14.2. Механизм ценообразования
При анализе ценового механизма различают и выделяют две взаимодействующие его части: с одной стороны, это цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, а с другой, - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих с учётом влияния различных ценообразующих факторов.
Ранее уже отмечалось, что различают два механизма ценообразования - затратный и рыночный. Для затратного механизма ценообразования характерны две основные особенности:
во-первых, величина цены товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, которые представляют собой затраты в денежной форме необходимые для производства и реализации единицы продукции. В этом случае решение задачи по формированию цены заменяется определением цен факторов производства, затраченных на производство и реализацию продукции, что приводит к упрощению процесса ценообразования;
во-вторых, затратный механизм ценообразования связан с необходимостью установления вида издержек, на основании которых определяется цена. Основой для формирования цены могут быть средние издержки на единицу продукции, предельные издержки и калькуляционные издержки.
Затратный подход к установлению цены предполагает то обстоятельство, что товаропроизводитель при продаже своей продукции должен, с одной стороны, обеспечить возмещение затрат, понесённых на производство и реализацию продукции, а с другой, - получить определённую величину прибыли необходимую для ведения расширенного воспроизводства. Иными словами, для предприятия цена товара отражает стоимостную выручку от реализации продукции, которая призвана покрыть его затраты и обеспечить получение определённого объёма прибыли.
В этом случае формула цены будет представлена следующим образом:
где АС - средние издержки производства и обращения единицы товара; R - прибыль, получаемая производителями (продавцами) при продаже единицы товара, руб.
Допустим, что предприятие располагает следующими параметрами при производстве определённого вида продукции:
сумма постоянных и переменных издержек на производство единицы продукции составляет 2400 руб.;
ожидаемый объём реализации 1200 единиц.
Предприятие предполагает реализовать 40 % дохода от оборота, то есть иметь 40 % прибыли в цене. В этом случае оно должно установить цену за единицу продукции в 4000 рублей [2400 : (1-0,4)]. Общая сумма прибыли составит 1920 тыс. руб.
Однако производитель может поступить и несколько иначе, когда при расчёте цены к затратам устанавливается надбавка (прибыль в чистом виде). В этом случае расчёт цены приобретает следующий вид:
Pt= 2400 х (1+0,4) = 3360 руб.
При этом доля прибыли в цене составит примерно 29 %. Сумма прибыли при реализации всей продукции будет равна 1152 тыс. руб. По своей
сути данные методы ценообразования ничем не отличаются. Однако для точного и быстрого определения цены, включающей заданную прибыль, более выигрышным является первый вариант этого метода, поскольку он сразу показывает желаемый результат.
Несмотря на недостатки методов ценообразования затратными подходами, они достаточно широко распространены. Объясняется это тем, что, с одной стороны, предприятия в большей степени обладают информацией об издержках на производство своей продукции и в меньшей степени о спросе на свою продукцию. А с другой стороны, при использовании затратных методов ценообразования всеми производителями данной отрасли цена у них практически одинакова, а потому ценовая борьба между ними будет минимальной по сравнению с отраслями, где цены напрямую зависят от спроса.
При затратном подходе к построению цен рынок как система экономических связей между хозяйственными единицами на основе законов товарного производства и обращения оказывает достаточно слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.
По своему содержанию затратный механизм ценообразования наиболее соответствует централизованно управляемой экономике и устанавливаемым ценам. Однако, как известно, его элементы свойственны и рыночной экономике. Они являются частью рыночного механизма, поскольку продавец запрашивает на рынке такую цену на свой товар, которая не может быть ниже совокупных издержек производства и обращения. Кроме того, должен реализоваться материальный интерес продавца - получение прибыли. Однако механизм законов рынка вынуждает продавцов учитывать не только свои затраты, понесённые на производство и реализацию товара, но и реагировать на рыночный спрос, на ценовую реакцию покупателя. Эта ситуация предполагает необходимость приближения цены предложения к цене спроса.
