logo search
ЦеноОбразование_курс_лекций кор

1.2. Стадии возникновения ценности

При анализе проблемы ценности и ее роли в общественной жизни неизбежен исторический подход. Очевидно, что ее формы – деньги и цены – возникли тысячи лет назад, но достаточно уверенно можно предполагать, что в неявном виде отношения ценности существовали и раньше. Развитие общества и его экономической сферы сопровожда­лось и было тесно связано процесса­ми образования ценности. Эта связь сохраняется и в настоящее время. Изменение социальной структуры общества и системы социальных связей на разных этапах его развития включает в себя и изменения в формировании ценности и ее роли в общественных отношениях.

Возникновение ценности благ – одна из самых старых экономиче­ских проблем. Ясно, что оценка благ людьми появилась в глубокой древности. Когда и как она начала формироваться, доподлинно неиз­вестно никому. Можно только предположить, как это происходило, и создать какую-то модель вероятного развития этого процесса. Подоб­ная модель призвана как бы реконструировать далекие от нас события, выявить основные этапы формирования ценности как общественного явления.

Система оценивания благ существова­ла задолго до появления обмена. Обмен означает достаточно высокий уровень развития общества. Он предполагает, во-первых, определен­ный уровень эффективности производства, когда в распоряжении ин­дивида (семьи, рода, племени и т.п.) появляются относительно избы­точные продукты, которые могут быть использованы для обмена. Это говорит о том, что самые насущные нужды членов данного сообщества удовлетворены, и часть продукции может быть направлена для обмена. Во-вторых, такое распоряжение продукцией возможно только при сформировавшихся, хотя бы и самых примитивных, отношениях соб­ственности. У обмениваемой продукции есть какой-то владелец, кото­рый может по своему усмотрению использовать продукцию. Такие от­ношения характерны для достаточно развитого общества с определен­ной внутренней социальной структурой.

На более ранних стадиях развития существовало оценивание благ, как необходимый элемент поддержания стабильности и упорядоченности жизни общества, как условие его развития. Оце­ниваются не только блага, оцениваются поведение других людей, по­ступки, возникающие ситуации. В каждой сфере общественной жизни возни­кает и закрепляется традициями система оценок, т.е. система ценностей.

Ни одна сфера человеческой деятельности и отношений не может существовать и нормально развиваться без выработки соответствую­щей данной сфере системы оценок. Создание системы ценностей идет постепен­но в течение длительного периода. Эта система обладает значительной устойчивостью, но она изменяется в соответствии с новыми условиями жизни. Выработка системы ценностей – очень важное дело, такие систе­мы обеспечивают нормальное и устойчивое развитие общества.

У оценки благ есть своя специфика, они более универ­сальные, сфера их действия значительно шире, чем других обществен­ных оценок. В современных условиях для оценки благ характерно чет­кое количественное выражение (цена), но так было не всегда. На начальном этапе развития общества блага оценивались в виде выражений «больше – меньше», «лучше – хуже», и т.п. Но даже в такой форме оценки играли роль упорядочивающего и ориентирующего фактора, способствовали рациональному поведению членов общества и органи­зации целенаправленной деятельности по «производству» (получе­нию, собиранию, поиску) благ.

Рациональное поведение человека предполагает существование достаточно устойчивой системы оценок в любой сфере личных и обще­ственных отношений. Эти оценки по своему происхождению субъек­тивны, т.е. присущи отдельному человеку, и могут отражать только его мнение. Но неизбежно возникает вопрос о сопоставлении субъективных оценок и их и определенном упорядочении. Согласование субъективных оценок происходит ради сохранения и развития всего общества в целом. Оценки под влиянием традиций принимают форму общественных «постановлений» и влияют на возможные действия отдельных личностей.

Процесс оценивания состоит в том, что внешний по отношению к отдельному человеку или группе людей объект получает с их стороны оценку, которая потом становится устойчивой вследствие повторяемости ситуации и самого процесса оценивания. Процесс оценивания обеспечивал не только устойчивость, но и необходимую изменчивость оценок под влиянием новых обстоятельств.

Формирование системы общественных оценок – очень длительный процесс. Появление самостоятельной системы оценок хозяйственной деятельности связано с возникновением стабильного разделения труда, когда производство материальных благ становится постоянным занятием какой-то части членов общества.

