Проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов
С активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий. В их числе усиление конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возрастание дифференциации уровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства. Эти противоречия достаточно тесно взаимосвязаны.
Российские регионы характеризуются высокой степенью экономической неоднородности, а следовательно, и различием возможностей привлечения инвестиционных ресурсов. Анализ региональной структуры инвестиций свидетельствует о неравномерном распределении средств: предпочтения инвесторов связаны в основном с вложениями ресурсов в крупные центры с развитой рыночной инфраструктурой, со сравнительно высокой платежеспособностью населения, а также в сырьевые регионы. Рост самостоятельности регионов в проведении региональной политики инициирует усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования. Это имеет не только позитивные, но и негативные последствия.
Дифференцированность инвестиционной среды, многообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения проектов затрудняют активизацию инвестиционного процесса. Анализ фактологического и статистического материала свидетельствует о продолжающихся процессах вывоза отечественного капитала, отсутствии масштабного притока иностранных инвестиций и т.д.
Для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное значение имеют стабильность и транспарентность экономики государства в целом, поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются в первую очередь не региональные, а страновые риски. Мировой опыт показывает, что основные потоки средств стратегических инвесторов устремляются не столько в места, где созданы максимальные налоговые льготы, сколько в страны, экономика которых стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней основе, так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы.
Законы, составляющие основу федерального инвестиционного права в настоящее время (Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»), были приняты в 1999 г. после длительной переработки первых инвестиционных законов начала 90-х годов, содержавших целый ряд уязвимых положений.
В течение достаточно долгого периода регионы в рамках своей компетенции пытались самостоятельно восполнить пробелы федеральных законов. Во вновь принятые законодательные акты внесен ряд существенных уточнений в понятийный аппарат инвестиционной деятельности, обозначены права и обязанности инвесторов, основы регулирования инвестиционной деятельности органами государственного и местного самоуправления, условия деятельности зарубежных инвесторов, процедура прохождения инвестиционных проектов, государственные гарантии различных прав субъектов инвестиционной деятельности.
Хотя многим регионам удалось разработать более системную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику, это не привело к кардинальным сдвигам в инвестиционной сфере. Очевидно, что при наличии противоречий между федеральным и региональным законодательствами правовой механизм не может обеспечить гарантирование инвестиций.
Таким образом, проблема создания необходимой законодательно-нормативной базы инвестиционной деятельности в комплексе не разрешена: нет механизмов реализации рассмотренных законов, отсутствуют необходимые подзаконные акты, не учтены в ряде случаев интересы регионов.
Очевидна потребность в разработке государственной инвестиционной политики и ее нормативно-правовой базы на основе анализа, систематизации и унификации федерального и регионального инвестиционного права с учетом апробированных на практике отечественных достижений, а также мирового опыта. Формирование взвешенной инвестиционной политики, позволяющей согласовать интересы федерального центра и регионов, будет способствовать нивелированию различий региональных условий инвестирования, а следовательно, уменьшению дифференциации уровней развития регионов.
При этом встает проблема достижения сбалансированности экономических и социальных условий регионального развития. Речь идет о том, что ориентация инвестиционной политики государства на экономическую эффективность ведет к росту доходов федерального бюджета, но одновременно и к возрастанию дифференциации уровней социально-экономического развития регионов, определяя необходимость усиленной государственной поддержки отстающих регионов. В то же время акцент на социальную сторону, на поддержку слабых регионов с целью ослабления территориальных диспропорций уменьшит экономический эффект в настоящем, но восполнит его будущим снижением государственной помощи.
Данная проблема в наиболее концентрированном виде описана в рамках новосибирской региональной модели*, где на основе сравнения возможных вариантов прогнозов, связанных с реализацией различных стратегий инвестирования, показано, что односторонние варианты инвестиционной политики или усиливают неоднородность регионального развития, или снижают общие экономического результаты.
* Российский экономический журнал.2000. № 2.
Взвешенный подход к формированию государственной инвестиционной политики предполагает учет как общероссийских принципов и законов, так и специфики регионального развития, отказ от бессистемной поддержки регионов, активизацию собственных инвестиционных возможностей региона. Мобилизация внутренних ресурсов является основой привлечения внешних потоков капитала не только на уровне национальной экономики, но и на региональном уровне.
