logo search
disk / экономика

Варианты системных реформ в переходной экономике

В теории и практике рыночных реформ сложились две концепции.

Градуализм, или эволюционный путь, предполагает медленные, последовательные реформы. Главная роль в формировании рынка отводится государству, которое постепенно заменяет элементы централизованно-управляемой экономики рыночными отношениями. Это позволяет смягчить процесс преобразований, избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

Яркий образец градуализма – реформы в Китае. С начала 1980-х годов в стране удаётся поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошёл в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать ведущие страны Запада. Его опыт настолько удачен, что может служить образцом для постсоциалистических государств.

Китайское руководство крайне прагматично, оно сохраняет государственный контроль, где необходимо, и поощряет рыночные отношения, где возможно. Политическая стабильность, благоприятные условия для предпринимательства в сочетании с дешёвой рабочей силой привлекают в Китай иностранный капитал. Приток его за годы реформ составил более 300 млрд. долл. Очень удачно создавались свободные экономические зоны в приморских провинциях Китая, где иностранные предприниматели на льготных условиях открывали производства, используя местное сырьё, материалы и рабочую силу.

В тоже время тяжёлая промышленность остаётся государственной. Правительство, постепенно реформируя госпредприятия, например, путём акционирования, не допускает их развала и сохраняет бюджетное финансирование. Предприятия тяжёлой промышленности не станут конкурентоспособными и в обозримом будущем закроются. Однако государство субсидирует их, чтобы не допустить опасных экономических и социальных последствий.

Ценность китайского опыта состоит в том, что проведение реформ удаётся совмещать с быстрыми темпами роста экономики. Добиться этого всегда трудно, так как «переналадка» экономических механизмов обычно ведёт к сбоям во всей системе.

Успех преобразований в Китае связан с наличием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и деревне. Снятие ограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 1980-х гг. в очень короткие сроки оживило торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство, что дало толчок крупным предпринимательским структурам. Большую роль сыграла коммерциализация государственных предприятий и привлечение иностранного капитала. И, наконец, китайские реформы проводятся в условиях политической стабильности, когда государство имеет возможность добиться выполнения своих решений.

Стабильность обусловлена, во-первых, отсутствием в Китае движения к политической демократии, когда нет столкновения интересов и мнений, а власть сохраняется за коммунистической партией. Во-вторых, благодаря национальной и культурной однородности общества, Китай не сталкивается с проблемами сепаратизма и противостоянием между Центром и регионами. Эти особенности не позволяют воспроизводить китайский опыт в целом.

«Шоковая терапия», или радикальный переход к рынку, осуществляется через одномоментную либерализацию цен, при этом резко сокращаются государственные расходы и формируется бездефицитный бюджет. Шоковая терапия основана на идеях монетаризма, в соответствии с ними преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства.

Государство возглавляется конкретными людьми, заинтересованными в сохранении своего социального статуса, они не хотят допустить того, чтобы экономика функционировала автономно. Следовательно, обеспечить самоорганизацию рынка может только либерализация экономики.

Опыт переходных экономик подтверждает, что хозяйствующие субъекты в ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организации, для этого не требуется государ-ственное вмешательство. Вместе с тем с высокой вероятностью могут возникнуть и устойчиво существовать пагубные для экономики институты. Например, преступные сообщества, неэффективные формы производства и торговли. Кроме того, развитие рынка на основе либерализации требует очень длительного времени. Поэтому либерализация должна дополняться мерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства.