109. Внутренний государственный долг: традиционный подход и точка зрения р. Барро
Правительство, обычно через посредство Центрального банка, осуществляет продажу долговых обязательств (облигаций) населению и коммерческим банкам. Долговое финансирование осуществляется также с помощью внешних займов, получаемых, как правило, в виде кредитов иностранных государств или международных валютных организаций. Такое финансирование приводит к возрастанию величины государственного долга.
Общий объем непогашенных государственных обязательств образует государственный долг.
Если правительство сводит бюджет с профицитом, то оно либо уменьшает объем неоплаченных государственных облигаций (погашает долг), либо уменьшает предложение денег. Управление долгом подразумевает выпуск облигаций не только для финансирования текущего бюджетного дефицита, но также для оплаты долговых обязательств, по которым наступил срок платежа (рефинансирование долга).
При изучении проблем бюджетного дефицита и государственного долга полезно понимать различие между дефицитом при полной занятости и фактическим дефицитом.
Дефицит при полной занятости — это дефицит, рассчитанный при предположении, что экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия (занятость достигает своего естественного уровня). Фактический дефицит отличается от дефицита при полной занятости на циклическую составляющую, т.е. на ту часть дефицита, которая появляется из-за того, что экономика не находится на уровне потенциального выпуска.
Циклический компонент появляется из-за того, что на государственные доходы и расходы влияет экономический цикл. Например, при постоянных налоговых ставках рост доходов приводит к росту налоговых поступлений, а падение — к их уменьшению. Государственные расходы во время спадов возрастают из-за роста выплат пособий по безработице.
Из вышесказанного ясно, что снижение дефицита, в принципе, может быть достигнуто за счет роста выпуска, а, следовательно, и дохода, и расширения таким образом налоговой базы. Однако рост сверх уровня полной занятости нежелателен, поэтому с дефицитом подобным образом бороться нельзя. Альтернативным решением может быть политика снижения процентных ставок, что уменьшает процентные выплаты по государственному долгу. Однако если экономика находится на уровне потенциального выпуска, то снижение процентных ставок не может быть достигнуто без изменения бюджетно-налоговой политики. Кредитно- денежная политика в долгосрочном аспекте не влияет на реальные показатели и, следовательно, не может быть использована для снижения реальной ставки процента.
Поэтому сокращение дефицита может быть достигнуто только за счет уменьшения государственных расходов или увеличения налогов.
Традиционный взгляд на государственный долг. Традиционный подход к оценке последствий государственного долга сформулирован в рамках схемы неоклассического синтеза. Он интегрирует взгляды экономистов классического и кейнсианского направлений и подразумевает обсуждение положительных и отрицательных последствий внутреннего государственного долга в экономике. В качестве положительных последствий отмечается его стимулирующий эффект для закрытой и большой открытой экономики в краткосрочном периоде, в качестве отрицательных — вытеснение инвестиций и чистого экспорта в кейнсианских моделях и уменьшение экономического потенциала в классических.
Обсуждение краткосрочных и долгосрочных последствий государственного долга с позиций традиционного подхода осуществляется при помощи IS— LM анализа.
В закрытой экономике увеличение бюджетного дефицита, вызванное, например, снижением налогов, приведет к росту располагаемого дохода и потребления. Увеличение потребительского спроса на товары и услуги в краткосрочном периоде вызовет рост объема производства, ставки процента и снижение инвестиций. Таким образом, в закрытой экономике эта политика оказывает стимулирующее воздействие на экономику и сопровождается частичным вытеснением инвестиций.
В открытой экономике снижение налогов также приведет к росту располагаемого дохода и потребления. Увеличение потребительского спроса на товары и услуги в краткосрочном периоде вызовет рост объема производства. Возросший доход увеличит спрос на деньги и на денежном рынке образуется неравновесие: при прежней ставке процента спрос на деньги превысит реальные запасы денежных средств, поэтому внутренняя ставка процента возрастет. Повышение внутренней ставки процента приведет к притоку капитала из-за рубежа и повышательному давлению на курс национальной валюты. Если в стране поддерживается плавающий валютный курс, то приток зарубежных капиталов вызовет удорожание национальной валюты и падение чистого экспорта. Эффект вытеснения чистого экспорта полностью нейтрализует положительное влияние снижения налогов на краткосрочный выпуск, в результате чего изменится только его структура: произойдет вытеснение чистого экспорта потреблением.
Если в стране поддерживается фиксированный валютный курс, то тенденция к удорожанию национальной валюты, вызванная притоком зарубежных капиталов, обусловит увеличение денежного предложения. Как следствие — равновесный доход и потребление вырастут, все остальные реальные переменные не изменятся.