Выводы
1. Государственная поддержка инвестиционной сферы в условиях перехода к рыночной экономике предполагает возрастание не столько объемов централизованных источников, сколько значения государственных гарантий, страхования и ориентира для частных инвесторов. Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности должно строиться на принципах определения приоритетных направлений, разделения текущего и инвестиционного бюджета на нормативной основе, четкого определения источников покрытия дефицита инвестиционного бюджета, контроля за использованием средств текущего и инвестиционного бюджета при усилении роли казначейского метода исполнения бюджета.
2. Важным направлением государственной поддержки частных инвестиций, нацеленной на повышение инвестиционной активности и мобилизацию капитала частных инвесторов по приоритетным направлениям экономического развития, подъем коммерческой, бюджетной и народно-хозяйственной эффективности инвестиционных вложений, является долевое участие государства в инвестиционных проектах, прошедших конкурсный отбор. Новые подходы в области государственной поддержки инвесторов связаны с сертификацией инвестиционных проектов, предоставлением государственных гарантий, образованием бюджета развития. Государственная поддержка приоритетных направлений экономического развития может способствовать стимулированию притока частных инвестиций. Вместе с тем для привлечения капитала частных инвесторов необходимо создание соответствующего благоприятного режима инвестиционно-хозяйственной деятельности.
3. Важную роль в обеспечении благоприятного инвестиционного режима играют денежно-кредитные, налоговые, структурные и иные методы стимулирования инвестиций. Переориентация денежно-кредитной и финансовой политики государства на стимулирование инвестиционной активности требует активных государственных мер по устранению деформаций структуры денежной массы, уменьшению доли наличных денег, дедолларизации денежного обращения, вытеснению суррогатов денежных средств из платежного оборота, нормализации вексельного обращения. Эффективное регулирование объемов и структуры денежной массы при обеспечении целевого регулирования денежных потоков (посредством воздействия на денежные потоки и динамику процентных ставок, деятельности государственных институтов развития, рефинансирования банков через учет векселей нефинансовых предприятий) способствовало бы перетеканию денежной массы со спекулятивных операций в производство. Вместе с тем, поскольку государственное регулирование денежных потоков и процентных ставок является менее эффективным, чем инвестиционная политика негосударственных финансово-кредитных институтов и предприятий реального сектора, государственное регулирование должно быть направлено на создание экономической, институциональной и правовой среды, обеспечивающей рост их инвестиционной активности.
4. Пересмотр прежней системы регулирования в соответствии с новыми приоритетами экономической политики предполагает содействие государства формированию инфраструктуры финансового рынка, развитию сети небанковских финансово-кредитных институтов, способных мобилизовать долгосрочные финансовые ресурсы, реструктурированию банковской системы с учетом задач реализации инвестиционных функций банков в экономике, становлению системы гарантирования депозитов, страхования и стимулирования инвестиций. Решение проблем инвестиционно-финансовых ресурсов требует активных государственных мер по созданию на макро- и микроэкономическом уровне условий, способствующих восстановлению производственного потенциала, формированию рыночного поведения экономических субъектов, обеспечению эффективных механизмов рыночной конкуренции, оздоровлению институтов антимонопольного регулирования и банкротства, повышению инвестиционной привлекательности предприятий, интеграции промышленного и финансового капитала. Усиление государственного регулирования инвестиционной сферы должно базироваться на широком применении нормативных методов регулирования.
5. Активизация инвестиционной политики регионов в условиях формирования рыночных отношений в России была вызвана реализацией курса на децентрализацию инвестиционного процесса, попытками регионов преодолеть несовершенство федеральной инвестиционной политики и инвестиционного законодательства, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в регионы. Помимо положительных последствий активизации инвестиционной политики регионов возник ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий: дифференцированность инвестиционной среды, разнообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения проектов. Решение этих проблем предполагает учет при формировании инвестиционной политики макроэкономического и региональных аспектов, согласование интересов федерального центра и регионов, их ориентацию на достижение общих экономических результатов.
