3.3 Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)
Конкурентоспособность предприятия – это обобщающая оценка его конкурентных преимуществ в вопросах формирования ресурсного потенциала, качества удовлетворения потребительского спроса и достигнутой благодаря этому эффективности функционирования хозяйственной системы, которые имеют место на момент или на протяжении периода оценивания.
Конкурентоспособность и качество – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
Свойство продукции – это объективная его особенность, которая оказывается при создании, потреблении или эксплуатации продукции.
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, которые обуславливают его пригодность удовлетворять определенные потребности, в соответствии с ее назначением.
Уровень качества – это количественная характеристика меры пригодности того или другого вида продукции для удовлетворения конкретного спроса на нее в сравненных с соответствующими базовыми показателями при фиксированных условиях потребления. Оценка качества продукции предусматривает определения абсолютного, относительного, перспективного и оптимального его уровней.
Абсолютный уровень качества характеризует качество изделия определенного вида, который изготовляется предприятием в текущем периоде. Определяется путем расчета определенных показателей без их сравнения с соответствующими показателями аналогичных изделий.
Относительный уровень определяется сравнением технико-эксплуатационных показателей товара с аналогичными показателями качества товаров-эталонов.
Перспективный уровень – это уровень, которого можно достичь в будущем, учитывая приоритетные направления и темпы развития науки и техники.
Для новых видов продукции, и в первую очередь, орудий труда, целесообразно определять также оптимальный уровень качества, то есть такой ее уровень, за которого общая величина общественных расходов на производство и использование (эксплуатацию) продукции при определенных условиях потребления была бы минимальной.
Наиболее сложная за количеством система показателей применяется для оценки качества (технического уровня) орудий труда. Она охватывает большинство групп единичных показателей и почти все комплексные измерители качества. Кроме специфических, свойственных лишь определенному виду изделий показателей, качество (технический уровень) орудий труда характеризуется также рядом общих показателей. К ним, в первую очередь, принадлежат надежность, долговечность, ремонтопригодность, производительность, патентная чистота и тому подобное.
Под надежностью понимают свойство изделия выполнять свои функции с сохранением эксплуатационных показателей в установленных пределах в течение соответствующего промежутка времени. Количественно она характеризуется длительностью безотказной работы, то есть средним временем работы между двумя неисправностями.
Долговечность – это свойство изделия длительное время сохранять свою работоспособность при тех или других условиях эксплуатации, ее оценивают двумя главными показателями – сроком службы (календарной длительностью эксплуатации к определенному предельному состоянию) и техническим ресурсом (возможной наработкой в часах).
Ремонтопригодность техники характеризует возможность быстро обнаруживать и устранять неисправности в ней. Показатель патентной чистоты изделия отображает использование за его разработки запатентованных изобретений и возможность беспрепятственной продажи на мировом рынке.
К комплексным показателям качества (технического уровня) орудий труда принадлежит, например, коэффициент готовности оборудования, которое характеризует одновременно его безотказность и ремонтопригодность; удельные расходы на один километр пробега автомобиля и тому подобное.
Для определения уровня качества изделий, которые изготовляются (осваиваются) производством, применяют несколько методов:
объективный метод заключается в оценивании уровня качества продукции с помощью стендовых испытаний и контрольных измерений, а также лабораторного анализа. Такой метод дает наиболее достоверные результаты и применяется для измерения абсолютного уровня качества средств производства и некоторых свойств потребительских товаров;
органолептический метод основывается на восприятии свойств продукта с помощью органов чувств человека (зрение, слух, вкус, обоняние, прикосновение) без применения технических измерительных и регистрационных средств. Пользуясь этим методом, применяют бальную систему оценки показателей качества, исходя из стандартного перечня признаков (свойств), которые полнее всего охватывают основные качественные характеристики изделия;
статистический метод – измерение на основе наблюдений и соответствующей обработки информации с помощью статистических методов;
социологический метод – измерение на основе сбора и анализа мнений потребителей, путем устного опроса, заполнения анкет, с помощью аукционов и ярмарок;
экспертный метод – измерение на основе обработки мнений группы специалистов-экспертов;
дифференцированный метод оценки уровня качества предусматривает сравнивание единичных показателей изделий с соответствующими показателями изделий-эталонов или базовыми показателями стандартов (технических условий);
комплексный метод заключается в определении обобщающего показателя качества оцениваемого изделия.