Рыночный механизм ценообразования реализуется в том случае, когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, согласования интересов двух сторон - продавца и покупателя на свободном рынке. Соблюдение баланса интересов находит своё выражение в уровне цены, который, с одной стороны, предопределяет реализацию интересов производителей в увеличении производства товаров и услуг для продажи, а с другой, - отвечает покупательной способности потребителей, которые готовы расстаться со своими доходами и сбережениями для приобретения товаров и услуг. Цена, сложившаяся при реализации данных условий, получила название рыночной цены.
Необходимым условием для понимания сущности процесса формирования цен в рыночной экономике является установление взаимосвязи между ценой и спросом, предложением и ценой, спросом и предложением.
При этом важно учитывать тот факт, что практически все производимые товары обладают взаимозаменяемостью. И основанием для принятия решения о производстве или приобретении товара выступают относительные цены, под которыми понимается отношение цены одного товара к цене другого, выраженного в деньгах. А это означает, что денежное выражение цены, взятое вне связи с другими ценами на товары, не имеет никакого значения в принятии решения о том, что и сколько производить, что и сколько покупать.
Каким образом спрос и предложение оказывают совокупное влияние на формирование равновесной цены, рассмотрим на примере рынка зерна. При наличии систематизированной информации, которая формируется в соответствующих аналитических центрах, о складывающейся ситуации на рынке зерна сельскохозяйственный товаропроизводитель прогнозирует величину спроса на данный вид продукции. При этом оцениваются объёмы поступления зерна на рынок из запасов прошлых лет и нового урожая» определяется структура величины спроса: потребности животноводства, экспорт, переработка и другие каналы.
Ориентирование на прогнозируемый спрос предопределяет соответствующее размещение зерновой группы культур в севообороте, размеры их посевной площади, урожайность и, в конечном итоге, получение валового сбора зерна. В свою очередь потребители данного вида сельскохозяйственной продукции формируют объёмы закупок.
Рис. 1. Схема формирования равновесной рыночной цены
Иными словами, величина предложения сопоставляется с прогнозируемой величиной спроса, что выступает основой для формирования ожидаемой цены на зерно. Это означает, что при данной (равновесной) цене P1 производители готовы поставить на рынок продукцию в количестве Q1 a потребители согласны приобрести именно такое количество продукции. Следовательно, рыночная цена устанавливается в точке пересечения Е кривых спроса D и предложения S (рис 1). Данная цена является основой переговорного процесса между продавцами и покупателями при заключении между ними договорных обязательств (контрактов) на будущую поставку и покупку зерна.
Однако уровень и динамика рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию подвержены влиянию множества внешних и внутренних факторов. Так, например, изменения климатических условий в период возделывания зерновых культур могут предопределить либо увеличение объёма производства зерна, либо уменьшение. Скажем, в вегетационный период возделывания зерновых культур складываются весьма благоприятные климатические условия (влагообеспеченность, температурный режим и др.). Это означает, что будет получен урожай, превышающий прогнозируемый совокупный спрос зерна на рынке. Ожидаемое увеличение объёмов производства зерна приведёт к изменению рыночной цены. Результатом увеличения предложения S2 (кривая рыночного предложения перемещается вправо) при фиксированном спросе (заданной кривой спроса) будет уменьшение равновесной (рыночной) цены на зерно P2,
И, наоборот, неблагоприятные климатические условия приводит к снижению предложения зерна, что при фиксированном спросе предопределяет смещение кривой рыночного предложения влево и изменение равновесной (рыночной) цены в сторону увеличения.
Ситуация несколько усложняется в условиях, когда одновременно изменяются спрос и предложение, наблюдается смещение и кривой спроса и кривой предложения. На данную ситуацию может повлиять, например, снижение цен на животноводческую продукцию. Это приведёт к сокращению поголовья животных и, следовательно, к уменьшению спроса производителей животноводческой продукции на зерно, используемое в кормовых целях. В этом случае происходит снижение цен на зерно. При росте цен на животноводческую продукцию увеличивается спрос на зерно, что приводит к росту цен. Если происходит одновременное увеличение или снижение и спроса и предложения, то определение какого-либо рднознач-ного результата является достаточно трудноразрешимой задачей. Всё будет зависеть от того, какой из двух разнонаправлено действующих факторов окажется преобладающим при воздействии на равновесную цену.
