logo search
ЦеноОбразование_курс_лекций кор

4.1. Рынок потребительских товаров и услуг

Рынок потребительских товаров и услуг охватывает реализацию товаров и услуг, приобретаемых населением. Существует два способа реализации потребительских товаров – оптом и в розницу. Основным критерием для разграничения оптового и розничного оборота товаров является цель их использования покупателем.

Продажа това­ров относится к розничной торговле, если эти товары предназначены для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Продажа товаров юридическим и физическим лицам для осущест­вления предпринимательской деятельности относится к оптовой тор­говле.

В Украине рынок потребительских товаров и услуг развивается достаточно высокими темпами. Более высокими темпами увеличивается оборот общест­венного питания. На значительное увеличение оборота розничной торговли, обще­ственного питания и платных услуг оказывал влияние рост розничных цен (тарифов). Так, за последние 10 лет наблюдался рост потребительских цен, особенно на такие продукты, как говядина и свинина, колбаса, хлеб и хлебобулочные изделия, водка, молочные продукты, рыба, различные крупы.

Основная доля оборота как в розничной тор­говле, так и в общественном питании приходится на малые предпри­ятия, при этом их доля имеет тенденцию к росту. Доля крупных и сред­них организаций в общем обороте розничной торговли менее значительна.

Увеличение доли продовольственных товаров и снижение доли непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли связано с ценами потребительских товаров и услуг населению и свидетельствует о снижении уровня жизни населения. Изменение товарной структуры оборота розничной в обратную сторону говорит об увеличе­нии этого уровня.