logo
Инвестиции - Игонина Л

Основные этапы реструктуризации российской банковской системы

Объективная необходимость в реструктуризации банковской системы возникла еще в середине 90-х годов, что нашло свое отражение, в частности, в рекомендациях экспертов международных финансовых организаций, представленных правительству страны в 1995 г. Однако решение о проведении реструктуризации было принято лишь осенью 1998 г. в условиях острейшей фазы финансового кризиса, когда Правительство РФ и Банк России издали совместный документ «О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации».

Процесс реструктуризации российской банковской системы включал:

1) неотложные меры по восстановлению ликвидности и платежеспособности банковской системы;

2) среднесрочные меры по восстановлению способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг, по совершенствованию банковского надзора и менеджмента;

3) стратегические меры, направленные на полное восстановление ликвидности банковской системы, рост капитальной и ресурсной базы, создание стимулов для эффективного взаимодействия с реальным сектором экономики.

В порядке проведения неотложных мер по восстановлению ликвидности кредитных организаций и предотвращению коллапса платежной системы был использован комплекс средств, включавших:

1) передачу в Сбербанк РФ вкладов населения из шести крупнейших коммерческих банков, из банков, в которых частные вклады превышали 300 млн руб., а также из других банков по их ходатайству и согласованию с администрациями субъектов Федерации;

2) корректировку политики обязательных резервных требований, изменение нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России*;

* С 24 августа 1998 г. нормативы обязательных резервных требований были снижены с 11 до 10%. С 1 сентября 1998 г. были введены новые нормативы обязательного резервирования в зависимости от доли вложений кредитных организаций в государственные обязательства в работающих активах: при доле в 40% и более величина норматива составляла 5%, при доле 20—40% она составляла 7,5% (для Сбербанка был установлен норматив 5%). Кредитные организации также получили право внеочередного регулирования обязательных резервов. С 1 декабря 1998 г. для всех кредитных организаций был установлен единый норматив обязательного резервирования по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 5%. С 19 марта 1999 г. величина норматива обязательного резервирования по привлеченным средствам в иностранной валюте была увеличена до 7%.

3) проведение многостороннего клиринга межбанковских расчетов с внеочередным регулированием обязательных резервов и использованием части этих резервов для покрытия недостатка средств у банков;

4) неприменение санкций за нарушения экономических нормативов вследствие снижения капитала, если причиной снижения явился кризис на финансовых рынках;

5) предоставление стабилизационных кредитов крупнейшим банкам, ряду региональных банков и отдельным социально значимым банкам;

6) выпуск облигаций Банка России, которые могли использоваться для обеспечения кредитов ЦБ РФ;

7) корректировку учетной политики Банка России.

Проведение этих мер позволило ослабить напряженность ситуации в банковском секторе, повысить ликвидность и платежеспособность кредитных организаций и перейти к осуществлению среднесрочных задач первого этапа реструктуризации банковской системы.