- Предисловие
- Глава 1. Экономическая сущность и формы инвестиций
- 1.1. Понятие инвестиций
- Понятие инвестиций в советской экономической литературе
- Понятие инвестиций в западной экономической литературе
- Формирование рыночного подхода к анализу инвестиций
- 1.2. Инвестиционная деятельность
- Инвестиционная деятельность и оборот инвестиций
- Субъекты инвестиций
- Объекты инвестиций
- Экономические отношения, связанные с движением инвестиций
- Роль инвестиций в экономике
- 1.3. Классификация форм и видов инвестиций
- Реальные и финансовые инвестиции
- Прямые и портфельные инвестиции
- Классификация инвестиций по срокам, формам собственности на инвестиционные ресурсы, регионам, отраслям, рискам и другим признакам
- Классификация инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Инвестиционный процесс и механизм инвестиционного рынка
- 2.1. Инвестиционный рынок: общие положения
- Понятие инвестиционного рынка
- Конъюнктура инвестиционного рынка
- Структура инвестиционного рынка
- 2.2. Равновесие на инвестиционном рынке
- Динамизм спроса и предложения
- Факторы, определяющие формирование инвестиционного спроса
- Особенности формирования инвестиционного предложения
- Механизм равновесных цен на инвестиционном рынке
- Модель Дж. Хикса is-lm
- 2.3. Инфраструктура инвестиционного процесса
- Понятие, виды и роль финансовых посредников в инвестиционном процессе
- Небанковские финансово-кредитные институты
- Инвестиционные институты
- Кредитный и фондовый варианты инвестирования
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса
- 3.1. Источники финансирования инвестиций
- Внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макро- и микроэкономическом уровнях
- Структура источников финансирования инвестиций предприятия
- 3.2. Общая характеристика собственных инвестиционных ресурсов фирм (компаний)
- Прибыль
- Амортизационные отчисления
- 3.3. Способы мобилизации инвестиционных ресурсов
- Привлеченные и заемные средства
- Привлечение капитала через рынок ценных бумаг
- Привлечение капитала через кредитный рынок
- Государственное финансирование
- Прочие способы мобилизации инвестиционных ресурсов
- 3.4. Привлечение иностранных инвестиций
- Сущность и виды иностранных инвестиций
- Инвестиционные ресурсы международного финансового рынка
- Инвестиционный климат
- Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Государственное гарантирование иностранных инвестиций
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Специфика инвестиционного процесса в условиях развития рыночных отношений в россии
- 4.1. Инвестиционный кризис в российской экономике
- Основные факторы, вызвавшие инвестиционный кризис
- Воздействие экономического спада на динамику инвестиций
- Уменьшение валовых национальных сбережений как фактор инвестиционного спада
- Инфляция и инвестиционный процесс
- Структурные деформации денежной массы
- Кризис неплатежей и состояние финансов предприятий
- Нарушение процессов формирования общественного капитала, обособленность реального и финансового секторов экономики
- Экономическая политика государства и инвестиционный спад
- 4.2. Предпосылки инвестиционного подъема и проблемы их реализации
- Благоприятная ценовая конъюнктура на мировых рынках энергоносителей
- Постдевальвационное экономическое развитие и импортозамещение
- Мотивы инвестиционного оживления в рамках кризисного цикла
- Снижение инфляции и благоприятные изменения процентных ставок на кредитном рынке
- Рост денежного предложения
- Рост сбережений и накоплений
- Основные проблемы новой инвестиционной ситуации
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Финансовый потенциал инвестиционной деятельности в реальном секторе российской экономики
- 5.1. Изменение структуры источников финансирования инвестиций при переходе к рынку
- Факторы изменения структуры источников финансирования инвестиций с развитием рыночных отношений
- Особенности изменения структуры инвестиционного капитала в российской экономике
- 5.2. Собственные средства предприятий
- Роль прибыли как источника финансирования инвестиций в условиях экономического спада
- Возможности использования амортизационных отчислений как источника инвестирования
- Собственные средства предприятий как основной источник инвестиционного подъема 1999-2000 гг.
