Проблемы бюджетного финансирования инвестиций
Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности пока осуществляется на базе подходов, существенно ограничивающих воздействие государства на ход рыночных преобразований и структурную перестройку экономики. При этом данные недостатки связаны не столько с ограниченными возможностями бюджетной системы, сколько с неопределенной или даже ошибочной стратегией распределения централизованных инвестиций, отсутствием действенного контроля за их использованием.
Необходимость решения этой проблемы дополняется тем, что перекосы в государственной инвестиционной политике одновременно являются причиной отсутствия или существенного искажения ориентиров для частных инвесторов. Анализ свидетельствует о наличии определенной зависимости между государственными приоритетами и инвестиционными мотивациями частных инвесторов, которую необходимо учитывать при разработке перспективных направлений инвестиционной политики.
В противном случае не удастся сформировать основу для проведения общегосударственной инвестиционной политики и согласования интересов инвесторов различных уровней, а предпринимаемые меры будут по-прежнему носить преимущественно пассивный характер и не обеспечивать запланированных результатов. Следует также учитывать, что недостаточная и бессистемная поддержка отдельных производителей или регионов снижает стимулы к накоплению и последующему самофинансированию и не способствует формированию рыночного поведения хозяйствующих субъектов.
При анализе вопроса об возможностях государственной инвестиционной поддержки производителей нельзя не учитывать крайнюю ограниченность бюджетных средств. Вместе с тем в современных условиях не меньшее значение приобретают повышение качества обоснования и четкости реализации инвестиционной политики, учет степени проработанности и реальности бюджетного планирования.
В российской экономике, где доминируют неденежные формы расчетов, составление реальных прогнозов объема денежной массы весьма затруднено. Бюджетная политика разрабатывается в условиях фактора неопределенности, что усугубляет сложность как составления реального бюджета, так и исполнения принятого бюджета.
Использование международного опыта по реализации государственных инвестиций как приоритетного фактора экономического роста не может быть успешным без учета современного состояния российских государственных финансов и необходимости перестройки бюджетной системы. Так, одним из удачных примеров реформирования экономики за счет государственных инвестиций является опыт Германии, бюджетная система которой в отличие от российской характеризуется отлаженностью, что выражается в четком выделении текущих и инвестиционных расходов, контроле над целевым использованием бюджетных средств, установлении и соблюдении предельного объема финансирования бюджетного дефицита за счет кредитов суммой предусмотренных инвестиционных расходов (так называемое Золотое правило, установленное ст. 115 Основного Закона ФРГ).
В российской экономике, как убедительно показывают итоги реформ, возрастание государственных расходов непроизводительного характера не компенсировалось соответствующим увеличением инвестиционных расходов бюджета. Напротив, оно выступило одним из факторов, обусловливающих сокращение государственных централизованных инвестиций, ослабление инвестиционной функции государства.
В связи с этим использование государственных инвестиций как фактора экономического роста предполагает необходимость существенных изменений в бюджетной политике и организации бюджетной системы. При разработке бюджета должны быть использованы принципы определения приоритетных направлений, установления нормативов, определяющих уровень бюджетных средств по выделенным направлениям, разделения текущего и инвестиционного бюджета на нормативной основе, исключения возможности превышения расходов над доходами при планировании текущего бюджета, четкого определения источников покрытия дефицита инвестиционного бюджета. Определенные изменения следует внести и в технологию осуществления контроля за использованием средств обеих составляющих бюджета, усилив роль казначейского метода исполнения бюджета.
Важной проблемой, связанной с использованием государственных инвестиций, является их низкая по сравнению с частными инвестициями эффективность. Данные о реализации федеральных программ подтверждают, что используемые при распределении государственных финансовых ресурсов подходы не способствуют росту эффективности инвестирования и реструктуризации национальной экономики. По заявлению министра финансов, в результате распыления государственных средств между многочисленными предприятиями и проектами из предоставленных с 1992 г. на возвратной основе 50 млрд руб. в бюджет вернулась лишь малая часть этих ресурсов.
