимаются реструктуризацией государственных предприятий с целью увеличения рыночной стоимости их капитала и выгодной последующей продажи.

Итак, в переходной экономике, как правило, сохраняется достаточно масштабный государственный сектор, включающий стратегически важные предприятия. Однако предприятия, которые находятся полностью или частично в государ-ственной собственности, подвергаются реорганизации. Они преобразуются в акционерные общества, и соответствующим образом на них изменяется система управления, чтобы отделить функции профессионального менеджмента от контроля собственника.

Частный сектор переходной экономики включает предприятия двух типов: частные фирмы на собственной основе, учрежденные на средства граждан и негосударственных юридических лиц, а также частные и смешанные компании, образованные путём частичной или полной приватизации государственных предприятий. Тип этих компаний по структуре акционерного капитала и особенностям корпоративного управления зависти от конкретного метода образования самой компании.

В переходной экономике большинство форм собственности, которые проходят процесс развития, носит столь же переходный характер. Причём к принципиально важным чертам переходной экономики относится то, что все эти формы подвижны и изменчивы. Они образуются, трансформируются и исчезают в зависимости от тех изменений, которые происходят в законодательстве и политике, в развитии экономических и социальных процессов.

Можно сказать, что от того, как будет проходить переходный период в экономике, как он будет организован, насколько верно будут определены ориентиры экономического развития, во многом зависит становление новой экономической системы и реализация заключённых в ней преимуществ.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Чем обусловлены новые тенденции в развитии отношений собственности?

  2. Раскройте сущность понятия «предприятия частной собственности».

  3. Назовите условия, необходимые для эффективной рыночной адаптации предприятия в переходной экономике.

  4. Какие преимущества и недостатки характерны для предприятий государственной собственности?

  5. Какие преимущества и недостатки характерны для предприятий частной собственности?

  6. Какие типы частных и смешанных компаний действуют в переходной экономике?

  7. Почему анализ отношений собственности столь существенен для переходной экономики?

  8. Есть ли перспективы развития государственной собственности в переходной экономике?

  9. Какими методами осуществляется реструктуризация предприятия в переходный период?

  10. Что такое коммерциализация государственных предприятий?

  11. Чем обусловлена необходимость разнообразия форм собственности?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Что не относится к формам правоотношений собственности в РФ:

а) государственная собственность;

б) частная собственность;

в) собственность общественных отношений;

г) коллективная собственность.

2. Внутренняя реструктуризация предприятия включает:

а) создание системы финансового менеджмента;

б) создание торгово-сбытовой сети;

в) обучение управляющего персонала новым методам работы;

г) изменение организационной структуры предприятия.

3. Процесс становления системы эффективно функционирующих предприятий государственной, частной и смешанной форм собственности предполагает главные направления:

а) преобразование традиционных государственных предприятий в акционерные общества с разделением функций собственности и управления;

б) проведение масштабной и массовой приватизации;

в) формирование частных предприятий на собственной основе параллельно с преобразованием государ-ственных предприятий;

г) проведение национализации.

4. Эффективное функционирование предприятий опирается на следующее:

а) современные методы управления предприятиями;

б) организационную и финансовую реструктуризацию;

в) стремление собственников предприятия к получению прибыли

г) привлечение стратегических инвесторов.

5. Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, которые:

а) находятся в государственной собственности и финансируются из государственного бюджета;

б) платят налоги в государственный бюджет;

в) учреждены государством;

г) занимаются производством товаров и услуг, необходимых для обеспечения национальной безопас-ности.

6. Стратегически важными производствами называются группы предприятий:

а) военно-технического комплекса;

б) входящих в естественные монополии;

в) хозяйственного обеспечения государственного аппарата;

г) где сильный контроль государства необходим, чтобы обеспечить экономическую безопасность страны.