2.2 Стратегия развития и планирование на предприятии
Стратегия – это генеральная комплексная программа действий, которая определяет приоритетные для предприятия направления, его миссию, главные цели и распределение ресурсов для их достижения.
Процесс планирования на предприятии – это комплекс процедур и расчетов экономико-производственного характера, направленный на установление и реализацию целей хозяйственной деятельности предприятия.
В зависимости от того, на какой срок осуществляется планирование, определяют такие его уровни:
стратегическое (долгосрочное) планирование;
тактическое (средне- и краткосрочное) планирование;
оперативное (краткосрочное и календарное) планирование.
Планы, разрабатываемые на различные сроки, могут быть комплексными, которые объединяют все виды деятельности предприятия или деятельность нескольких предприятий и унитарные – на один из видов хозяйственной деятельности.
Стратегическое планирование – это процесс определения миссии и главных целей предприятия, оценка его потенциальных возможностей, выбор стратегий по направлениям деятельности, определение и привлечение необходимых ресурсов для достижения главной цели с максимальным экономическим, социальным или другим эффектом. Стратегические планы, чаще всего, имеют комплексный характер и охватывают все направления деятельности предприятия. Они могут состоять из долгосрочных планов по видам деятельности предприятия.
Долгосрочное планирование, чаще всего является составной частью стратегического планирования одного из видов хозяйственной деятельности. Планы разрабатываются на несколько лет, имеют общий характер (без детальной проработки и конкретных ответственных исполнителей). Результат, которого должно достичь предприятие, устанавливается методами прогнозирования.
Тактическое (средне- и краткосрочное) планирование, его еще называют текущим, осуществляется, чаще всего, на финансовый год, полугодие, квартал. Имеет детальный характер и разрабатывается для функциональных подразделений предприятия, включает разработку бюджетов для выполнения предусмотренных планом заданий. Плановые задания рассчитываются с помощью соответствующих методов и методик.
Оперативные (краткосрочные, календарные) планы устанавливаются на месяц, декаду, смену, направлены на решение конкретных вопросов; имеют четкий срок и персонифицированного ответственного исполнителя; большую степень детализации. Факт выполнения задания и полученный результат контролируется в установленный срок, на его выполнение выделяется точно рассчитанный объем финансового (материального) и трудового ресурса.
Отдельное место в планировании занимают бизнес-планы.
Бизнес-план – это план развития предприятия (предпринимательской деятельности) на определенный период; план-программа осуществления проекта с целью получения прибыли; система мероприятий, направленных на достижение заданной цели. Разрабатывают бизнес-план и при технико-экономическом обосновании инвестиционных и приватизационных проектов. В этом случае он необходим:
инвестору – для определения целесообразности (эффективности) вложения капитала;
предпринимателю – для разработки программы действий в процессе реализации проекта;
государственным органам – для регулирования и контроля кредитных взаимоотношений, приватизации.
Он может использоваться для проведения санации (мероприятий по предотвращению банкротства больших предприятий с помощью банков или государства); рестрикции (ограничения производства, продажи и экспорта с целью увеличения цен на товары и получение прибыли, сокращения кредитов); приватизации предприятий и для получения внешних инвестиций.
Типовая структура бизнес-плана предприятия может быть следующей (по разделам):
резюме (составляется после разработки всех разделов плана) – излагается суть плана, его преимущества, итоги маркетинговых исследований и финансово-экономических расчетов (объема продажи, выручки от реализации, затрат на производство, прибыли, окупаемости);
описание предприятия – предоставляются его реквизиты, отраслевая принадлежность, форма собственности, фамилия, имя, отчество руководителя, основные направления и цели деятельности предприятия, история создания, развития и современное состояние, достижения и неудачи;
продукция и услуги – описывается продукция и области ее применения, потребители, отличительные качества или уникальность, лицензии, патентные права, преимущества конкурентов;
план маркетинга – выполняется анализ рынка и планирование маркетинга, которые являются ключевыми моментами для определения объемов инвестиционной и производственной программы, производственной мощности, необходимых технологий и т. п., формулируется стратегия маркетинга и дается оценка внешней среды предприятия;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – описываются оптимальные рамки проекта, обосновывается их выбор, перечисляется перечень компонентов, определяются соответствующие технологии и т. п.;
производственный план – закладываются объемы и номенклатура выпускаемой продукции, отражается экономический, технологический и трудовой потенциал предприятия, материально-техническое обеспечение и т. д.;
организационный план управления предприятием – в нем рассматривается проблема производственного менеджмента, приводится принципиальная схема принятия управленческих решений, оценивается гибкость системы управления в случае изменения рыночных условий и др.;
реализация проекта – отражаются основные результаты, полученные от реализации проекта, финансовые и другие последствия;
финансовый план – важный раздел бизнес-плана, отражающий достоверные итоги его осуществления, здесь должны определяться как инвестиционные, так и производственные затраты, а потому включает ряд подразделов, таких, например, как план по прибыли, движение денежных потоков, анализ безубыточности, рентабельности и окупаемости, оценка риска (необходимо хотя бы ориентировочно оценить возможные потери от вероятности его наступления) и др.;
юридические аспекты – раздел, где рассматриваются правовые вопросы осуществления проекта, права и обязанности сторон, информация о регистрации, взаимоотношения с бюджетом и др.