Отсутствие системной основы в организации инвестиционного процесса, недостаточная степень проработанности и реальности бюджетного планирования явились причинами постоянного недофинансирования государственных инвестиционных программ. Так, в 1995 г. на государственные инвестиции из бюджета было выделено 49% средств из минимально запланированных. Конверсионные программы были профинансированы на 25%, а по объектам, финансируемым на конкурсной основе, было выделено только 10% предусмотренных на эти цели ассигнований*. Не была выполнена федеральная инвестиционная программа, федеральные целевые программы были профинансированы на 60%. В целом по государственным инвестициям, финансируемым из федерального бюджета, кредиторская задолженность на конец года составила около 5 трлн неденоминированных рублей. На ее погашение в бюджете 1996 г. было предусмотрено только 2,2 трлн руб., а остальная часть должна была быть погашена за счет текущего финансирования 1996 г., что создало дополнительные трудности финансового обеспечения инвестиционной программы 1996 г.
* Впервые направление государственных инвестиционных ресурсов для размещения их на конкурсной основе стало предусматриваться в инвестиционной программе с 1995 г.
В 1996 г. ситуация в сфере государственного инвестирования резко ухудшилась. Государственные инвестиции были профинансированы на четверть годового лимита, а средства, намеченные к размещению на конкурсной основе для реализации быстро окупающихся коммерческих проектов, практически не выделялись. Из 358 важнейших производственных и социальных объектов, которые должны были быть введены в строй, были приняты к эксплуатации лишь четыре.
В 1997 г. продолжалось снижение активности в сфере государственных инвестиций. Наряду с недостатком финансирования традиционных направлений бюджетных расходов не удалось реализовать расширение бюджетного финансирования в рамках и через механизм Бюджета развития (табл. 15.1), который был сформирован как составная часть федерального бюджета, аккумулирующая капитальные расходы федерального бюджета и предназначенная для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.
Таблица 15.1. Проектируемые средства Бюджета развития в 1997—1999 гг. (в ценах соответствующих лет)
Государственные инвестиции были профинансированы в размере 8,0 трлн руб., или на 59,8% уточненного лимита с учетом секвестра; из них только 2,3 трлн руб. направлено на реализацию целевых программ и инвестиционных проектов. При этом имели место значительные задержки финансирования инвестиций в рамках государственной поддержки высокоэффективных коммерческих проектов.
За 1995—1997 гг. на инвестиционные конкурсы было представлено 1000 проектов сметной стоимостью 52 трлн неденоминированных рублей. Победителями конкурсов были признаны 230 проектов, общий объем государственного финансирования по которым составил около 2 трлн руб. Средства на эти цели были предусмотрены в федеральном бюджете, однако их финансирование не было обеспечено в полном объеме. Задолженность победителям инвестиционных конкурсов на конец 1997 г. составила 1,2 трлн руб.
В 1998 и 1999 гг. сокращение доходов бюджета и проблемы привлечения ресурсов для финансирования бюджетного дефицита еще в большей степени ограничили возможности государства по финансированию инвестиционных программ. В 1998 г., по данным Министерства экономики РФ, государственные инвестиционные программы были профинансированы на 23,9%.
В 1999 г. проектируемые ресурсы Бюджета развития составили 20,775 млрд руб., в том числе: на финансирование экспорто-ориентированных, импортозамещающих и иных инвестиционных проектов 18,4 млрд руб.; на поддержку экспорта высокотехнологичной продукции под заключенные контракты и реализацию программ конверсии оборонного производства 2 млрд руб.; для предоставления государственных гарантий Правительства Российской Федерации под проекты, осуществляемые российскими организациями, включая страхование экспортных кредитов, — до 50 млрд руб. Реально из запланированных сумм на инвестиционные проекты было выделено всего 6,3 млрд руб.
Данные факты свидетельствуют о необходимости усиления роли селективного подхода при государственном инвестировании, концентрации государственных инвестиций на строго определенных приоритетных направлениях, ужесточения контроля за средствами Бюджета развития, отбором конкурсных проектов.
