4.4 Расчеты в хозяйственной системе предприятия
В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия вступают в разные расчетно-денежные отношения с субъектами рынка и государственными финансовыми и фискальными учреждениями. Эти отношения связанны с оплатой продукции товаров, услуг, перечислением налогов и платежей, выплатой заработной платы, авансов и др.
Расчеты в хозяйственной деятельности предприятий делятся на две группы: безналичные и наличные.
Большая часть расчетов реализуется в безналичной форме. Это, в первую очередь, расчеты предприятий с поставщиками, посредниками, рыночными институтами (банками, биржами, посредническими компаниями и т. п.), а также расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами.
Безналичные расчеты в зависимости от объектов платежа могут подразделяться на расчеты по товарным и нетоварным операциям.
Расчеты по товарным операциям связаны со снабжением или куплей продукции товаров и услуг.
Расчеты по нетоварным операциям – это, в первую очередь, платежи в бюджет, страховые и социальные выплаты, платежи уплаты процентов по кредитам, пени, штрафы и т. п.
Безналичные расчеты осуществляют с помощью банковских учреждений без участия наличных денег, через перечисление соответствующей суммы со счетов плательщика на счет получателя или через зачет взаимных обязательств (требований).
В современной практике расчетов используются документы разного назначения: расчетные, платежные, коммерческие.
Расчетными – называют подготовленные в соответствии с установленными законодательством формами документы, которые предоставляют в банки субъекты хозяйственной деятельности (юридические и физические лица) с поручением (требованием) перечислить с их счетов (или зачислить на их счета) определенную сумму денег. Такими документами являются: платежное поручение, платежное требование-поручение, чек, платежное требование, аккредитивное заявление и прочее.
Платежными – называют подготовленные, в соответствии с установленными законодательством формами, и переданные одним лицом другому документы с обязательством (или требованием третьего лица) заплатить определенную сумму денег предъявителю документа (чека, векселя и т. п.).
Коммерческими принято называть документы, в которых дается характеристика отгруженной продукции (товаров), выполненных работ, услуг и которые сопровождают их перемещение от поставщика к плательщику. К этим документам относят: счета-фактуры, их реестры, товарно-транспортные документы, сертификаты качества и т. п. На основе коммерческих документов выясняется сумма и правомерность платежей, реализованных с помощью расчетных и платежных документов.
Наличные расчеты – это расчеты, которые реализуются с помощью наличных денег, как правило, через кассовые операции. Они предусматривают прием и выдачу наличных денег через кассу предприятия. Эти операции оформляются с помощью кассовых ордеров, платежных ведомостей, и других документов, подписанных руководителем предприятия и главным бухгалтером. К этим операциям относят выдачу рабочим заработной платы, авансов, средств на компенсацию затрат по командировкам и т. п. Учет наличных денег осуществляется с помощью кассовой книги и в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
- Министерство образования и науки Украины
- Часть 1. Опорный конспект 8
- Введение
- Часть 1. Опорный конспект модуль 1. Предприятие в современной системе хозяйствования и его фонды тема 1. Организационно-правовые аспекты деятельности предприятия
- 1.1 Предпринимательство. Понятия и классификация
- 1.2 Предприятие, хозяйственные общества, объединение предприятий. Понятия и классификация
- Тема 2. Структура предприятия, планирование и управление деятельностью
- 2.1 Структура промышленного предприятия
- 2.2 Стратегия развития и планирование на предприятии
- 2.3 Управление предприятием
- Тема 3. Деятельность предприятия в рыночной среде
- 3.1 Рыночная среда функционирования предприятий и организаций
- 3.2 Общая характеристика продукции и услуг
- 3.3 Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)
- Тема 4. Активы и финансовые ресурсы предприятия
- 4.1 Активы предприятия, их виды
- 4.2 Финансовые ресурсы, финансовая стратегия. Финансовая система предприятия
- 4.3 Кредитование деятельности предприятия
- 4.4 Расчеты в хозяйственной системе предприятия
- 4.5 Предприятие на рынке ценных бумаг
- Тема 5. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия
- 5.1 Инвестиции в деятельности предприятия
- 5.2 Инновационная деятельность предприятия
- Тема 6. Основные средства предприятия
- 6.1 Экономическая сущность основных средств предприятия
- 6.2 Учет и оценка основных средств
- 6.3 Показатели использования основных средств
- 4 Коэффициент сменности
- 6.4 Износ основных средств предприятия
- 6.5 Амортизация основных средств предприятия
- Тема 7. Оборотные средства предприятия
- 7.1 Сущность, состав и классификация оборотных средств
- 7.2 Нормирование оборотных средств
- 7.3 Показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств предприятия
- Тема 8. Персонал предприятия, производительность, заработная плата
- 8.1 Классификация персонала предприятия по категориям работников
- 8.2 Определение численности работников предприятия
- 8.3 Экономическая сущность оплаты труда
- 8.4 Формы оплаты труда
- 8.5 Производительность труда, трудоемкость, выработка
- Модуль 2. Результаты эффективности производства тема 9. Затраты и себестоимость продукции
- 9.1 Затраты, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия
- 9.2 Классификация затрат, связанных с производством продукции
- 9.3 Составление сметы и калькуляции затрат. Себестоимость продукции
- Тема 10. Результаты хозяйственной деятельности предприятия
- 10.1 Роль цен в руководстве предприятием
- 10.2 Ценовая система. Виды цен, их классификация
- 10.3 Финансовые результаты деятельности предприятия, выручка, доход, прибыль, рентабельность
- Часть 2. Планы практических занятий Практическое занятие 1
- Практическое занятие 2
- Практическое занятие 3
- Практическое занятие 4
- Практическое занятие 5
- Практическое занятие 6
- Часть 3. Методические указания к самостоятельной работе и выполнению контрольной работы
- Общие требования к контрольной работе
- Подбор литературы, статистической информации и других материалов
- Изложение содержания контрольной работы
- Рецензирование и защита контрольной работы
- Перечень тестов
- Тема 1. Организационно-правовые аспекты деятельности предприятия
- Тема 2. Структура предприятия, планирование и управление деятельностью
- Тема 3. Деятельность предприятия в рыночной среде
- Тема 4. Активы и финансовые ресурсы предприятия
- Тема 5. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия
- Тема 6. Основные средства предприятия
- Тема 7. Оборотные средства предприятия
- Тема 8. Персонал предприятия, производительность, зарплата
- Тема 9. Затраты и себестоимость продукции
- Тема 10. Результаты хозяйственной деятельности предприятия
- По теме «Оборотные средства предприятия»
- Определение численности персонала
- Трудоемкость и выработка
- Зарплата
- По теме «Себестоимость продукции»
- По теме «Финансовые результаты деятельности»
- По теме «Цена. Рентабельность»
- Список литературы
- Приложение б
- Приложение д пример задания на защиту контрольной работы по модулю 1
- Приложение е пример экзаменационного задания по модулю 1
- Приложение ж пример задания на защиту контрольной работы по модулю 2
- Приложение з пример экзаменационного задания по модулю 2
- Рижиков Вячеслав Сергійович