- Министерство образования и науки Украины
- Часть 1. Опорный конспект 8
- Введение
- Часть 1. Опорный конспект модуль 1. Предприятие в современной системе хозяйствования и его фонды тема 1. Организационно-правовые аспекты деятельности предприятия
- 1.1 Предпринимательство. Понятия и классификация
- 1.2 Предприятие, хозяйственные общества, объединение предприятий. Понятия и классификация
- Тема 2. Структура предприятия, планирование и управление деятельностью
- 2.1 Структура промышленного предприятия
- 2.2 Стратегия развития и планирование на предприятии
- 2.3 Управление предприятием
- Тема 3. Деятельность предприятия в рыночной среде
- 3.1 Рыночная среда функционирования предприятий и организаций
- 3.2 Общая характеристика продукции и услуг
- 3.3 Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)
- Тема 4. Активы и финансовые ресурсы предприятия
- 4.1 Активы предприятия, их виды
- 4.2 Финансовые ресурсы, финансовая стратегия. Финансовая система предприятия
- 4.3 Кредитование деятельности предприятия
- 4.4 Расчеты в хозяйственной системе предприятия
- 4.5 Предприятие на рынке ценных бумаг
- Тема 5. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия
- 5.1 Инвестиции в деятельности предприятия
- 5.2 Инновационная деятельность предприятия
- Тема 6. Основные средства предприятия
- 6.1 Экономическая сущность основных средств предприятия
- 6.2 Учет и оценка основных средств
- 6.3 Показатели использования основных средств
- 4 Коэффициент сменности
- 6.4 Износ основных средств предприятия
- 6.5 Амортизация основных средств предприятия
- Тема 7. Оборотные средства предприятия
- 7.1 Сущность, состав и классификация оборотных средств
- 7.2 Нормирование оборотных средств
- 7.3 Показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств предприятия
- Тема 8. Персонал предприятия, производительность, заработная плата
- 8.1 Классификация персонала предприятия по категориям работников
- 8.2 Определение численности работников предприятия
- 8.3 Экономическая сущность оплаты труда
- 8.4 Формы оплаты труда
- 8.5 Производительность труда, трудоемкость, выработка
- Модуль 2. Результаты эффективности производства тема 9. Затраты и себестоимость продукции
- 9.1 Затраты, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия
- 9.2 Классификация затрат, связанных с производством продукции
- 9.3 Составление сметы и калькуляции затрат. Себестоимость продукции
- Тема 10. Результаты хозяйственной деятельности предприятия
- 10.1 Роль цен в руководстве предприятием
- 10.2 Ценовая система. Виды цен, их классификация
- 10.3 Финансовые результаты деятельности предприятия, выручка, доход, прибыль, рентабельность
- Часть 2. Планы практических занятий Практическое занятие 1
- Практическое занятие 2
- Практическое занятие 3
- Практическое занятие 4
- Практическое занятие 5
- Практическое занятие 6
- Часть 3. Методические указания к самостоятельной работе и выполнению контрольной работы
- Общие требования к контрольной работе
- Подбор литературы, статистической информации и других материалов
- Изложение содержания контрольной работы
- Рецензирование и защита контрольной работы
- Перечень тестов
- Тема 1. Организационно-правовые аспекты деятельности предприятия
- Тема 2. Структура предприятия, планирование и управление деятельностью
- Тема 3. Деятельность предприятия в рыночной среде
- Тема 4. Активы и финансовые ресурсы предприятия
- Тема 5. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия
- Тема 6. Основные средства предприятия
- Тема 7. Оборотные средства предприятия
- Тема 8. Персонал предприятия, производительность, зарплата
- Тема 9. Затраты и себестоимость продукции
- Тема 10. Результаты хозяйственной деятельности предприятия
- По теме «Оборотные средства предприятия»
- Определение численности персонала
- Трудоемкость и выработка
- Зарплата
- По теме «Себестоимость продукции»
- По теме «Финансовые результаты деятельности»
- По теме «Цена. Рентабельность»
- Список литературы
- Приложение б
- Приложение д пример задания на защиту контрольной работы по модулю 1
- Приложение е пример экзаменационного задания по модулю 1
- Приложение ж пример задания на защиту контрольной работы по модулю 2
- Приложение з пример экзаменационного задания по модулю 2
- Рижиков Вячеслав Сергійович