- Предисловие
- Глава 1. Экономическая сущность и формы инвестиций
- 1.1. Понятие инвестиций
- Понятие инвестиций в советской экономической литературе
- Понятие инвестиций в западной экономической литературе
- Формирование рыночного подхода к анализу инвестиций
- 1.2. Инвестиционная деятельность
- Инвестиционная деятельность и оборот инвестиций
- Субъекты инвестиций
- Объекты инвестиций
- Экономические отношения, связанные с движением инвестиций
- Роль инвестиций в экономике
- 1.3. Классификация форм и видов инвестиций
- Реальные и финансовые инвестиции
- Прямые и портфельные инвестиции
- Классификация инвестиций по срокам, формам собственности на инвестиционные ресурсы, регионам, отраслям, рискам и другим признакам
- Классификация инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Инвестиционный процесс и механизм инвестиционного рынка
- 2.1. Инвестиционный рынок: общие положения
- Понятие инвестиционного рынка
- Конъюнктура инвестиционного рынка
- Структура инвестиционного рынка
- 2.2. Равновесие на инвестиционном рынке
- Динамизм спроса и предложения
- Факторы, определяющие формирование инвестиционного спроса
- Особенности формирования инвестиционного предложения
- Механизм равновесных цен на инвестиционном рынке
- Модель Дж. Хикса is-lm
- 2.3. Инфраструктура инвестиционного процесса
- Понятие, виды и роль финансовых посредников в инвестиционном процессе
- Небанковские финансово-кредитные институты
- Инвестиционные институты
- Кредитный и фондовый варианты инвестирования
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса
- 3.1. Источники финансирования инвестиций
- Внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макро- и микроэкономическом уровнях
- Структура источников финансирования инвестиций предприятия
- 3.2. Общая характеристика собственных инвестиционных ресурсов фирм (компаний)
- Прибыль
- Амортизационные отчисления
- 3.3. Способы мобилизации инвестиционных ресурсов
- Привлеченные и заемные средства
- Привлечение капитала через рынок ценных бумаг
- Привлечение капитала через кредитный рынок
- Государственное финансирование
- Прочие способы мобилизации инвестиционных ресурсов
- 3.4. Привлечение иностранных инвестиций
- Сущность и виды иностранных инвестиций
- Инвестиционные ресурсы международного финансового рынка
- Инвестиционный климат
- Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Государственное гарантирование иностранных инвестиций
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Специфика инвестиционного процесса в условиях развития рыночных отношений в россии
- 4.1. Инвестиционный кризис в российской экономике
- Основные факторы, вызвавшие инвестиционный кризис
- Воздействие экономического спада на динамику инвестиций
- Уменьшение валовых национальных сбережений как фактор инвестиционного спада
- Инфляция и инвестиционный процесс
- Структурные деформации денежной массы
- Кризис неплатежей и состояние финансов предприятий
- Нарушение процессов формирования общественного капитала, обособленность реального и финансового секторов экономики
- Экономическая политика государства и инвестиционный спад
- 4.2. Предпосылки инвестиционного подъема и проблемы их реализации
- Благоприятная ценовая конъюнктура на мировых рынках энергоносителей
- Постдевальвационное экономическое развитие и импортозамещение
- Мотивы инвестиционного оживления в рамках кризисного цикла
- Снижение инфляции и благоприятные изменения процентных ставок на кредитном рынке
- Рост денежного предложения
- Рост сбережений и накоплений
- Основные проблемы новой инвестиционной ситуации
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Финансовый потенциал инвестиционной деятельности в реальном секторе российской экономики
- 5.1. Изменение структуры источников финансирования инвестиций при переходе к рынку
- Факторы изменения структуры источников финансирования инвестиций с развитием рыночных отношений
- Особенности изменения структуры инвестиционного капитала в российской экономике
- 5.2. Собственные средства предприятий
- Роль прибыли как источника финансирования инвестиций в условиях экономического спада
- Возможности использования амортизационных отчислений как источника инвестирования
- Собственные средства предприятий как основной источник инвестиционного подъема 1999-2000 гг.