Основной вопрос в экономической науке: какие факторы учитывали при оценивании благ? Прежде всего, оценивались те свойства вещей, которые и представляли наибольший интерес для людей, то, что мы сейчас назы­ваем полезностью, потребностью, а также степень желаемости. На начальных стадиях существования общества, когда охота, собирание и т.п. были главным способом приобретения необходимых благ, люди вынуждены были прилагать усилия, чтобы эти блага оказывались в их распоряжении. Разные блага требовали разных усилий. Эта затрата усилий, впоследствии трансформировавшаяся в труд, так­же влияла на оценку благ. Таким образом, с самого начала ценность благ зависела от комплекса факторов.

В примитивном хозяйстве, где потребляется только то, что в нем «произведено», в оценке благ слиты и оценка полезности, и оценка усилий, необходимых для получения этого блага. Эти оценки присущи только данной совокупности лю­дей. Они могут быть как индивидуальными, так и коллективными, их устойчивость связана с традицией.

Важным этапом развития экономических отношений общества стало возникновение натурального обмена, т.е. непосредственного обме­на одних благ на другие. Он был одновременно и результатом, и стиму­лом роста благосостояния в тогдашнем обществе и сопровождался су­щественными изменениями в системе оценок благ. Предпосылкой обмена стало появление каких-то устойчивых представлений о собст­венности.

В процессе обмена благ начи­нается раздвоение прежде единой оценки на две: первая – это оценка блага как такового его будущим потребителем, т.е. оценка его полезно­сти, и вторая – оценка блага его владельцем до обмена, т.е. оценка уси­лий и затрат, с которыми было связано появление данного блага у его владельца. Никто не хочет проигрывать при обмене, в обмене должны выигрывать обе стороны. Поэтому типичной ситуацией обмена должна стать такая: каждый уча­стник обмена оценивает необходимый ему продукт выше, чем тот, ко­торый он предполагает за него отдать. Для этого нужна была упорядоченность системы оценок, которая возникла и, когда обмен из случайного стал систематическим.

Возникновение систематического обмена существенно изменило ситуацию. В рамках случайного обмена его участники могли хорошо знать, какие затраты связаны с получением того товара, который им необходим. С переходом к постоянному обмену в условиях сформировавшегося разделения труда, с появлением в качестве пред­мета обмена товаров незнакомых, привезенных издалека, участник об­мена мог и не знать, какими затратами обусловлено появление нужно­го ему товара. Постепенно сформировалось положение, когда участ­ник обмена стал оценивать нужный ему товар исключительно с точки зрения субъективной полезности этого товара для него самого, конеч­но, с учетом традиций и обычаев, которые сложились по отношению к приобретаемому им товару. Участники обмена утратили информацию о затратах на возникновение нужного им товара, да она их и не интере­совала. Главным для них стала полезность нужных им товаров, степень удовлетворения их потребностей в этом товаре. Это выражалось во внутренней субъективной оценке данного товара, скорректированной на традиции и прошлый опыт использования. Продавец товара, на­против, оценивал его прежде всего с точки зрения затрат (возможно, труда), и эта оценка тоже была в общем субъективной, но, конечно, учитывала и другие обстоятельства (время транспортировки и т.п.).

Таким образом, простой обмен благами между двумя его участниками представлял достаточно сложную задачу. Стороны обмена преследовали разные цели, оценки, которые они давали, касались совершенно разных объектов (полез­ность и затраты). Но сделки происходили и были выгодны их участникам. Обмен становился систематическим; возникали более или менее устойчивые пропорции обмена одних благ на другие. Система этих пропорций и являлась прообразом будущей сис­темы цен.

После превращения обмена в систематический процесс система оценок постепенно стала охватывать все большее число продуктов, быстро увеличивалось и число участников обмена. Систематически уча­ствуя в обмене, его участники учитывали опыт прежних сделок, преж­них пропорций; оценки товаров начали приобретать более устойчивый «внешний» характер.

Этот процесс длился тысячи лет. Ре­шающий момент связан с появлением универсального товара-посред­ника, который превратился в измерителя ценности других товаров. Это произошло, когда роль товара-посредника стали играть металлы. Внешняя оценка стала преобладающей, она из оценки превратилась в цену.

