3. Государственная власть в России.
Согласно ст.10 Конституции РФ «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Сам принцип разделения властей имеет давнюю историю. Основы теории разделения властей были заложены ещё античными мыслителями, в частности Аристотелем, затем продолжены английским мыслителем Д.Локком. В наиболее полном виде эту теорию в XVIII в. сформулировал французский мыслитель Ш.-Л. Монтескьё. Власть по его мнению должна разделяться на законодательную, исполнительную и судебную, так как сосредоточение власти в руках одного лица или учреждения ведёт неизбежно к злоупотреблениям это вытекает из природы человека, его склонностью к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Таким образом, теория разделения властей Монтескьё предполагает раздельное функционирование трёх разных, независимых и взаимоуравновешенных властей: законодательной (принятие законов), исполнительной (исполнение законов) и судебной (осуществление правосудия: наказание нарушителей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применением законов. Для того, чтобы власть не была сосредоточена у одной её ветви, власть должна быть не только разделена, должна быть система «сдержек и противовесов». Разделение властей и система «сдержек и противовесов» даёт определённые гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.
Согласно ст.11 Конституции РФ «Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ».
Президенту РФ посвящена 4 глава Конституции РФ. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается на шесть лет, он должен быть не моложе 35 лет и постоянно проживать в РФ не менее 10 лет. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. При вступлении в должность он приносит народу следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и сохранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно, служить народу».
Президент РФ:
назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ;
имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
принимает решение об отставке Правительства РФ;
формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
утверждает военную доктрину;
формирует Администрации. Президента РФ;
назначает и освобождает высшее командование Вооружённых Сил РФ;
назначает выборы в ГД;
распускает ГД в случаях: если после троекратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ и назначает новые выборы в ГД и если ГД выражает недоверие Правительству РФ дважды в течении трёх месяцев то Президент РФ либо отправляет Правительство в отставку, либо распускает ГД;
назначает референдум;
выносит законопроекты в ГД;
подписывает и обнародует федеральные законы;
обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики;
осуществляет руководство внешней политикой РФ;
ведёт переговоры и подписывает международные договоры;
является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами РФ;
в случае агрессии или её угрозы вводит военное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию;
при определённых обстоятельствах вводит чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию;
решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища;
награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;
осуществляет помилование;
издаёт указы и распоряжения;
обладает неприкосновенностью;
приступает к исполнению полномочий после принятия им присяги и прекращает их исполнение с момента принятия присяги вновь избранным президентом.
Президент прекращает свои полномочия досрочно:
в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
в случае отрешения от должности по обвинению в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда.
Во всех случаях, когда Президент не может выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ, он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ. При этом выборы должны состояться не позднее трёх месяцев с момента досрочного исполнения им полномочий.
Ведущее место в системе разделения властей занимает законодательная ветвь власти. Законодательная власть – это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передаёт власть депутатам и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть. В различных государствах законодательные органы называют по -разному: в России – Федеральное Собрание, в США – конгресс, В Великобритании – парламент, во Франции – Национальное собрание. Исторически первым законодательным органом являлся английский парламент (от франц. – говорить), поэтому часто законодательный орган называют парламентом. Парламенты могут быть одно- и двухпалатными. Как правило, двухпалатные парламенты существуют в федеративных государствах. При этом верхняя палата представляет интересы субъектов федерации и формируется на основе равного их представительства, а нижняя палата – общенациональные интересы. Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии, основное назначение которых – предварительное рассмотрение законопроектов. Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совместных действий. Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.
Федеральному Собранию посвящена Глава 5 Конституции РФ. Федеральное Собрание – парламент РФ является законодательным и представительным органом РФ. Состоит из двух палат: Совета Федерации – верхняя палата и Государственной Думы – нижняя палата. В Совет Федерации входят по два представителя о каждого субъекта Российской Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и тоже лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации депутатом Государственной Думы. Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты ГД не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельностью. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. ГД собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Первое заседание ГД открывает старейший по возрасту депутат. СФ и ГД заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
К ведению СФ относятся:
изменения границ между субъектами РФ;
утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории РФ
назначение выборов Президента РФ;
отрешение Президента РФ от должности и т.д.
К ведению ГД относятся:
дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
решение вопроса о доверии Правительству РФ;
объявление амнистии;
выдвижение обвинения Президента РФ для отрешения его от должности и т. д.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ и др. Федеральные законы принимаются ГД большинством голосов и затем в течении 5 дней передаются на рассмотрение СФ. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало большинство членов СФ. Принятый ФЗ в течении 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Одобренный Президентом ФЗ должен быть обнародован в течение 7 дней.
ГД может быть распущена Президентом РФ в случаях:
после троекратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ ГД Президент назначает Председателя Правительства РФ, распускает ГД и назначает новые выборы;
после выражения ГД недоверия Правительству РФ Президент вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением ГД. Если ГД в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, то Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает ГД.
Исполнительная власть реализуется через президента и правительство, их органы на местах. Исполнительная деятельность этих органов состоит в том,, что именно они являются непосредственными исполнителями требований, содержащихся в законах, организуют исполнение законов и распоряжений гражданами и нижестоящими органами исполнительной власти. Согласно Конституции РФ ст. 110 исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Правительство состоит из Председателя Правительства РФ , заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия ГД. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится Президентом РФ на рассмотрение Государственной Думой. Если ГД трижды отклоняет предложенные кандидатуры, Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает ГД и назначает новые выборы. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. ГД может выразить недоверие деятельности Правительству РФ.