- Министерство образования и науки Украины
- Часть 1. Опорный конспект 8
- Введение
- Часть 1. Опорный конспект модуль 1. Предприятие в современной системе хозяйствования и его фонды тема 1. Организационно-правовые аспекты деятельности предприятия
- 1.1 Предпринимательство. Понятия и классификация
- 1.2 Предприятие, хозяйственные общества, объединение предприятий. Понятия и классификация
- Тема 2. Структура предприятия, планирование и управление деятельностью
- 2.1 Структура промышленного предприятия
- 2.2 Стратегия развития и планирование на предприятии
- 2.3 Управление предприятием
- Тема 3. Деятельность предприятия в рыночной среде
- 3.1 Рыночная среда функционирования предприятий и организаций
- 3.2 Общая характеристика продукции и услуг
- 3.3 Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)
- Тема 4. Активы и финансовые ресурсы предприятия
- 4.1 Активы предприятия, их виды
- 4.2 Финансовые ресурсы, финансовая стратегия. Финансовая система предприятия
- 4.3 Кредитование деятельности предприятия
- 4.4 Расчеты в хозяйственной системе предприятия
- 4.5 Предприятие на рынке ценных бумаг
- Тема 5. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия
- 5.1 Инвестиции в деятельности предприятия
- 5.2 Инновационная деятельность предприятия
- Тема 6. Основные средства предприятия
- 6.1 Экономическая сущность основных средств предприятия
- 6.2 Учет и оценка основных средств
- 6.3 Показатели использования основных средств
- 4 Коэффициент сменности
- 6.4 Износ основных средств предприятия
- 6.5 Амортизация основных средств предприятия
- Тема 7. Оборотные средства предприятия
- 7.1 Сущность, состав и классификация оборотных средств
- 7.2 Нормирование оборотных средств
- 7.3 Показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств предприятия
- Тема 8. Персонал предприятия, производительность, заработная плата
- 8.1 Классификация персонала предприятия по категориям работников
- 8.2 Определение численности работников предприятия
- 8.3 Экономическая сущность оплаты труда
- 8.4 Формы оплаты труда
- 8.5 Производительность труда, трудоемкость, выработка
- Модуль 2. Результаты эффективности производства тема 9. Затраты и себестоимость продукции
- 9.1 Затраты, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия
- 9.2 Классификация затрат, связанных с производством продукции
- 9.3 Составление сметы и калькуляции затрат. Себестоимость продукции
- Тема 10. Результаты хозяйственной деятельности предприятия
- 10.1 Роль цен в руководстве предприятием
- 10.2 Ценовая система. Виды цен, их классификация
- 10.3 Финансовые результаты деятельности предприятия, выручка, доход, прибыль, рентабельность
- Часть 2. Планы практических занятий Практическое занятие 1
- Практическое занятие 2
- Практическое занятие 3
- Практическое занятие 4
- Практическое занятие 5
- Практическое занятие 6
- Часть 3. Методические указания к самостоятельной работе и выполнению контрольной работы
- Общие требования к контрольной работе
- Подбор литературы, статистической информации и других материалов
- Изложение содержания контрольной работы
- Рецензирование и защита контрольной работы
- Перечень тестов
- Тема 1. Организационно-правовые аспекты деятельности предприятия
- Тема 2. Структура предприятия, планирование и управление деятельностью
- Тема 3. Деятельность предприятия в рыночной среде
- Тема 4. Активы и финансовые ресурсы предприятия
- Тема 5. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия
- Тема 6. Основные средства предприятия
- Тема 7. Оборотные средства предприятия
- Тема 8. Персонал предприятия, производительность, зарплата
- Тема 9. Затраты и себестоимость продукции
- Тема 10. Результаты хозяйственной деятельности предприятия
- По теме «Оборотные средства предприятия»
- Определение численности персонала
- Трудоемкость и выработка
- Зарплата
- По теме «Себестоимость продукции»
- По теме «Финансовые результаты деятельности»
- По теме «Цена. Рентабельность»
- Список литературы
- Приложение б
- Приложение д пример задания на защиту контрольной работы по модулю 1
- Приложение е пример экзаменационного задания по модулю 1
- Приложение ж пример задания на защиту контрольной работы по модулю 2
- Приложение з пример экзаменационного задания по модулю 2
- Рижиков Вячеслав Сергійович