Возникновение денег – главный и решающий этап развития процес­са оценивания благ. Одной из предпосылок появления денег стала ус­тойчивость оценок благ, сформировавшаяся ранее. Следует учесть, что оценки материальных благ, раз возникнув, сохраняются; они могут ме­няться, но уже не исчезают. Они распространяются среди какой-то общности людей и постепенно теряют индивидуальный характер. Оценки материальных благ, несомненно, приобретают статус тради­ции и существуют достаточно длительное время. Они передаются от поколения к поколению, и каждое следующее поколение использует ту систему оценок, кото­рая сложилась у предыдущих поколений, но вно­сит в нее какие-то коррективы.

Появление денег вместо разнообразных товаров-посредников ведет к резкому снижению расходов на заключение сделки, сокращается вре­мя на поиски нужного товара, что вынуждает участников обмена пере­ходить на денежные методы реализации и приобретения продукции. Во все сделки обмена деньги вносят одну и ту же еди­ницу измерения. Появляется одинаковое количественное измерение ценности всех товаров, участвующих в обмене. При использовании даже такой примитивной формы денег, как товар-посредник, возникает внешний по отношению к участникам данной сделки критерий оценки ценности обмениваемого товара. Эта оценка теряет чисто субъективный характер для продавца и для покупателя. Свои субъективные оценки об­мениваемого товара они выражают во внешнем критерии и делают эти товары сопоставимыми. Тем самым облегчается достижение компро­мисса между участниками сделки и ускоряется ее заключение.

С появлением денег можно считать, что оценка благ превращается в цену. Цена – это конкретное стабильное обозначение ценности блага, приемлемое для участников торговли – продавцов и покупателей любых товаров на обширной территории. Все проблемы и противоре­чия купли-продажи сводятся к одному вопросу – уровню цены, что значительно ускоряет совершение сделок. Никаких противоречий ме­жду ценой и ценностью нет. Ценность – общее понятие, а цена – кон­кретное ее обозначение в определенных единицах для определенного товара. Цена не отклоняется от ценности, как бы она ни меня­лась. Резкие колебания цены означают, что именно так в данный мо­мент изменяется ценность благ.

Возникновение внешней («объективной») оценки не отменяет использование и продавцом, и покупателем «своих» субъективных оценок, – они просто выражаются в тех же единицах, что и внешняя оценка, сформированная как какое-то коли­чество денег. Без формирования ус­тойчивых стереотипов отношения людей к деньгам, без привычки к использованию каких-то определенных денег невозможно добиться доверия к деньгам, а это – главное условие их на­дежного оборота.

Появление денег, как следствие развития обмена, имело принци­пиальное значение для самого процесса оценивания. Во-первых, воз­никла единица ценности, приемлемая для гораздо большего числа лю­дей. Эта единица вытеснила все прежние локальные системы оценива­ния, хотя первоначально сфера использования денег тоже была ограничена и расширялась с увеличением торговли. Во-вторых, деньги выступали как внешний фактор по отношению к участникам обмена и тем самым облегчали согласование их противоречивых интересов. Ин­дивидуальные, субъективные оценки они стали выражать в одинако­вых единицах внешнего оценочного фактора. Это значительно ускори­ло заключение сделок, дало толчок развитию товарного обращения и товарного производства.

Единый акт обмена распределяется на два: куплю и продажу. Владелец денег превращается в покупателя, а владелец товара – в продавца. По­купатель оценивает товар только с точки зрения его полезности, затраты на его производство ему безразличны. Продавец прежде всего оценивает свои затраты, но и полезность товара ему небезразлична. Покупатель оценивает потребительские свой­ства товара и дает им обобщенное выражение, предлагая определенную цену – цену спроса. А продавец, исходя из своих затрат и учитывая заин­тересованность покупателя, предлагает цену предложения. В результате они находят компро­миссную цену, которая устраивает обе стороны.

С переходом к купле-продаже покупатель то­вара мог обозначить свою выгоду уже в денежной форме, т.е. предста­вить эту выгоду как сумму денег. Выгода у покупателя воз­никала, но она была расчетная. Продавец товара находился в более простом положении. Он сопоставлял свои затраты на приобретение товара с возможной ценой его реализации. Цена должна была покрывать все затраты, но главной целью продав­ца было превышение выручки над затратами, т.е. получение прибыли – избытка сверх затрат.

