Оценка и страхование риска
Оценка эффективности бизнес-плана предполагает анализ наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе его реализации. Риски классифицируют и оценивают по месту их возникновения, намечаются меры по снижению или предотвращению рисков. Для инвестиционных проектов в обязательном порядке проводят многофакторный анализ рисков, например, путем анализа чувствительности целевых и наиболее важных показателей эффективности к изменениям входных показателей (цены, объема производства, элементов затрат, условий финансирования, инфляционных процессов и иных факторов).
По характеру проявления риски подразделяются на две основные категории: политические, или региональные, и коммерческие. К первой группе рисков относят:
экспроприацию или бойкот проекта правительством;
военные действия или гражданские беспорядки, влекущие за собой остановку проекта;
изменения текущего законодательства или системы налогообложения;
резкий рост инфляции или обменного курса валют и др.
К коммерческим рискам можно отнести все иные риски, которые условно подразделяются на следующие группы:
технические, связанные со строительством, вводом в действие и эксплуатацией проекта (замораживание незавершенного строительства, задержка ввода в строй, технические неполадки при пуске и эксплуатации и др.);
риски изменения рынка, связанные с непрогнозируемыми факторами его колебаний, которые могут привести к остановке проекта (изменения в условиях продажи производимой после начала реализации проекта продукции);
риски снижения спроса или резкого колебания цен;
риски существенных изменений условий поставки необходимых материалов и оборудования, связанных с ростом цен или трансформацией спроса на используемые сырье и материалы.
На практике грань между политическими и коммерческими рисками - трудно различима.
С целью выработки программы их минимизации анализируют следующие риски:
Рыночный риск:
Будет ли в будущем существовать рынок?
Будет ли рынок расти способствующими бизнесу темпами?
Является ли норма валовой прибыли достаточной, чтобы выдержать ценовую войну?
Риск конкурирующих технологий:
Сможет ли конкурент разработать опережающую технологию?
Может ли какая-либо новая технология помешать проекту?
Риск завершения, или технический риск:
Достаточно ли надежны проект, технология или предмет деятельности, чтобы все сработало, как намечается?
Внешний риск:
Какова вероятность того, что кто-то или что-то (правительство, профсоюзы, субподрядчики, транспорт и т.п.) остановит или замедлит работу предприятия?
Есть ли предложения по решению подобных проблем?
Внутренний риск:
Достаточно ли персонала для нормального функционирования?
Если нет, то есть ли возможность его получить своевременно и на выгодных условиях?
Политический риск:
Может ли какое-либо правительственное постановление помешать успеху?
Будут ли получены обязательные разрешения специальных органов?
Ресурсный риск:
Будет ли достаточное количество клиентов, материалов или продукции в течение периода, превышающего сроки погашения затрат финансовых ресурсов?
Достаточно ли у партнеров финансовых, людских и интеллектуальных ресурсов для полного завершения проекта?
Риск капитальных вложений:
Смогут ли инфляция, изменение валютных курсов или политики правительства повлиять на объем инвестиций?
Какова вероятность при таких изменениях потерять свой капитал полностью или частично?
При разработке программы «управления рисками», которая позволяет защитить бизнес от потерь, обычно акцентируют внимание на трех областях:
Риск потери имущества – подверженность имущества, включающего реальные и «невидимые» активы, риску полной потери или повреждения (пожар, кража).
Риск потери времени – возникает в связи с возможностью сбоев и перерывов в функционировании бизнеса или задержками при получении платежей по произведенным инвестициям.
Риск неисполнения обязательств – включает ответственность перед покупателями, людьми, причастными к бизнесу, перед теми, кто получает или полагается на выпускаемую продукцию или услуги, а также перед обществом в целом.
Одним из методов снижения риска является страхование – возмездное приобретение финансовых гарантий возмещения потерь в специфических случаях.
В основе страхования лежит страховой полис. Страховой полис – это контракт, по которому страховая компания (страховщик) берет на себя обязанность выплатить компенсацию (страховую премию) в случае, если произойдет какое-либо нежелательное случайное событие, принесшее убытки. В обмен за эту услугу предприниматель обязуется платить страховщику определенные суммы (страховые взносы). В страховом полисе указывается, какой вид риска он покрывает, в какие сроки и на какую сумму.
