logo search
Сам_работа_ЭП

2.2 Стратегия развития и планирование на предприятии

Стратегия – это генеральная комплексная программа действий, которая определяет приоритетные для предприятия направления, его миссию, главные цели и распределение ресурсов для их достижения.

Процесс планирования на предприятии – это комплекс процедур и расчетов экономико-производственного характера, направленный на установление и реализацию целей хозяйственной деятельности предприятия.

В зависимости от того, на какой срок осуществляется планирование, определяют такие его уровни:

Планы, разрабатываемые на различные сроки, могут быть комплексными, которые объединяют все виды деятельности предприятия или деятельность нескольких предприятий и унитарные – на один из видов хозяйственной деятельности.

Стратегическое планирование – это процесс определения миссии и главных целей предприятия, оценка его потенциальных возможностей, выбор стратегий по направлениям деятельности, определение и привлечение необходимых ресурсов для достижения главной цели с максимальным экономическим, социальным или другим эффектом. Стратегические планы, чаще всего, имеют комплексный характер и охватывают все направления деятельности предприятия. Они могут состоять из долгосрочных планов по видам деятельности предприятия.

Долгосрочное планирование, чаще всего является составной частью стратегического планирования одного из видов хозяйственной деятельности. Планы разрабатываются на несколько лет, имеют общий характер (без детальной проработки и конкретных ответственных исполнителей). Результат, которого должно достичь предприятие, устанавливается методами прогнозирования.

Тактическое (средне- и краткосрочное) планирование, его еще называют текущим, осуществляется, чаще всего, на финансовый год, полугодие, квартал. Имеет детальный характер и разрабатывается для функциональных подразделений предприятия, включает разработку бюджетов для выполнения предусмотренных планом заданий. Плановые задания рассчитываются с помощью соответствующих методов и методик.

Оперативные (краткосрочные, календарные) планы устанавливаются на месяц, декаду, смену, направлены на решение конкретных вопросов; имеют четкий срок и персонифицированного ответственного исполнителя; большую степень детализации. Факт выполнения задания и полученный результат контролируется в установленный срок, на его выполнение выделяется точно рассчитанный объем финансового (материального) и трудового ресурса.

Отдельное место в планировании занимают бизнес-планы.

Бизнес-план – это план развития предприятия (предпринимательской деятельности) на определенный период; план-программа осуществления проекта с целью получения прибыли; система мероприятий, направленных на достижение заданной цели. Разрабатывают бизнес-план и при технико-экономическом обосновании инвестиционных и приватизационных проектов. В этом случае он необходим:

Он может использоваться для проведения санации (мероприятий по предотвращению банкротства больших предприятий с помощью банков или государства); рестрикции (ограничения производства, продажи и экспорта с целью увеличения цен на товары и получение прибыли, сокращения кредитов); приватизации предприятий и для получения внешних инвестиций.

Типовая структура бизнес-плана предприятия может быть следующей (по разделам):