logo
Инвестиции - Игонина Л

Состояние инвестиционного климата и меры по его улучшению

Состояние инвестиционной сферы экономики страны свидетельствует о том, что инвестиционная деятельность сегодня является недостаточно привлекательной для потенциальных инвесторов. В основе этого лежит ряд причин, ухудшающих инвестиционный климат в России, в том числе:

На состояние инвестиционного климата негативно влияют такие факторы, как наличие значительного внешнего и внутреннего долга, высокие инвестиционные риски, низкий кредитный рейтинг. Так, в соответствии с данными компании Morgan Stanley, разработавшей в 1999 г. индекс инвестиционной привлекательности по развивающимся рынкам, инвестиционная привлекательность России оценена в 3%, в то время как, например, аналогичный показатель по Бразилии составил 12%.

Недостаточная привлекательность инвестиций в российскую экономику обусловливает значительные масштабы оттока российского капитала за рубеж. По мнению западных экспертов, это отражает наличие в российской экономике определенного избытка собственного инвестиционного капитала, который при известных условиях может быть вложен в ее развитие, а также отсутствие механизма трансформации сбережений в инвестиции.

В сложившихся условиях привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики предполагает разработку комплекса мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, стабилизацию правовой среды, обеспечение гарантий и страхования инвестиционной деятельности, совершенствование системы стимулирования и налоговых льгот с целью капитализации прибыли и реинвестирования доходов от иностранного капитала.

Важной составляющей этого комплекса мер является принятие в июле 1999 г. Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»*. Закон направлен на создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, обеспечение стабильности условий их деятельности, соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

* См. Приложение 3.

Закон устанавливает национальный режим для деятельности иностранных инвесторов, основные гарантии обеспечения прав инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, предусматривает полную и безусловную защиту прав и интересов деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. В законе определены условия осуществления инвестиционной деятельности, в отношении которых может быть применен специальный законодательный режим. Они связаны с участием иностранных инвесторов в приоритетных инвестиционных проектах*. Установлены гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства Российской Федерации, которое распространяется на коммерческие организации с долей иностранных инвестиций в уставном капитале выше 25%.

* К числу таких проектов относятся те, суммарный объем которых составляет не менее 1 млрд руб. или минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном капитале которых — не менее 100 млн руб.

Важную роль в расширении инвестиционного сотрудничества должно сыграть предоставление иностранным инвесторам правовых гарантий защиты их капиталовложений путем разработки и заключения межгосударственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Данные соглашения предоставляют иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятствования или национальный режим, гарантии инвестиционной деятельности, защиту прав и интересов, а также возмещение убытков.

Вступили в действие законы, регламентирующие соглашения о разделе продукции: Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г., Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 7 января 1999 г. № 19-ФЗ и «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 10 февраля 1999 г. № 32-ФЗ. Принят ряд законов «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции». В настоящее время на их основе могут разрабатываться 25 месторождений и участков недр.

Однако, несмотря на ряд принятых мер, инвестиционный климат пока остается неблагоприятным, что определяет незначительность притока иностранных инвестиций в российскую экономику. В этих условиях становится актуальной необходимость наиболее полного использования внутреннего инвестиционного потенциала, создания эффективного механизма трансформации сбережений в инвестиции. Анализ данной проблемы предполагает изучение особенностей становления рыночных механизмов инвестирования в российской экономике.

Выводы

1. Переход к рыночной модели инвестирования связан с разделением функций государства и предприятия в инвестиционном процессе, диверсификацией инвестиционного капитала по формам и видам источников, с преобладанием частного инвестиционного капитала над государственным, ростом многообразия субъектов и объектов инвестирования, развитием инвестиционного рынка и институтов инвестиционной инфраструктуры. Эти процессы обусловливают сдвиги в структуре источников финансирования инвестиций в сторону снижения доли бюджетных ассигнований и увеличения доли собственных средств предприятий, частных инвестиций и заемных средств.

2. Особенности изменения структуры инвестиционного капитала в российской экономике обусловлены тем, что переход к рыночной модели инвестирования осуществлялся в условиях экономического кризиса. Сокращение доли бюджетных инвестиций явилось следствием не только смены инвестиционных режимов, но и резким сокращением государственных доходов в условиях экономического спада. Ухудшение финансового положения предприятий препятствовало осуществлению инвестиций как за счет собственных источников, так и посредством привлечения ресурсов финансового рынка. При росте количества и многообразия субъектов инвестиционной деятельности в частном секторе их место и роль в инвестиционном процессе оказались недостаточными, чтобы компенсировать уход государства из инвестиционной сферы и обеспечить масштабные.инвестиции.

3. Основным источником финансирования инвестиций выступают собственные ресурсы предприятий (прибыль и амортизационные отчисления). В 1992—1998 гг. при неблагоприятных внешних и внутренних спросовых ограничениях и ухудшении финансового положения предприятий возможности финансирования инвестиций за счет собственных источников были весьма ограниченны. Использование прибыли на цели инвестирования осложнялось резким снижением ее массы и сокращением ее денежной составляющей вследствие разрастания неплатежей и бартерных сделок. При дефиците собственных ресурсов предприятий, нехватке оборотных средств амортизационные отчисления в значительной части направлялись не по целевому назначению, а на текущие нужды.

4. В условиях экономического оживления 1999—2000 гг. возник ряд предпосылок оздоровления финансового состояния российских предприятий. Это привело к ослаблению нехватки оборотного капитала, возрастанию объемов амортизационных отчислений, увеличению прибыли и масштабов ее использования для инвестирования. Собственные средства предприятий выступили основным источником инвестиционного подъема. Однако, несмотря на заметный рост инвестиционных ресурсов предприятий, их совокупный объем недостаточен для устойчивого инвестиционного развития.

5. В качестве внешних ресурсов инвестирования предприятий могут рассматриваться: национальные источники финансирования инвестиций (государственные инвестиции, инвестиции частных инвесторов) и иностранный капитал. Анализ возможностей их мобилизации свидетельствует о том, что в сложившейся в настоящее время ситуации целесообразно делать упор на создание необходимых условий и разработку системы действенных мер для активизации внутренних инвестиций, не отказываясь от использования эффективных механизмов мобилизации иностранных инвестиций.

6. К основным способам привлечения иностранных инвестиций российскими предприятиями относятся: кредиты иностранных банков, коммерческие кредиты под государственные гарантии, связанные кредиты (экспортное финансирование), эмиссия и размещение акций через программы АDR и GDR, использование концессионной системы.

7. Общий объем накопленных иностранных инвестиций в российской экономике значительно меньше действительных потребностей страны. Несмотря на принимаемые меры, инвестиционный климат остается пока неблагоприятным, что определяет незначительность притока иностранных инвестиций.