Страхование рисков предполагает последовательность следующих действий:
определение объема и структуры материальных активов, которым грозит риск потери или повреждения;
выделение тех рисков, которых можно избежать, принимая определенные меры предосторожности, подсчитать затраты на осуществление этих мер;
определение вида страхования (общий или специальный), который может лучше защитить при меньших затратах по сравнению с затратами на меры предосторожности;
Если затраты на страхование рисков немногим меньше, чем затраты по их предупреждению, следует подумать, стоит ли тратить время и деньги на страхование, а не лучше ли принять меры по предупреждению рисков.
Предотвращение возможности потерь является центральным звеном в программе уменьшения рисков, и реализация этой программы не должна ограничиваться собственно страхованием.
- Тема 1. Содержание предпринимательской деятельности: объекты, субъекты и цели предпринимательства
- 1. Сущность предпринимательства и предпринимательской
- 2. Важнейшие признаки предпринимательства
- 3. Предпринимательство как процесс
- 4. Предпринимательская среда, ее виды и характеристика
- 5. Виды предпринимательской деятельности
- 5.5. Инновационное предпринимательство
- 6. Индивидуальное предпринимательство
- 7. Совместное предпринимательство с зарубежными партнерами
- 1А. Сущность предпринимательства
- Тема 2. Эволюция развития предпринимательства
- Основные этапы развития предпринимательства в Республике Беларусь
- 2. Нормативно-правовое регулирование развития предпринимательства
- Тема 3. Предпринимательская идея и принятие управленческого решения
- 1. Предпринимательская идея и критерии ее выбора
- 3. Экономические методы принятия предпринимательских решений
- Тема 4. Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия
- 1. Выбор сферы деятельности нового предприятия, разработка стратегии и тактики его развития
- 2. Учредительные документы и государственная регистрация предприятий
- 3. Прекращение деятельности предприятия (ликвидация)
- 4. Лицензирование деятельности предприятий
- 5. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- Хозяйственные товарищества
- 2. Общества с ограниченной ответственностью (ооо)
- 3. Общество с дополнительной ответственностью
- 4. Акционерные общества (ао)
- 5. Производственные кооперативы
- Тема 5. Предпринимательская деятельность малого предприятия
- 1. Роль малого предпринимательства в экономике страны
- 2. Развитие малого бизнеса и проблемы его становления
- Тема 6. Бизнес-план предпринимательской единицы
- 1. Содержание бизнес плана (бизнес-планирование)
- 2. Основные функции бизнес-плана
- 3. Классификация основных типов бизнес-планов
- 4. Технология разработки бизнес-плана
- 5. Разработка отдельных разделов бизнес-планов предпринимательской единицы
- Раздел бизнес-плана «Характеристика предприятия и стратегия его развития»
- Раздел бизнес-плана «Описание продукции»
- Раздел бизнес-плана «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»
- Раздел бизнес-плана «Производственный план»
- Раздел бизнес-плана «Организационный план»
- Раздел бизнес-плана «Инвестиционный план»
- Раздел бизнес-плана «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»
- Раздел бизнес-плана «Показатели эффективности»
- Оценка и страхование риска
- Тема 7. Товар как составляющая предпринимательской деятельности
- 1. Товар и его классификация
- 2. Этапы жизненного цикла товара
- 3. Разработка новых товаров
- 4. Товарная политика
- 5. Товарный ассортимент
- 6. Упаковка и маркировка товара
- Тема 8. Издержки в предпринимательской деятельности
- 1. Виды предпринимательских издержек
- 2. Структура предпринимательских издержек
- 3. Затраты и себестоимость
- Тема 9. Ценообразование при ведении бизнеса
- 1. Механизм ценообразования
- 2. Виды цен
- 3. Методы ценообразования
- Тема 10. Налогообложение в бизнесе
- 1. Характеристика налоговой системы
- 1) Налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг), а именно:
- 2) Налоги на прибыль и доходы, к которым относятся;
- 3) Налог на недвижимость;
- 5) Налоги, сборы и отчисления, относимые субъектами предпринимательства на себестоимость продукции (работ, услуг). К этой группе относятся:
- 6) Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения;
- 7) Прочие сборы.
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизы
- 4. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 5. Налог на имущество предприятий