- 5.3. Внешние источники финансирования инвестиций
- Государственные инвестиции
- Сбережения населения
- Ресурсы кредитной системы
- Прочие ресурсы
- 5.4. Иностранные инвестиции в российской экономике
- Определение иностранных инвестиций в российском законодательстве
- Способы мобилизации иностранных инвестиций
- Динамика иностранных инвестиций
- Состояние инвестиционного климата и меры по его улучшению
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Становление рыночных механизмов финансирования инвестиций
- 6.1. Предпосылки перехода к рыночному механизму инвестирования
- Специфика инвестиционной деятельности в условиях административно-командной системы управления
- Начальный этап становления нового инвестиционного механизма
- 6.2. Особенности формирования рыночного механизма инвестирования в российской экономике
- Состояние инвестиционного спроса
- Инвестиционное предложение
- Модель инвестирования в российской экономике
- 6.3. Инвестиционная инфраструктура в условиях развития рыночных отношений
- Начальный этап становления инвестиционной инфраструктуры (1989-1991 гг.)
- Особенности второго этапа становления инвестиционной инфраструктуры (1992—1994 гг.)
- Характеристика третьего этапа развития (с 1995 г. До финансового кризиса 1997-1998 гг.)
- Восстановительный период и его специфика
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Коммерческие банки и инвестиционный процесс
- Глава 7. Инвестиционная деятельность коммерческих банков
- 7.1. Двойственный характер инвестиционной деятельности банков
- Трактовка инвестиционной деятельности банков в экономической литературе
- Микроэкономический и макроэкономический аспекты инвестиционной деятельности банков
- Индикаторы инвестиционной деятельности банков
- 7.2. Формы инвестиционной деятельности коммерческих банков
- Классификация форм инвестиционной деятельности коммерческих банков
- Реальные инвестиции банков
- Финансовые инвестиции
- Производственные инвестиции
- Инвестиции в собственную деятельность банка
- Магический треугольник инвестиционных качеств
- 7.3. Инвестиционная политика банков и факторы, ее определяющие
- Понятие и элементы инвестиционной политики банков
- Формулирование целей инвестиционной деятельности
- Разработка основных направлений инвестиционной политики
- Определение источников финансирования инвестиций
- Факторы, определяющие инвестиционную политику банков
- Анализ, оценка и мониторинг инвестиционной политики
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Проблемы участия российских коммерческих банков в инвестиционном процессе
- 8.1. Особенности формирования российской банковской системы и оценка ее инвестиционного потенциала
- Общая характеристика становления российской банковской системы
- Воздействие финансового кризиса 1998 г. На банковскую систему и состояние ее ресурсной базы
- Процесс восстановления российской банковской системы
- 8.2. Основные направления инвестиционной деятельности российских банков
- Проблемы взаимодействия банков с реальным сектором экономики
- Формирование ориентации банков на спекулятивные операции
- Производственные инвестиции банков в докризисный период
- Задачи активизации инвестиционной деятельности банков
- 8.3. Реструктуризация российской банковской системы и стратегические проблемы развития банковского инвестирования производства
- Основные этапы реструктуризации российской банковской системы
- Содержание первого этапа реструктуризации банковской системы
- Задачи современного этапа реструктуризации банковской системы
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Зарубежный опыт инвестиционной деятельности банков и возможности его использования в российских условиях
- 9.1. Модели кредитно-банковских систем и инвестиционная деятельность банков
- Возникновение и развитие моделей кредитно-банковских систем
- Модели кредитно-банковских систем и особенности форм взаимосвязи промышленного и финансового капитала
- 9.2. Инвестиционные банки и банки развития
- Формирование инвестиционных банков нового типа
- Банки развития и их роль в экономике
- 9.3. Участие банков в проектном финансировании
- Понятие проектного финансирования
- Этапы проектного цикла в банке
- Схемы проектного финансирования
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Экономическая оценка инвестиций
- Глава 10. Определение стоимости инвестиционных ресурсов
- 10.1. Понятие о дисконтировании денежных средств
- Оценка стоимости денежных средств во времени
- Модели простых и сложных процентов
- Понятие аннуитета
- 10.2. Стоимость привлечения инвестиционных ресурсов фирмы
- Оценка средней стоимости инвестиционных ресурсов с использованием дисконтирования
- Определение стоимости собственных средств
- Определение стоимости вновь привлеченных средств
- Определение стоимости заемных средств
- Оптимальная структура инвестиционных ресурсов
- 10.3. Стоимость привлечения и размещения инвестиционных ресурсов банка
- Стоимость привлечения банковских ресурсов как основа определения дисконтной ставки банка