Кроме того, продолжительность ценового цикла в сельском хозяйстве определяется продолжительностью производственного процесса, низким уровнем производственной мобильности сельскохозяйственных предприятий и в целом предприятий АПК, ценовой эластичностью спроса и ценовой эластичностью предложения, монополизмом перерабатывающих предприятий, конъюнктурой рынка, качеством продукции, кредитно-
финансовой политикой государства и другими факторами. Названные факторы имеют различную степень неопределённости, разную скорость и частоту изменений.
Продолжительность производственного процесса при возделывании сельскохозяйственных культур, которая по отдельным видам культур составляет практически год, приводит к тому, что реакция рынка на предложение, как правило, запаздывает.
Ещё более сложными являются проблемы низкого уровня производственной мобильности предприятий АПК и ценовой эластичности спроса на продовольствие по цене и доходам.
Л Объясняется это тем, что увеличение объёмов производства сельскохозяйственной продукции предполагает первичность наращивания производственных мощностей I сферы АПК (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой промышленности, агрохимия, комбикормовая промышленность, система материально-технического снабжения, мелиоративное и сельское строительство), а затем отраслей Ш сферы АПК (пищевая промышленность, холодильное, складское, специализированное транспортное хозяйство, торговые и другие предприятия и организации, занимающиеся доведением конечного продукта до потребителя). При таких условиях сельское хозяйство не способно своевременно отреагировать на краткосрочные колебания цен. На длительные же изменения цен оно отзывается длительным временным лагом от момента их изменения. Результат - значительная продолжительность периода восстановления пропорций межотраслевого обмена (несколько лет).
Сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия (П и III сферы АПК), в свою очередь, сталкиваются с низкой эластичностью спроса на продовольствие по цене и доходам, которая обусловлена постоянством и устойчивостью биологических потребностей населения в продуктах питания, а в случае снижения реальных доходов с приобретением продуктов за счёт уменьшения расходов на товары длительного потребления. Данный фактор приводит к тому, что даже незначительное увеличение поставок продукции по отношению к спросу приводит к снижению цены в несколько раз больше, чем рост предложения (особенно на скоропортящуюся продукцию). Незначительное уменьшение поставок продукции по отношению к величине спроса предопределяет возникновение её дефицита и более значительному росту цен (в процентах) в сравнении со снижением предложения продукции.
В виду того, что спрос на продовольственные товары в основном является неэластичным» то с увеличением доходов происходит рост расходов семейного бюджета, направляемых на приобретение промышленных товаров. Это означает, что прирост спроса на промышленные товары выше, чем на продукты питания. Такая тенденция приводит к нарушению торго-
вого баланса между сельским хозяйством и другими отраслями экономики и, следовательно, образованию диспаритета цен.
Как видим, отраслевая специфика сельскохозяйственного производства оказывает значительное влияние на процесс ценообразования, что объективно предполагает в современных условиях развития российской рыночной экономики постепенное формирование по единым принципам и правилам системы цен, которая стала бы адекватной рыночным отношениям. На сегодняшний день экономические условия развития таковы, что цены на многие виды сельскохозяйственной продукции не компенсируют даже затрат по её производству. Поэтому достижение эффективности сельскохозяйственного производства напрямую зависит от государственного регулирования цен.
В качестве важнейших принципов ценообразования выступают: научность обоснования цен, целевая направленность цен, непрерывность ценообразования, единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.
Принцип научности обоснования цен обусловливает необходимость познания и учёта в ценообразовании таких объективных экономических законов, как закона стоимости, законов спроса и предложения. Данный процесс предполагает изучение конъюнктуры рынка, анализ факторов производства и действующей системы цен, выявление тенденций развития производства, прогнозирование изменения уровня цен, спроса, качества товаров и т.п. Возможность научного обоснования цен базируется на использовании комплексного, достаточного, оперативного и достоверного информационного обеспечения, воздействующего на процесс установления цен.