- 5.3. Внешние источники финансирования инвестиций
- Государственные инвестиции
- Сбережения населения
- Ресурсы кредитной системы
- Прочие ресурсы
- 5.4. Иностранные инвестиции в российской экономике
- Определение иностранных инвестиций в российском законодательстве
- Способы мобилизации иностранных инвестиций
- Динамика иностранных инвестиций
- Состояние инвестиционного климата и меры по его улучшению
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Становление рыночных механизмов финансирования инвестиций
- 6.1. Предпосылки перехода к рыночному механизму инвестирования
- Специфика инвестиционной деятельности в условиях административно-командной системы управления
- Начальный этап становления нового инвестиционного механизма
- 6.2. Особенности формирования рыночного механизма инвестирования в российской экономике
- Состояние инвестиционного спроса
- Инвестиционное предложение
- Модель инвестирования в российской экономике
- 6.3. Инвестиционная инфраструктура в условиях развития рыночных отношений
- Начальный этап становления инвестиционной инфраструктуры (1989-1991 гг.)
- Особенности второго этапа становления инвестиционной инфраструктуры (1992—1994 гг.)
- Характеристика третьего этапа развития (с 1995 г. До финансового кризиса 1997-1998 гг.)
- Восстановительный период и его специфика
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Коммерческие банки и инвестиционный процесс
- Глава 7. Инвестиционная деятельность коммерческих банков
- 7.1. Двойственный характер инвестиционной деятельности банков
- Трактовка инвестиционной деятельности банков в экономической литературе
- Микроэкономический и макроэкономический аспекты инвестиционной деятельности банков
- Индикаторы инвестиционной деятельности банков
- 7.2. Формы инвестиционной деятельности коммерческих банков
- Классификация форм инвестиционной деятельности коммерческих банков
- Реальные инвестиции банков
- Финансовые инвестиции
- Производственные инвестиции
- Инвестиции в собственную деятельность банка
- Магический треугольник инвестиционных качеств
- 7.3. Инвестиционная политика банков и факторы, ее определяющие
- Понятие и элементы инвестиционной политики банков
- Формулирование целей инвестиционной деятельности
- Разработка основных направлений инвестиционной политики
- Определение источников финансирования инвестиций
- Факторы, определяющие инвестиционную политику банков
- Анализ, оценка и мониторинг инвестиционной политики
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Проблемы участия российских коммерческих банков в инвестиционном процессе
- 8.1. Особенности формирования российской банковской системы и оценка ее инвестиционного потенциала
- Общая характеристика становления российской банковской системы
- Воздействие финансового кризиса 1998 г. На банковскую систему и состояние ее ресурсной базы
- Процесс восстановления российской банковской системы
- 8.2. Основные направления инвестиционной деятельности российских банков
- Проблемы взаимодействия банков с реальным сектором экономики
- Формирование ориентации банков на спекулятивные операции
- Производственные инвестиции банков в докризисный период
- Задачи активизации инвестиционной деятельности банков
- 8.3. Реструктуризация российской банковской системы и стратегические проблемы развития банковского инвестирования производства
- Основные этапы реструктуризации российской банковской системы
- Содержание первого этапа реструктуризации банковской системы
- Задачи современного этапа реструктуризации банковской системы
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Зарубежный опыт инвестиционной деятельности банков и возможности его использования в российских условиях
- 9.1. Модели кредитно-банковских систем и инвестиционная деятельность банков
- Возникновение и развитие моделей кредитно-банковских систем
- Модели кредитно-банковских систем и особенности форм взаимосвязи промышленного и финансового капитала
- 9.2. Инвестиционные банки и банки развития
- Формирование инвестиционных банков нового типа
- Банки развития и их роль в экономике
- 9.3. Участие банков в проектном финансировании
- Понятие проектного финансирования
- Этапы проектного цикла в банке
- Схемы проектного финансирования
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Экономическая оценка инвестиций
- Глава 10. Определение стоимости инвестиционных ресурсов
- 10.1. Понятие о дисконтировании денежных средств
- Оценка стоимости денежных средств во времени
- Модели простых и сложных процентов
- Понятие аннуитета
- 10.2. Стоимость привлечения инвестиционных ресурсов фирмы
- Оценка средней стоимости инвестиционных ресурсов с использованием дисконтирования
- Определение стоимости собственных средств
- Определение стоимости вновь привлеченных средств
- Определение стоимости заемных средств
- Оптимальная структура инвестиционных ресурсов
- 10.3. Стоимость привлечения и размещения инвестиционных ресурсов банка
- Стоимость привлечения банковских ресурсов как основа определения дисконтной ставки банка