- Методы определения стоимости привлеченных средств банка
- Стоимость размещения банковских ресурсов
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Оценка инвестиционных рисков и методика их учета в инвестиционной деятельности
- 11.1. Инвестиционные риски: сущность и классификация
- Соотношение риска и доходности
- Классификация рисков инвестиционной деятельности
- Риски проектного финансирования
- 11.2. Процесс регулирования инвестиционных рисков
- Идентификация рисков
- Источники информации, необходимой для оценки рисков
- Определение критериев и способов анализа рисков
- Разработка мероприятий по снижению рисков
- Мониторинг рисков
- Ретроспективный анализ
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12. Оценка эффективности инвестиций
- 12.1. Инвестиционное проектирование: принципы финансового обоснования
- Понятие и виды инвестиционных проектов
- Бизнес-план и его роль в финансовом обосновании инвестиционного проекта
- 12.2. Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов
- Методика оценки эффективности капитальных вложений в условиях административной системы хозяйствования
- Использование новых методических подходов к оценке эффективности инвестиций при переходе к рыночной экономике
- Методы оценки инвестиций, основанные на дисконтировании
- Простейшие методы оценки инвестиций
- Коммерческая, бюджетная и экономическая эффективность инвестиционного проекта
- 12.3. Оценка инвестиционных качеств и эффективности финансовых инструментов
- Методы оценки инвестиционных качеств финансовых инвестиций
- Типы инвесторов
- Модели оценки эффективности ценных бумаг
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Порядок формирования и оценки инвестиционного портфеля
- 13.1. Инвестиционный портфель: понятие, виды, цели и принципы формирования
- Понятие инвестиционного портфеля
- Виды инвестиционных портфелей
- Принципы формирования инвестиционного портфеля
- 13.2. Порядок формирования инвестиционного портфеля
- Формирование портфеля реальных инвестиционных проектов
- Формирование портфеля ценных бумаг
- 13.3. Оценка инвестиционного портфеля
- Методы моделирования инвестиционного портфеля
- Отбор объектов инвестирования по критерию доходности
- Отбор инвестиционных объектов по критерию ликвидности
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел V. Государство в инвестиционной сфере экономики Содержание раздела V
- Глава 14. Роль государства в регулировании инвестиционного процесса
- Глава 15. Активизация государственной инвестиционной политики
- Глава 14. Роль государства в регулировании инвестиционного процесса
- 14.1. Западные концепции регулирования инвестиций
- Кейнсианская концепция
- Монетаризм
- Теория экономики предложения
- Структурализм
- Современные системы экономического регулирования
- 14.2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России
- Инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования
- Инвестиционная политика в посткризисный период
- 14.3. Принципы, границы и формы участия государства в инвестиционной деятельности
- Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
- Определение стратегических приоритетов инвестирования
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Активизация государственной инвестиционной политики
- 15.1. Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений экономического развития
- Проблемы бюджетного финансирования инвестиций
- Механизм отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе
- Российский банк развития и его задачи в сфере производственного инвестирования
- Управление государственной собственностью как фактор роста эффективности инвестиций в государственном секторе экономики
- 15.2. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики
- Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций
- Формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка
- Активная промышленная и структурная политика
- Налоговая политика
- Правовые и нормативные методы регулирования
- 15.3. Региональные аспекты инвестиционной политики
- Причины активизации инвестиционной политики регионов
- Проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Приложения Приложение 1.Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-фз
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
- Глава III. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
- Глава IV. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений
- Глава V. Основы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления
- Глава VI. Заключительные положения
- Приложение 2. Федеральный закон «о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 22-фз
- Статья 1
- Статья 2
- Приложение 3.Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-фз
- Глоссарий
- Список рекомендуемой литературы
- Список нормативных документов
- Кодексы
- Федеральные законы, законы Российской Федерации, законы ссср
- Содержание
- Инвестиции
- 101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93