3.1 Рыночная среда функционирования предприятий и организаций
Рынок – это совокупность форм взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения субъектами хозяйствования, взаимодействие которых, как покупателей и продавцов, приводит к возможности совершать обмен, то есть возможности продавцам продать, а покупателям – купить необходимые товары.
Рынок – это сложный объект, который состоит из широкого спектра отдельных частей и элементов. Такое многообразие составляющих и специфика функционирования каждого элемента определяют основные функции, выполняемые рынком:
рынок является средством связи, коммуникации продавцов товара и покупателей;
в результате взаимодействия продавца и покупателя рынок устанавливает взаимоприемлемые и для первого, и для второго цены на товары (услуги), стимулируя тем самым их производство и сбыт;
рынок, как средство взаимосвязи продавцов и покупателей, предоставляет информацию о том, что именно хотят продать продавцы (и по какой цене) и что именно приобрели бы или приобретут в будущем покупатели;
рынок обеспечивает обмен информацией (изменение спроса, предложения и др.), предоставляет возможность его участникам довольно быстро реагировать на конъюнктурные изменения и в соответствии с ситуацией изменять цены.
Рынок в целом характеризуется сложной и разветвленной структурой. Классификация рынков происходит по ряду признаков:
по элементам рыночной инфраструктуры;
по экономическому назначению объектов рыночных отношений;
по географическому положению и масштабам, границам, которые его характеризует;
по степени ограничения конкуренции;
по сферам производства и услуг;
по характеру и размерам продаж.
Первый признак классификации рынка, предполагает выделение трех основных элементов:
рынка товаров и услуг;
рынка факторов производства;
финансового (или денежного) рынка.
Второй признак классификации элементов рынка – по экономическому назначению объектов рыночных отношений – предполагает выделения более мелких сегментов рынка в виде:
рынка потребительских товаров и услуг;
рынка товаров производственного назначения;
рынка новых идей, технологий, проектов (ноу-хау);
сырьевого рынка;
рынка труда;
рынка ценных бумаг;
рынка вторичного сырья и др.
По географическому положению и границам распространение рынок подразделяется на следующие виды:
местный (региональный) рынок;
национальный (в границах страны) рынок;
мировой рынок.
По степени ограничения конкуренции различают:
свободный рынок;
рынок монополистической конкуренции;
олигополистический рынок;
чистую монополию.
По отраслям сфер производства и услуг можно выделить огромное количество субрынков, которые характеризуют соответствующие области экономики:
топливный рынок (угольный, нефтяной, газовый и др.);
автомобильный рынок (рынок грузовых, легковых автомобилей, автобусов и др.);
компьютерный рынок;
рынок хлебопродуктов и т. п.
По характеру и размерам продажи различают:
оптовый рынок;
розничный рынок.
- Министерство образования и науки Украины
- Часть 1. Опорный конспект 8
- Введение
- Часть 1. Опорный конспект модуль 1. Предприятие в современной системе хозяйствования и его фонды тема 1. Организационно-правовые аспекты деятельности предприятия
- 1.1 Предпринимательство. Понятия и классификация
- 1.2 Предприятие, хозяйственные общества, объединение предприятий. Понятия и классификация
- Тема 2. Структура предприятия, планирование и управление деятельностью
- 2.1 Структура промышленного предприятия
- 2.2 Стратегия развития и планирование на предприятии
- 2.3 Управление предприятием
- Тема 3. Деятельность предприятия в рыночной среде
- 3.1 Рыночная среда функционирования предприятий и организаций
- 3.2 Общая характеристика продукции и услуг
- 3.3 Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)
- Тема 4. Активы и финансовые ресурсы предприятия
- 4.1 Активы предприятия, их виды
- 4.2 Финансовые ресурсы, финансовая стратегия. Финансовая система предприятия
- 4.3 Кредитование деятельности предприятия
- 4.4 Расчеты в хозяйственной системе предприятия
- 4.5 Предприятие на рынке ценных бумаг
- Тема 5. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия
- 5.1 Инвестиции в деятельности предприятия
- 5.2 Инновационная деятельность предприятия
- Тема 6. Основные средства предприятия
- 6.1 Экономическая сущность основных средств предприятия
- 6.2 Учет и оценка основных средств
- 6.3 Показатели использования основных средств
- 4 Коэффициент сменности
- 6.4 Износ основных средств предприятия
- 6.5 Амортизация основных средств предприятия
- Тема 7. Оборотные средства предприятия
- 7.1 Сущность, состав и классификация оборотных средств
- 7.2 Нормирование оборотных средств
- 7.3 Показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств предприятия
- Тема 8. Персонал предприятия, производительность, заработная плата
- 8.1 Классификация персонала предприятия по категориям работников
- 8.2 Определение численности работников предприятия
- 8.3 Экономическая сущность оплаты труда
- 8.4 Формы оплаты труда
- 8.5 Производительность труда, трудоемкость, выработка
- Модуль 2. Результаты эффективности производства тема 9. Затраты и себестоимость продукции
- 9.1 Затраты, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия
- 9.2 Классификация затрат, связанных с производством продукции
- 9.3 Составление сметы и калькуляции затрат. Себестоимость продукции
- Тема 10. Результаты хозяйственной деятельности предприятия
- 10.1 Роль цен в руководстве предприятием
- 10.2 Ценовая система. Виды цен, их классификация
- 10.3 Финансовые результаты деятельности предприятия, выручка, доход, прибыль, рентабельность
- Часть 2. Планы практических занятий Практическое занятие 1
- Практическое занятие 2
- Практическое занятие 3
- Практическое занятие 4
- Практическое занятие 5
- Практическое занятие 6
- Часть 3. Методические указания к самостоятельной работе и выполнению контрольной работы
- Общие требования к контрольной работе
- Подбор литературы, статистической информации и других материалов
- Изложение содержания контрольной работы
- Рецензирование и защита контрольной работы
- Перечень тестов
- Тема 1. Организационно-правовые аспекты деятельности предприятия
- Тема 2. Структура предприятия, планирование и управление деятельностью
- Тема 3. Деятельность предприятия в рыночной среде
- Тема 4. Активы и финансовые ресурсы предприятия
- Тема 5. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия
- Тема 6. Основные средства предприятия
- Тема 7. Оборотные средства предприятия
- Тема 8. Персонал предприятия, производительность, зарплата
- Тема 9. Затраты и себестоимость продукции
- Тема 10. Результаты хозяйственной деятельности предприятия
- По теме «Оборотные средства предприятия»
- Определение численности персонала
- Трудоемкость и выработка
- Зарплата
- По теме «Себестоимость продукции»
- По теме «Финансовые результаты деятельности»
- По теме «Цена. Рентабельность»
- Список литературы
- Приложение б
- Приложение д пример задания на защиту контрольной работы по модулю 1
- Приложение е пример экзаменационного задания по модулю 1
- Приложение ж пример задания на защиту контрольной работы по модулю 2
- Приложение з пример экзаменационного задания по модулю 2
- Рижиков Вячеслав Сергійович