С появлением денег стали меняться экономические роли продавца и покупателя. Продавец в условиях денежного хозяйства стал посте­пенно превращаться в профессионального торговца, а затем в производителя-предпринимателя. Покупатель же так и остался в основном покупателем, который в исторической перспек­тиве стал получать доходы за счет продажи своего труда. Возникновение денег резко расширило сферу ценностных экономиче­ских отношений, создало мощные стимулы хозяйственного развития.

Деньги не просто ускорили обмен товаров, но и сами стали выступать как воплощение ценности, абсолютное богатство. Поэтому очень ско­ро сделки начинают совершать не ради обмена товара на товар, а ради увеличения суммы денег, принадлежащих индивиду. Деньги сами пре­вратились в товар, появились ростовщичество, меняльные конторы, банковское дело и т.д. Возник мощный стимул для межстрановой тор­говли. Профессиональные торговцы стали первыми получателями больших сумм денег и, соответственно, первыми богачами, которые свое богатство создали не за счет грабежа и податей.

Деньги стали подлинной основой ценностного меха­низма экономики. Деньги есть самый важный элемент механизма обмена, бла­годаря им формируются конкретные цены, стимулы и условия обмена. Деньги делают для участников обмена соизмеримыми все факторы: полезность товара, затраты на него и другие. Денежные оцен­ки снабжают участников обмена необходимой информацией для за­ключения сделки и тем самым создают предпосылки для принятия окончательного решения.

Измерительная функция денег связана с природой денеж­ной единицы, которая выяснялась постепенно и стала вполне ясной только в наше время. День­ги измеряли ценность любого объекта потому, что они сами были цен­ностью. Общая масса ценности измеряется единицей ценности, как бы ее эталоном. Такой единицей-эталоном и было золото и присущие ему единицы измерения. Со временем золото признали временным и второстепенным фактором образова­ния ценности денег.

В настоящее время деньги превращаются в символы ценности, в совершенно условные знаки ценности. Их ис­пользование базируется на доверии всех экономических субъектов к властным и хозяйственным структурам, проводящим денежную поли­тику, на уверенности в их устойчивости, возникшей за время нормаль­ного экономического развития, на традиции и привычке именно к этим деньгам. Фактически деньги есть чисто условная единица ценности, сформировавшаяся в ходе длительного развития экономики и об­щества. Символический характер единицы ценности говорит также о том, что в ценности может быть учтено влияние любых новых факторов, если эти факторы являются существенными для участников сделки купли-продажи. Условность денежной единицы су­щественно расширяют возможную сферу ее применения.

Выработку ценностных единиц измерения следует рассматривать как одно из важнейших достижений человеческого общества. Возникновение и укрепление денег способствовало появлению важного экономического явления – спроса на товары. В рамках нату­рального обмена это понятие не могло сформироваться, так как за один и тот же товар предлагали самые разные эквиваленты и обобщен­ная потребность в данном товаре оставалась неизвестной. Но когда любому товару стали «противостоять» только деньги, общественная потребность в товарах получила достаточно четкое количественное выражение. Появление спроса стимулировало и возникновение мас­сового предложения товаров, т.е. дало толчок организации массового производства. Соответственно и цены на товар стали устанавливаться с учетом глобального спроса, а не потребностей отдельного индиви­дуума – покупателя или затрат отдельного производителя. Поэтому, раз возникнув, система цен начинает играть относительно самостоя­тельную роль в динамике и формировании новых цен, так как само су­ществование уже действующей системы цен влияет на поведение и ре­шения как потребителей, так и производителей.

Исторический аспект исследования ценообразования показывает, что цена является компромиссом интересов двух противостоящих сто­рон: продавца и покупателя. Этот компромисс возникает как результат разрешения конфликта, ибо интересы сторон при определении уровня цены прямо противоположны. Однако обе стороны имеют общий инте­рес к совершению сделки. Стороны воздействуют друг на друга, добива­ясь каждая своей цены. Возникает проблема соотношения сил противо­стоящих сторон сделки. Кто сумеет добиться своего? Существует процесс воздействия сторон друг на друга. Методы воздействия разнообразны, на­чиная с примитивного торга и кончая, к примеру, современными перего­ворами. Это взаимное воздействие друг на друга покупателя и продавца как раз и подчеркивает психологический характер (природу) самой цены.