logo
annotacii_bazovaya_variativ_td

Аннотация рабочей программы дисциплины Социология б1в2

Цель изучения дисциплины

  • выработка понимания предмета социологии, ее места и значения в системе наук, особой роли в обществознании;

  • формирование у студентов общих систематизированных знаний о теории, методах познания и регулирования социальных явлений и процессов, научных представлений о жизни общества, навыков исследовательской работы и компетенций, обеспечивающих его готовность применять полученные знания, умения и личностные качества в профессиональной деятельности.

  • в целом формирование социально компетентной личности сактивной гражданской позицией.

Место дисциплины в

учебном плане

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 100700.62 – «Торговое дело».

Формируемые

компетенции

ОК-3, ОК-7, ОК-8, ОК-10, ПК-1

Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

-основы социологии, а именно:

  • основные теории и понятийно-категориальный аппарат социологии;

  • специфику социологического знания, место социологии в системе наук;

  • сущность социологического подхода к личности и факторам ее формирования в процессе социализации;

  • основные закономерности и формы регуляции социального поведения, природу возникновения социальных общностей и социальных групп, виды и исходы социальных процессов;

  • типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций;

  • роль социальных институтов в жизни общества, их типологию и специфику;

  • роль и значение социологии в формировании культуры современного общества;

  • методы социологических исследований;

уметь:

- использовать полученные общие знания, понятийно-категориальный аппарат в профессиональной деятельности, межличностном общении;

- применять социологический подход к анализу социальных явлений и процессов;

- самостоятельно анализировать социально-политическую и экономическую литературу;

- составлять программу исследования, применять основные методы получения и обработки социологической информации; грамотно оформлять результаты исследований и рекомендации;

- постоянно совершенствовать свои знания о природе общественных явлений и процессов;

владеть:

- навыком профессионального общения в данной области, подразумевающим способность донести свою идею в письменном или устном виде;

- основами социологического анализа;

- навыком квалифицированной оценки качества представленных результатов исследования.

Помимо этого, с учетом специфики региона, предъявляются дополнительные требования:

знатьспецифику и динамику социально-политической структуры Республики Башкортостан;

иметь представлениео социально-демографических и социально-экономических процессах в регионе.

Содержание дисциплины

Социология как наука: объект, предмет, функции и методы. Место социологии в системе общественных наук. Структура социологического знания. Соотношение теоретического и эмпирического уровней познания. Исторические этапы становления социологической мысли. Древняя античная политическая философия как этап зарождения современной социологии. Социальные условия и научные предпосылки формирования социологии. Социальный проект О. Конта. Позитивистский подход к изучению общества. Классический период в развитии западной социологии: основные школы и теоретические направления. Этапы и особенности развития отечественной социологии. Основные направления современной западной социологии (функционализм, теория конфликта, символический интеракционизм и др.) Общество как системное социокультурное образование и объект социологического анализа. Социальное действие и взаимодействие. Социально-демографические процессы в современном мире. Культура: понятие, основные элементы. Культурные универсалии. Культура как фактор социальных изменений. Социальная структура: понятие и основные элементы. Социальные группы и общности: виды, общее и различное. Теория социальной стратификации. Критерии стратификации. Исторические типы стратификации. Современное состояние и перспективы трансформации стратификационной системы современного российского общества. Социальная мобильность: механизмы, направления, каналы. Социальные организации: признаки, типологии. Институциональная организация общества. Социальные институты: понятие, основные признаки, функции, типология (основные группы). Семья как социальный институт и малая социальная группа. Функции семьи. Типология семейных структур. Исторические изменения института семьи и брака. Тенденции развития современных семейно-брачных отношений. Образование как социальный институт и сфера человеческой деятельности. Государство как социальный институт.

Виды учебной работы

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, реферативная работа. При проведении занятий используются активные и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой.

Общий объем часов, проводимых в интерактивной форме - 10 часов.

Используемые

информационные,

инструментальные и

программные средства

1. Книжный фонд (учебники, учебные пособия и словари) библиотеки Башкирского государственного университета.

2. Методические указания и рекомендации к изучению, как всего объема дисциплины, так и отдельных, ключевых проблем.

3. Доступ к Интернет-ресурсам.

4. Учебные аудитории, оснащенные мультимедийным проектором, ноутбуком, экраном, компьютерными программами для проведения лекционных и семинарских занятий. Для обеспечения качества освоения теоретического материала используется электронная база учебно-наглядных материалов, обеспечивающих тематические иллюстрации, соответствующие программе дисциплины, учебно-методическому комплексу.

Формы текущего

контроля успеваемости

студентов

Основными показателями и оценочными средствами текущего контроля успеваемости студентов по дисциплине являются:

  • участие студентов во всех видах аудиторных занятий и мониторинг участия;

  • практические задания и уровень (качество) их исполнения в составе индивидуальной работы, которые позволяют контролировать все основные темы, рассматриваемые в ходе процесса изучения дисциплины;

  • усвоение материалов лекционных занятий, основной и дополнительной литературы, проверка знания которых осуществляется путем устного опроса и проведения контрольных работ;

  • выполнение самостоятельной и аудиторной работы, включенной в план проведения семинарских занятий с соответствующей формой контроля.

Форма промежуточной аттестации

Зачет