- Методы определения стоимости привлеченных средств банка
- Стоимость размещения банковских ресурсов
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Оценка инвестиционных рисков и методика их учета в инвестиционной деятельности
- 11.1. Инвестиционные риски: сущность и классификация
- Соотношение риска и доходности
- Классификация рисков инвестиционной деятельности
- Риски проектного финансирования
- 11.2. Процесс регулирования инвестиционных рисков
- Идентификация рисков
- Источники информации, необходимой для оценки рисков
- Определение критериев и способов анализа рисков
- Разработка мероприятий по снижению рисков
- Мониторинг рисков
- Ретроспективный анализ
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12. Оценка эффективности инвестиций
- 12.1. Инвестиционное проектирование: принципы финансового обоснования
- Понятие и виды инвестиционных проектов
- Бизнес-план и его роль в финансовом обосновании инвестиционного проекта
- 12.2. Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов
- Методика оценки эффективности капитальных вложений в условиях административной системы хозяйствования
- Использование новых методических подходов к оценке эффективности инвестиций при переходе к рыночной экономике
- Методы оценки инвестиций, основанные на дисконтировании
- Простейшие методы оценки инвестиций
- Коммерческая, бюджетная и экономическая эффективность инвестиционного проекта
- 12.3. Оценка инвестиционных качеств и эффективности финансовых инструментов
- Методы оценки инвестиционных качеств финансовых инвестиций
- Типы инвесторов
- Модели оценки эффективности ценных бумаг
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Порядок формирования и оценки инвестиционного портфеля
- 13.1. Инвестиционный портфель: понятие, виды, цели и принципы формирования
- Понятие инвестиционного портфеля
- Виды инвестиционных портфелей
- Принципы формирования инвестиционного портфеля
- 13.2. Порядок формирования инвестиционного портфеля
- Формирование портфеля реальных инвестиционных проектов
- Формирование портфеля ценных бумаг
- 13.3. Оценка инвестиционного портфеля
- Методы моделирования инвестиционного портфеля
- Отбор объектов инвестирования по критерию доходности
- Отбор инвестиционных объектов по критерию ликвидности
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел V. Государство в инвестиционной сфере экономики Содержание раздела V
- Глава 14. Роль государства в регулировании инвестиционного процесса
- Глава 15. Активизация государственной инвестиционной политики
- Глава 14. Роль государства в регулировании инвестиционного процесса
- 14.1. Западные концепции регулирования инвестиций
- Кейнсианская концепция
- Монетаризм
- Теория экономики предложения
- Структурализм
- Современные системы экономического регулирования
- 14.2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России
- Инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования
- Инвестиционная политика в посткризисный период
- 14.3. Принципы, границы и формы участия государства в инвестиционной деятельности
- Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
- Определение стратегических приоритетов инвестирования
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Активизация государственной инвестиционной политики
- 15.1. Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений экономического развития
- Проблемы бюджетного финансирования инвестиций
- Механизм отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе
- Российский банк развития и его задачи в сфере производственного инвестирования
- Управление государственной собственностью как фактор роста эффективности инвестиций в государственном секторе экономики
- 15.2. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики
- Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций
- Формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка
- Активная промышленная и структурная политика
- Налоговая политика
- Правовые и нормативные методы регулирования
- 15.3. Региональные аспекты инвестиционной политики
- Причины активизации инвестиционной политики регионов
- Проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Приложения Приложение 1.Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-фз
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
- Глава III. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
- Глава IV. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений
- Глава V. Основы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления
- Глава VI. Заключительные положения
- Приложение 2. Федеральный закон «о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 22-фз
- Статья 1
- Статья 2
- Приложение 3.Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-фз
- Глоссарий
- Список рекомендуемой литературы
- Список нормативных документов
- Кодексы
- Федеральные законы, законы Российской Федерации, законы ссср
- Содержание
- Инвестиции
- 101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93