Принцип целевой направленности цен в своей основе предполагает чёткое определение приоритетных экономических и социальных проблем развития, решаемых с помощью цен. Такими проблемами могут быть, например» социальная защита населения или целевая ориентация цен на освоение и расширение ассортимента новых видов продукции, повышение качества продукции. Например, в определённых временных границах возможно допущение установления высоких цен на принципиально новые виды продукции, которые обеспечивают получение максимальной (монопольной) прибыли.
Принцип непрерывности ценообразования предусматривает, с одной стороны, установление своей цены на каждом этапе движения продукции от сырья до готового изделия, а с другой, - постоянное внесение изменений и дополнений в действующие цены, увязанных с жизненным циклом товара и вытекающими из него особенностями потребительского восприятия.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен отражает необходимость контроля цен со стороны государственных органов. При этом важным условием является распространение
контроля, прежде всего, на продукцию и услуги отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен (газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.). Различают два вида контроля: государственный и общественный (контроль обществами потребителей),
- . Современные тенденции развития организационных структур
- Производственная структура сельскохозяйственного предприятия
- 4.2. Формирование и направления совершенствования производственной структуры предприятия
- 11. Производственный цикл
- Глава 5. Организационная структура управления
- Предприятием
- 5.1. Организационная структура управления предприятием: сущность, типы и особенности функционирования
- 5.2. Типы организационных структур управления сельскохозяйственным предприятием по характеру взаимодействия с внешней средой
- 5.3. Принципы построения организационной структуры управления предприятием
- Глава 6. Имущество и капитал предприятия
- 6.1. Имущество и капитал предприятия
- 6.2. Уставный капитал предприятия
- Глава 7. Земельные ресурсы сельскохозяйственного предприятия
- 7.1. Значение, состав и структура земельных ресурсов предприятия
- 7.2. Земельные отношения и рынок земли
- 7.3. Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве и пути ее повышения
- Глава 8. Основные средства предприятия
- 8.1. Основные средства сельскохозяйственного предприятия: состав, структура и классификация
- 8.2. Стоимостная оценка основных средств и её виды
- 8.3. Износ, амортизация и воспроизводство основных средств
- 8.4. Эффективность использования основных средств предприятия. Пути повышения эффективности
- Глава 9. Оборотные средства предприятия
- 9.1. Оборотные средства предприятия: понятие, состав, классификация я источники формирования
- 9.2. Определение потребности сельскохозяйственного предприятия в оборотных средствах
- 9.3. Экономическое значение экономии оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств
- Глава 10. Трудовые ресурсы предприятия и эффективность их использования
- 10.1. Персонал сельскохозяйственного предприятия и его классификация
- 10.2. Определение потребности в персонале и планирование его численности
- 10.3. Организация труда на предприятии. Производительность труда
- 10.4. Мотивация трудя. Формы и системы оплаты труда
- 10.4.1. Мотивация и социально-экономическая сущность оплаты труда. Основы организации оплаты труда
- 10.4.2. Формы и системы оплаты труда
- Глава 11. Внутренняя и внешняя среда предприятия 11.1. Внутренняя среда функционирования предприятия
- 11.2. Внешняя среда функционирования предприятия
- Глава 12. Планирование деятельности предприятия
- 12.1. Сущность, задачи и принципы планирования
- 12.2. Виды планирования
- 12.3. Бизнес-планирование на предприятии
- Глава 13. Издержки производства и себестоимость продукции
- 13.1. Издержки производства и себестоимость, их сущность и экономическое значение
- 13.2. Состав и классификация производственных затрат
- 13.2.1. Поэлементная классификация производственных затрат
- 13.2.2. Классификация затрат по статьям калькуляции
- 13.3. Себестоимость сельскохозяйственной продукции и факторы ее снижения
- Глава 14. Формирование цен на продукцию сельского хозяйства
- 14.1. Цена: понятие, значение и функции
- 14.2. Механизм ценообразования
- 14.3. Система цен на сельскохозяйственную продукцию и их государственное регулирование
- 14.4. Ценовая политика в ценовая стратегия предприятия
- Глава 15. Финансовые ресурсы предприятия
- 15.1. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятия
- 15.2. Финансовые ресурсы предприятия и источники их формирования
- 15.3. Доходы и расходы предприятия
- 15.4. Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями
- Литература