logo search
обществознание (2)

3. Государственная власть в России.

Согласно ст.10 Конституции РФ «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Сам принцип разделения властей имеет давнюю историю. Основы теории разделения властей были заложены ещё античными мыслителями, в частности Аристотелем, затем продолжены английским мыслителем Д.Локком. В наиболее полном виде эту теорию в XVIII в. сформулировал французский мыслитель Ш.-Л. Монтескьё. Власть по его мнению должна разделяться на законодательную, исполнительную и судебную, так как сосредоточение власти в руках одного лица или учреждения ведёт неизбежно к злоупотреблениям это вытекает из природы человека, его склонностью к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Таким образом, теория разделения властей Монтескьё предполагает раздельное функционирование трёх разных, независимых и взаимоуравновешенных властей: законодательной (принятие законов), исполнительной (исполнение законов) и судебной (осуществление правосудия: наказание нарушителей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применением законов. Для того, чтобы власть не была сосредоточена у одной её ветви, власть должна быть не только разделена, должна быть система «сдержек и противовесов». Разделение властей и система «сдержек и противовесов» даёт определённые гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Согласно ст.11 Конституции РФ «Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ».

Президенту РФ посвящена 4 глава Конституции РФ. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается на шесть лет, он должен быть не моложе 35 лет и постоянно проживать в РФ не менее 10 лет. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. При вступлении в должность он приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и сохранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно, служить народу».

Президент РФ:

награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;

Президент прекращает свои полномочия досрочно:

Во всех случаях, когда Президент не может выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ, он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ. При этом выборы должны состояться не позднее трёх месяцев с момента досрочного исполнения им полномочий.

Ведущее место в системе разделения властей занимает законодательная ветвь власти. Законодательная власть – это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передаёт власть депутатам и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть. В различных государствах законодательные органы называют по -разному: в России – Федеральное Собрание, в США – конгресс, В Великобритании – парламент, во Франции – Национальное собрание. Исторически первым законодательным органом являлся английский парламент (от франц. – говорить), поэтому часто законодательный орган называют парламентом. Парламенты могут быть одно- и двухпалатными. Как правило, двухпалатные парламенты существуют в федеративных государствах. При этом верхняя палата представляет интересы субъектов федерации и формируется на основе равного их представительства, а нижняя палата – общенациональные интересы. Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии, основное назначение которых – предварительное рассмотрение законопроектов. Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совместных действий. Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.

Федеральному Собранию посвящена Глава 5 Конституции РФ. Федеральное Собрание – парламент РФ является законодательным и представительным органом РФ. Состоит из двух палат: Совета Федерации – верхняя палата и Государственной Думы – нижняя палата. В Совет Федерации входят по два представителя о каждого субъекта Российской Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и тоже лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации депутатом Государственной Думы. Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты ГД не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельностью. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. ГД собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Первое заседание ГД открывает старейший по возрасту депутат. СФ и ГД заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

К ведению СФ относятся:

К ведению ГД относятся:

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ и др. Федеральные законы принимаются ГД большинством голосов и затем в течении 5 дней передаются на рассмотрение СФ. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало большинство членов СФ. Принятый ФЗ в течении 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Одобренный Президентом ФЗ должен быть обнародован в течение 7 дней.

ГД может быть распущена Президентом РФ в случаях:

Исполнительная власть реализуется через президента и правительство, их органы на местах. Исполнительная деятельность этих органов состоит в том,, что именно они являются непосредственными исполнителями требований, содержащихся в законах, организуют исполнение законов и распоряжений гражданами и нижестоящими органами исполнительной власти. Согласно Конституции РФ ст. 110 исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Правительство состоит из Председателя Правительства РФ , заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия ГД. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится Президентом РФ на рассмотрение Государственной Думой. Если ГД трижды отклоняет предложенные кандидатуры, Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает ГД и назначает новые выборы. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. ГД может выразить недоверие деятельности Правительству РФ.

Судебная власть занимает особое место в системе разделения властей, она значительно отличается от законодательной и исполнительной. Судебная власть осуществляется путём гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Судебную власть осуществляют суды разных уровней. Суды не создают общих правил поведения (законов) и не занимается управлением. Но, осуществляя государственную власть в особой форме – форме правосудия, суды не изолированы от других ветвей власти, они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует его решения. Судебная власть согласно ст. 118 Конституции РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, он осуществляет контроль за соблюдением конституционных прав и свобод и чтобы принимаемые законы не противоречили Конституции РФ – основному закону нашей страны. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров.

В качестве самостоятельных органов государства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти. Основное назначение прокуратуры состоит в том, чтобы осуществлять надзор и единообразным исполнением и применением законов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по некоторым, наиболее важным, преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде. Органы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей деятельности и подчиняются только генеральному прокурору.

О с н о в н ы е п о н я т и я:

Л И Т Е Р А Т У Р А :

1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.271-275;

2. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания / Лозовский Л. Ш., Райзберг Б.А. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 128 с.;

3. Мухаев Р. Т. Политология. 10-11 кл.; Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1997. – 384 с., стр.104-129;

4. Политология: Словарь-справочник / М.А.Василик, М.С.Вершинин и др. – М.: Гардарики, 2000. – 328 с.;

5. Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др., - 7-е изд.-М.: Просвещение, 2001.-414 с., стр. 330-338.

Лекция №29

ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