logo
annotacii_bazovaya_variativ_td

Аннотация рабочей программы дисциплины Правоведение б1в3

Цель изучения дисциплины

формирование и закрепление у студентов знаний и умений по осмыслению личности, знаний своих права и обязанностей, умению отстаивать, защищать их всеми законными способами. В период изучения дисциплины рассматриваются вопросы применения права в профессиональной деятельности и общественной жизни.

Место дисциплины в

учебном плане

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 100700.62 – «Торговое дело».

Формируемые

компетенции

ОК-1, ОК-5, ОК-8, ПК-1

Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

В соответствии с указанной целями должны быть решены следующие задачи:

  • понятие «государство и право, их роль в развитии общества;

  • принципы и формы взаимодействия гражданского общества и государства;

  • понятия и принципы правового государства, особенности построения правового государства в России;

  • понятие признаки права, его структура в действии;

  • конституционные права и свободы граждан, основы конституционного строя Российской Федерации;

  • основные правые нормы гражданского, семейного, земельного, экологического, трудового и административного права;

  • понятие уголовного преступления и виды наказания за его совершения

Уметь:

  • квалифицировать политические и правовые ситуации в России и в мире;

  • оценивать государственно-правовые явления общественной жизни, понимать их назначение;

  • объяснить наиболее важные изменения, происходящие в российском обществе, государстве и праве;

  • использовать предоставленные Конституцией права и свободы человека и гражданина;

  • анализировать текущее законодательство;

  • применять нормативные акты при разрешении конкретных ситуаций;

  • юридически правильно квалифицировать факты и обстоя­тельства;

  • принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

  • систематически повышать свою правовую грамотность, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Владеть навыками:

  • работы с различными правовыми системами, научно-правовой литературой для решения возникающих вопросов в профессиональной деятельности;

  • предсказывания основных последствий поступков противоречащим нормативно-правовой базе России;

  • использования теоретических знаний в области права при решении профессиональных задач.

Содержание дисциплины

Понятие государства и права, их признаки. Общество и государство, политическая власть. Формы правления, государственного устройства, политического режима. Понятие системы права, отрасли права Соотношение права и государства Функции права и сферы его применения. Норма права, ее структура. Формы (источники) права. Закон и подзаконные акты. Конституция - основной закон государства и общества. Понятие норм морали. Общие черты и отличие норм права и норм морали. Правовое сознание. Правовая и политическая культура. Понятие и состав правоотношения. Участники (субъекты) правоотношений. Физические и юридические лица, их правоспособность и дееспособность, деликтоспособность. Субъекты публичного права. Государственные органы и должностные лица. Понятия компетенции и правомочий. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и виды. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Понятие, признаки и состав правонарушения. Виды правонарушений. Понятие, основные признаки и виды юридической ответственности. Основание возникновения юридической ответственности. Общая характеристика основ российского конституционного строя. Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы. Гражданство. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Понятие и принципы федеративного устройства России. Основы конституционного статуса Президента РФ, его положение в системе органов государства. Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ. Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства и структура. Законодательный процесс. Правительство Российской Федерации, его структура и полномочия. Органы исполнительной власти. Понятие и основные признаки судебной власти. Судебная система, её структура: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и общие суды, военные суды; Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды. Правоохранительные органы: понятие и система. Понятие, законодательство и система гражданского права. Понятие и формы права собственности. Наследственное право

Виды учебной работы

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, реферативная работа. При проведении занятий используются активные и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой.

Общий объем часов, проводимых в интерактивной форме - 10 часов.

Используемые

информационные,

инструментальные и

программные средства

1. Книжный фонд (учебники, учебные пособия и словари) библиотеки Башкирского государственного университета.

2. Методические указания и рекомендации к изучению, как всего объема дисциплины, так и отдельных, ключевых проблем.

3. Доступ к Интернет-ресурсам.

4. Учебные аудитории, оснащенные мультимедийным проектором, ноутбуком, экраном, компьютерными программами для проведения лекционных и семинарских занятий. Для обеспечения качества освоения теоретического материала используется электронная база учебно-наглядных материалов, обеспечивающих тематические иллюстрации, соответствующие программе дисциплины, учебно-методическому комплексу.

Формы текущего

контроля успеваемости

студентов

Основными показателями и оценочными средствами текущего контроля успеваемости студентов по дисциплине являются:

  • участие студентов во всех видах аудиторных занятий и мониторинг участия;

  • практические задания и уровень (качество) их исполнения в составе индивидуальной работы, которые позволяют контролировать все основные темы, рассматриваемые в ходе процесса изучения дисциплины;

  • усвоение материалов лекционных занятий, основной и дополнительной литературы, проверка знания которых осуществляется путем устного опроса и проведения контрольных работ;

  • выполнение самостоятельной и аудиторной работы, включенной в план проведения семинарских занятий с соответствующей формой контроля.

Форма промежуточной аттестации

Зачет