logo
Инвестиции - Игонина Л

Схемы проектного финансирования

Среди используемых зарубежными банками моделей проектного финансирования можно выделить схемы, которые могут быть применены в российской практике. Одной из них является схема финансирования под будущие поставки продукции, которая часто используется при осуществлении нефтяных, газовых и других сырьевых проектов. Ее можно отнести к формам финансирования с ограниченным регрессом на заемщика, подкрепляемым контрактами, в которых предусматриваются безусловные обязательства покупателя типа «брать и платить» («take and pay») и «брать или платить» («take or pay») с третьими кредитоспособными сторонами.

Данная схема предполагает участие как минимум трех сторон: кредиторов (банковский консорциум), проектной компании (специальной компании, занимающейся непосредственной реализацией инвестиционного проекта), посреднической компании, являющейся покупателем продукции. Посредническая компания может учреждаться кредиторами.

Механизм действия рассматриваемой схемы следующий. Банковский консорциум, осуществляющий финансирование проекта, предоставляет кредит посреднической компании, которая в свою очередь передает денежные средства проектной компании в форме аванса за будущую поставку последней определенного количества продукции по фиксированной цене, достаточной для погашения долга. Погашение кредитов увязывается с движением денежных потоков от реализации поставляемой продукции.

Рассмотренная схема могла бы использоваться в нашей стране, обладающей значительным топливно-сырьевым потенциалом. Вместе с тем вследствие ряда обстоятельств (высоких политических и экономических рисков, отсутствия гарантий по форс-мажорным обстоятельствам, недостаточной практики создания временных объединений у российских коммерческих банков, неотлаженности механизмов цивилизованного решения долговых проблем) применение данной схемы, скорее всего, возможно для предприятий и банков, взаимодействующих в составе финансово-промышленных групп, крупных экспортно-ориентированных предприятий топливно-энергетических и сырьевых отраслей.

К формам проектного финансирования, которые могли бы успешно использоваться в российских условиях, можно отнести схемы «строить — эксплуатировать — передавать» («build — operate — transfer» — ВОТ) и «строить — владеть — эксплуатировать — передавать («built — own — operate — transfer» — BOOT) с привлечением иностранных инвестиций при сочетании финансирования с ограниченным регрессом с финансированием под правительственную гарантию.

В соответствии со схемой ВОТ на основе получения от государственных органов концессии группа учредителей создает специальную компанию, в обязанности которой входят финансирование и организация строительства объекта. После завершения работ эта компания получает право эксплуатации или владения объектом. Государство может содействовать реализации инвестиционного проекта путем заключения контракта на покупку объекта по фиксированной цене или опционной сделки, предоставления гарантий банку, кредитующему проект.

Организация финансирования инвестиционного проекта на условиях BOOT несколько отличается от рассмотренной схемы, так как предполагает получение специальной компанией от государства лицензии на основе франчайзинга. Кроме того, здесь имеет место кредитование непосредственно специальной компании под гарантии правительства.

При использовании схем ВОТ и BOOT происходит распределение проектных рисков между участниками (специальной компанией-подрядчиком, кредитором-банком или их группой и государством), закрепляемое в концессионном договоре или франчайзинг-соглашении, обеспечивается взаимная заинтересованность участников проекта в его своевременном и эффективном осуществлении. Привлекательность этих схем для государства обусловлена целым рядом обстоятельств:

Использование рассмотренных схем проектного финансирования в России может осуществляться на основе реализации соглашений о разделе продукции, в соответствии с которыми инвесторам предоставляются на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья и на ведение связанных с этим работ, а инвестор осуществляет проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. При этом соглашение определяет условия и порядок раздела произведенной продукции между государством и инвестором.

С учетом важности координации инвестиционной деятельности в России создан Федеральный центр проектного финансирования, целью которого является эффективное содействие привлечению финансовых средств, в том числе внешнего финансирования, и обеспечение реализации инвестиционных проектов, имеющих приоритетный для национальной экономики характер. Вместе с тем существующее законодательство осложняет полноценное осуществление проектов. В частности, не отрегулированы правовые основы проектного финансирования в различных секторах рынка: предоставление концессий и гарантий, страхование, консорциальное право, фондовый рынок, трастовые, лизинговые операции и др.

