logo
Инвестиции - Игонина Л

Определение стратегических приоритетов инвестирования

При определении стратегических приоритетов необходимо исходить из имеющихся конкурентных преимуществ на мировом рынке, выражающихся в первую очередь в наличии разработок высоких технологий. В настоящее время к отраслям, где существуют серьезные технологические заделы и сохраняются потенциальные преимущества, можно отнести авиацию, металлургию, энергетику, машиностроение, станкостроение, биотехнологию и ряд других.

Инвестиции в производство инновационной продукции будут способствовать формированию новых направлений перетока капитала, повышению его производительности и стимулированию экономического роста. Точечный характер этих инвестиций позволит добиться экономического оживления при ограниченности инвестиционных источников. Такой подход признан мировой практикой испытанным способом преодоления ограничителей экономического роста, обусловленных недостаточностью рыночных механизмов.

Высокую степень приоритетности следует придать эффективным программам развития жизнеобеспечивающих отраслей и сфер народного хозяйства, поддержки отечественных производителей и обеспечения внутреннего спроса в экономике. Вместе с тем следует учитывать, что в экономике, интегрирующейся в мирохозяйственные связи, инвестиции в производство товаров, являющихся конкурентоспособными лишь на внутреннем рынке, не могут быть источником стабильного и растущего дохода.

Важным условием эффективности государственной инвестиционной политики является разработка концепции структурной перестройки производственного сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе которой должны быть определены стратегии и механизм реформирования для различных групп предприятий, масштабы, формы и методы государственной поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально сложившихся в российской экономике условий, в том числе и институциональных.

В российской экономике традиционно носителями конкурентных преимуществ являются крупные производственные комплексы. Именно крупные корпорации, обладающие научно-техническим потенциалом, возможностями мобилизации ресурсов и эффективной интеграции в мирохозяйственные связи, могут выступить основой подъема и ускоренного развития экономики. Предприятия мелкого бизнеса, имеющие, несомненно, большое значение для функционирования рыночной экономики, в настоящее время характеризуются крайне низким техническим уровнем и отсутствием инвестиционных ресурсов, что вызывает необходимость поиска их места в производственных цепочках крупных структур. Формирование устойчивых и эффективно развивающихся корпоративных отраслевых и межотраслевых диверсифицированных объединений, финансово-промышленных групп требует усиления государственной поддержки корпоративного звена, в том числе и путем непосредственного участия в капитале корпораций. Развитие корпоративных форм будет способствовать реализации долгосрочных производственных программ, созданию реальных условий для обеспечения устойчивого экономического роста.

Выводы

1. Задачи повышения действенности государственного регулирования инвестиционной сферы российской экономики обусловливают необходимость изучения концепций государственной экономической политики, которые были выработаны применительно к условиям сформировавшегося рынка, и использования их рекомендаций с учетом реальной ситуации, сложившейся в России. Основными концепциями экономического регулирования в западной практике выступают кейнсианство и монетаризм. Сторонники кейнсианской теории исходят из признания изменчивости инвестиционного спроса, возможности разрыва между сбережениями и инвестициями, нестабильности рыночной экономики и необходимости вмешательства государства. Монетаристы, поддерживающие положение неоклассической теории о равновесии рыночной экономики, тождественности сбережений и инвестиций, стабильности функции спроса на деньги, считают, что эффективное функционирование рыночной системы и положительная динамика инвестиций могут быть достигнуты при условии постоянного приращения денежной массы, соответствующего потребностям экономики. Положение о необходимости поворота государственной экономической политики от кейнсианских рекомендаций стимулирования платежеспособного спроса к стимулированию предложения содержится также в теории экономики предложения. В развивающихся странах сформировались теории структурной инфляции, сторонники которой считают необходимым осуществлять активное инвестирование в отстающие секторы с целью ликвидации диспропорций, инициирующих высокую инфляцию.

2. Переход к новому инвестиционному режиму связан с необходимостью разработки новой инвестиционной политики, адекватной изменившимся экономическим условиям. Основные направления инвестиционной политики включают: проведение децентрализации инвестиционного процесса; переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и возвратной основе; сохранение роли государства как инвестора в области важнейших производств, социальной сфере, общественно значимых объектов; усиление контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции; использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся проектов, расширение практики их долевого финансирования; стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и страхование инвестиций.

3. Усиление роли государства в инвестиционной сфере российской экономки должно быть нацелено на повышение эффективности государственной инвестиционной политики при сохранении рыночных свобод и стимулировании частных инвестиций. Степень расширения государственного участия имеет объективные пределы, обусловленные, с одной стороны, реальными финансовыми возможностями, а с другой — задачей стимулирования, а не вытеснения частных инвестиций. Принципы государственной инвестиционной политики при существующих ресурсных ограничениях и несформированности рыночных механизмов инвестирования предполагают выбор приоритетных направлений инвестирования, повышение степени управляемости инвестиционным процессом на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разрабатываемых мероприятий. При ориентированности инвестиционной стратегии в целом на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование благоприятной инвестиционной среды государственная инвестиционная политика должна быть направлена на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить системный и взвешенный характер.