Судебная власть занимает особое место в системе разделения властей, она значительно отличается от законодательной и исполнительной. Судебная власть осуществляется путём гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Судебную власть осуществляют суды разных уровней. Суды не создают общих правил поведения (законов) и не занимается управлением. Но, осуществляя государственную власть в особой форме – форме правосудия, суды не изолированы от других ветвей власти, они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует его решения. Судебная власть согласно ст. 118 Конституции РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, он осуществляет контроль за соблюдением конституционных прав и свобод и чтобы принимаемые законы не противоречили Конституции РФ – основному закону нашей страны. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров.
В качестве самостоятельных органов государства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти. Основное назначение прокуратуры состоит в том, чтобы осуществлять надзор и единообразным исполнением и применением законов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по некоторым, наиболее важным, преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде. Органы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей деятельности и подчиняются только генеральному прокурору.
О с н о в н ы е п о н я т и я:
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.271-275;
2. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания / Лозовский Л. Ш., Райзберг Б.А. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 128 с.;
3. Мухаев Р. Т. Политология. 10-11 кл.; Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1997. – 384 с., стр.104-129;
4. Политология: Словарь-справочник / М.А.Василик, М.С.Вершинин и др. – М.: Гардарики, 2000. – 328 с.;
5. Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др., - 7-е изд.-М.: Просвещение, 2001.-414 с., стр. 330-338.
Лекция №29
ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
- Общество как сложная динамическая система
- 2. Классификация общества.
- Общественные отношения
- 1. Понятие общественных отношений и их разновидности.
- 2. Межличностные отношения.
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества
- 1. Формационный подход к изучению общества.
- Социальный прогресс и его критерии
- Глобальные проблемы современности
- Человек как биосоциальное существо
- Анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, составляющие биологическую основу деятельности человека как существа социального:
- 3. Способности человека.
- Человеческая деятельность и её многообразие
- 1. Человеческая деятельность. Понятие, структура, разновидности.
- Личность как субъект общественной жизни социализация личности
- 1. Понятие личности.
- Духовный мир человека
- Духовная жизнь общества
- Духовная культура
- Наука и её роль в жизни общества
- Религии мира
- Искусство
- 1. Понятие искусства.
- Основные виды искусства.
- Основные функции искусства.
- Образование и самообразование
- Теория познания
- 1. Понятие познания. Субъект и объект познания. Рефлексия.
- 2. Структура познания.
- 3. Основные виды познания.
- 4. Основные направления в теории познания.
- 6. Научное познание.
- Социальная структура общества
- 1. Понятие социальной структуры.
- 2. Исторические типы стратификации.
- 3. Теория социальной стратификации.
- Теория социальной мобильности
- 1. Понятие социальной мобильности.
- 2. Основные виды социальной мобильности.
- 4. Последствия социальной мобильности.
- Социальные статусы и роли личности
- 1. Социальные статусы.
- 2. Социальная роль.
- 1. Социальные нормы.
- Типология социальных санкций
- Формальные неформальные
- 2. Отклоняющееся поведение.
- 3. Конформистское поведение.
- Межнациональные отношения.
- 1.Этнические общности и их формы.
- 2. Процесс развития этносов.
- 4. Две тенденции в развитии национальных отношений.
- Семья как социальный институт
- 1. Понятие семьи как социального института.
- 2. Основные типы семейных структур.
- Основные типы семейных структур:
- 3. Основные функции семьи:
- 1. Понятие социального конфликта.
- 2. Социальные конфликты: сущность и пути его разрешения.
- 2. Основные теории конфликтов.
- Социальная политика и социальное законодательство.
- Политика, её роль в жизни общества
- 2. Политическая система общества.
- Власть, её происхождение и виды
- 1. Понятие власти.
- 2. Политическая власть.
- 3. Государственная власть в России.
- 1. Основные концепции происхождения государства
- 2. Понятие государства.
- 3.Основные признаки государства.
- 4.Основные функции государства.
- Основные формы государства
- 1. Понятие формы государства.
- 2. Основные формы правления.
- Основные формы государственного устройства.
- Политические режимы.
- Гражданское общество и правовое государство
- Гражданское общество.
- Правовое государство.
- Политическое лидерство
- 1. Политический лидер и его основные функции.
- 2. Природа политического лидерства.
- 3. Типология политического лидерства.
- Характеристика психологического поведения лидеров
- 4. Политический популизм.
- Политические партии
- 1. Понятие и основные функции политической партии.
- 2. Возникновение политических партий.
- 5. Политические партии в парламенте.
- Политическая идеология
- 1. Понятие политической идеологии.
- 2. Либерализм.
- 4. Социализм.
- Политическая культура общества
- 1. Понятие «политическая культура» и её основные функции.
- 2. Основные типы политической культуры.
- Экономика, её роль в жизни общества
- Основные типы экономических систем
- Понятие собственности. Формы собственности, разгосударствление и приватизация
- Производство: структура, факторы, виды
- Предпринимательство: сущность, функции, виды
- Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества
- 1. Понятие рынка.
- 2. Рыночный механизм.
- 3. Многообразие рынков в современной экономике.
- 1. Понятие «деньги».
- Банки и банковская система
- Государство и экономика
- Налоги, их виды функции
- Мировая экономика россия в системе мировых экономических связей,
- Рынок труда. Занятость и безработица,
- Экономическая культура
- Россия в рыночной экономике
- Экзаменационные вопросы по дисциплине «обществознание»