Развитию проектного финансирования в стране препятствуют неблагоприятный инвестиционный климат, недостаточность ресурсов для широкомасштабного финансирования капиталоемких проектов, низкая квалификация участников проектного финансирования и другие факторы, усугубляющие проектные риски. В сложившихся условиях решение проблемы требует комплексного подхода, учитывающего интересы различных сторон.

Важными составляющими такого подхода являются усиление роли государственных гарантий страхования проектных рисков, включая предоставление гарантий банкам, принимающим участие в финансировании инвестиционных проектов и программ, входящих в систему государственных приоритетов, налоговое стимулирование механизмов инвестирования, развитие межбанковского сотрудничества в области совместного кредитования инвестиционных проектов.

Существенное значение для развития проектного финансирования имеет изучение возможностей адаптации опыта мировой практики к российским условиям, в том числе в области разработки методических подходов, обеспечивающих повышение эффективности инвестирования. Следует отметить, что решение проблемы повышения эффективности инвестирования (независимо от конкретной формы инвестиций) тесно связано с анализом возможностей инвестора по мобилизации собственных и заемных источников, инвестиционной привлекательности внешней среды, выбора объектов инвестирования с целью определения приемлемого уровня риска при достижении требуемой доходности. Эти вопросы, в свою очередь, определяют необходимость изучения вопросов экономической оценки инвестиционной деятельности.

Выводы

1. Выделяют два типа организации кредитных систем: универсальную (американскую) и сегментированную (германскую). Их отличия состоят в степени универсализации и специализации кредитных институтов, формах и источниках финансирования реального сектора, уровнях диверсификации инвестиционных портфелей банков и предприятий, организации распределения финансовых рисков. Формирующаяся в российской экономике модель банковской системы не совпадает со сложившимися в мировой практике типами. Вместе с тем она характеризуется определенной близостью к германской модели универсального коммерческого банка, при которой банк, являясь основным кредитором реального сектора, имеет возможность владеть крупными пакетами акций нефинансовых предприятий.

2. Задачи масштабной мобилизации финансовых ресурсов в период структурной перестройки экономики обусловили существенные сдвиги в кредитно-банковских системах развитых стран, выразившиеся в усилении концентрации и централизации кредитных институтов, росте групп крупнейших банков, процессах универсализации банков, либерализации банковского законодательства и др. Обозначились тенденции сглаживания различий в структурной организации кредитных систем, сложившихся в различных странах.

3. Параллельное развитие процессов универсализации и специализации деятельности банков привело к формированию инвестиционных банков нового типа, отличительными чертами которых являются: глобальный характер деятельности, наличие значительного свободного капитала, полный набор диверсифицированных и комплексных услуг, создание собственного бизнеса по управлению активами, осуществлению розничных операций с мелкими и средними клиентами через развитие мощных брокерских сетей, слияние со страховым бизнесом. При этом основными характеристиками рынка инвестиционных услуг становятся концентрация капитала и власти в инвестиционно-банковской сфере, стирание граней между коммерческими и инвестиционными банками.

4. Важное значение для национальной экономики имеют банки развития, деятельность которых призвана стимулировать финансирование важнейших экономических программ. Банки развития различаются по направлениям и масштабам деятельности, организационно-правовым формам, формам собственности и другим характеристикам. Многие из этих банков являются государственными или функционируют на основе государственных гарантий. Опыт ряда стран убедительно свидетельствует о том, что решение стратегических задач национальной экономики путем активизации инвестиционной деятельности кредитных институтов предполагает государственное участие, степень, формы и методы которого определяются особенностями конкретной экономической ситуации.

5. Под проектным финансированием понимают финансирование инвестиционных проектов, характеризующееся особым способом обеспечения возвратности вложений, в основе которого лежат доходы, генерируемые самим инвестиционным проектом. Особенностью этой формы является также детальный анализ технических и экономических характеристик инвестиционного проекта и оценка связанных с ним рисков, которые могут быть рассредоточены между участниками проекта. Уровень рисков банка зависит от принятой схемы проектного финансирования, в соответствии с которой банк участвует в управлении проектом. Среди моделей проектного финансирования в российской практике могут быть применены: схема финансирования под будущие поставки продукции, схемы «строить — эксплуатировать — передавать» («build — operate — transfer» — ВОТ) и «строить — владеть — эксплуатировать — передавать» («built — own — operate — transfer» — BOOT) с привлечением иностранных инвестиций при сочетании финансирования с ограниченным регрессом с финансированием под правительственную гарантию.