logo
Сам_работа_ЭП

4.4 Расчеты в хозяйственной системе предприятия

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия вступают в разные расчетно-денежные отношения с субъектами рынка и государственными финансовыми и фискальными учреждениями. Эти отношения связанны с оплатой продукции товаров, услуг, перечислением налогов и платежей, выплатой заработной платы, авансов и др.

Расчеты в хозяйственной деятельности предприятий делятся на две группы: безналичные и наличные.

Большая часть расчетов реализуется в безналичной форме. Это, в первую очередь, расчеты предприятий с поставщиками, посредниками, рыночными институтами (банками, биржами, посредническими компаниями и т. п.), а также расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами.

Безналичные расчеты в зависимости от объектов платежа могут подразделяться на расчеты по товарным и нетоварным операциям.

Расчеты по товарным операциям связаны со снабжением или куплей продукции товаров и услуг.

Расчеты по нетоварным операциям – это, в первую очередь, платежи в бюджет, страховые и социальные выплаты, платежи уплаты процентов по кредитам, пени, штрафы и т. п.

Безналичные расчеты осуществляют с помощью банковских учреждений без участия наличных денег, через перечисление соответствующей суммы со счетов плательщика на счет получателя или через зачет взаимных обязательств (требований).

В современной практике расчетов используются документы разного назначения: расчетные, платежные, коммерческие.

Расчетными – называют подготовленные в соответствии с установленными законодательством формами документы, которые предоставляют в банки субъекты хозяйственной деятельности (юридические и физические лица) с поручением (требованием) перечислить с их счетов (или зачислить на их счета) определенную сумму денег. Такими документами являются: платежное поручение, платежное требование-поручение, чек, платежное требование, аккредитивное заявление и прочее.

Платежными – называют подготовленные, в соответствии с установленными законодательством формами, и переданные одним лицом другому документы с обязательством (или требованием третьего лица) заплатить определенную сумму денег предъявителю документа (чека, векселя и т. п.).

Коммерческими принято называть документы, в которых дается характеристика отгруженной продукции (товаров), выполненных работ, услуг и которые сопровождают их перемещение от поставщика к плательщику. К этим документам относят: счета-фактуры, их реестры, товарно-транспортные документы, сертификаты качества и т. п. На основе коммерческих документов выясняется сумма и правомерность платежей, реализованных с помощью расчетных и платежных документов.

Наличные расчеты – это расчеты, которые реализуются с помощью наличных денег, как правило, через кассовые операции. Они предусматривают прием и выдачу наличных денег через кассу предприятия. Эти операции оформляются с помощью кассовых ордеров, платежных ведомостей, и других документов, подписанных руководителем предприятия и главным бухгалтером. К этим операциям относят выдачу рабочим заработной платы, авансов, средств на компенсацию затрат по командировкам и т. п. Учет наличных денег осуществляется с помощью кассовой книги и в соответствии с правилами бухгалтерского учета.