Таким образом, в краткосрочном периоде объем потребительских расходов вырастет, что, скорее всего, повысит уровень благосостояния текущего поколения. В то же время частные внутренние инвестиции или чистый экспорт уменьшатся.
Долгосрочными последствиями при неизменных факторах производства и уровне технологии будут в закрытой экономике рост цен и падение инвестиций, в малой открытой экономике — рост цен и падение чистого экспорта. Рост потребления вызовет снижение национальных сбережений и, следовательно, в закрытой экономике вытеснение инвестиций, а в открытой — чистого экспорта на величину роста потребления.
Если рассматривать последствия долгового финансирования с точки зрения влияния на экономический потенциал, то в соответствии с моделью Солоу падение инвестиций снизит устойчивые уровни капиталовооруженности и выпуска. В результате понизится уровень благосостояния всех будущих поколений.
Таким образом, в соответствии с традиционным взглядом накопление внутреннего долга — это политика улучшения благосостояния текущего поколения за счет будущих. Положительный эффект политики долгового финансирования состоит в краткосрочном стимулировании экономики, сопровождающимся частичным вытеснением инвестиций и чистого экспорта. Отрицательный эффект — долгосрочное вытеснение инвестиций и чистого экспорта, уменьшенный запас капитала, достающийся будущим поколениям.
Барро-рикардианский подход
Часть экономистов не разделяет традиционный взгляд на внутренний государственный долг. Они полагают, что бюджетный дефицит, финансируемый за счет долга, не оказывает существенного влияния на экономику. Аргументы в поддержку подобной точки зрения были впервые отмечены Д.Рикардо, который, тем не менее, не принимал их всерьез. В настоящее время его идеи развил представитель новой классической школы Роберт Барро.
Гипотеза Барро—Рикардо утверждает, что финансирование государственных расходов за счет долга и за счет налогов приведет к одинаковым последствиям для экономики. Гипотеза опирается на взгляды Ф.Модильяни и М.Фридмана на функцию потребления. Они полагали, что потребители в своих решениях относительно объема текущего потребления:
- руководствуются не только текущими доходами, но и доходами, ожидаемыми в будущем;
- стараются обеспечить одинаковый уровень потребления в течение всей жизни;
- сберегают случайные приросты дохода, чтобы сгладить потребление при временном его снижении.
Идея Р.Барро состоит в следующем. Если государство сегодня продает облигации для финансирования бюджетного дефицита, возникшего, например, из-за снижения налогов, то в будущем оно увеличит налоги, чтобы выплатить образовавшийся долг. Рациональный потребитель понимает, что снижение налогов сегодня означает их увеличение в будущем, т.е. рассматривает возникшее увеличение дохода как временное и поэтому не увеличивает потребление, а сберегает образовавшийся излишек для выплаты в будущем возросшего налога. Таким образом, снижение государственных сбережений будет в точности компенсировано увеличением частных сбережений, текущее потребление и национальные сбережения не изменятся, поэтому никакого влияния на экономику снижение налогов не окажет.
Изменения в бюджетно-налоговой политике могут повлиять на макроэкономические показатели, только если государство объявит о будущем снижении государственных расходов. Тогда потребители, ожидая соответствующего снижения налогов в будущем, могут уже сегодня увеличить объем потребления.
Сторонники традиционной точки зрения опровергают утверждение о нейтральности долга для экономики. Критика рикардианского подхода с их стороны основана на доказательствах невыполнимости в действительности его ключевых предпосылок относительно поведения потребителей. Так, наиболее часто подвергаются сомнению предпосылки о рациональности потребителей, совершенном предвидении, неискажающих налогах и совершенстве финансового рынка.
- 1. Измерение объема национального производства по доходам и расходам. Внп, чнп, ввп, нд
- 5. Чистый национальный продукт (чнп).
- 2. Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов
- 3. Инвестиционный проект и его жизненный цикл
- 4. Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости. Супермультипликатор
- 5. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 6. Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага
- 7. Рынок олигополии. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно
- 8. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 9. Факторный анализ рентабельности. Показатели рентабельности
- Рентабельность активов. Важнейшим показателем здесь является рентабельность активов (иначе — рентабельность имущества). Этот показатель может быть определен по следующей формуле:
- Рентабельность продукции. Рентабельность продукции (рентабельность производственной деятельности) может быть выражена формулой:
- Рентабельность продаж. Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Этот показатель определяется по такой формуле:
- 10. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 11. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 12. Принципы и этапы проведения аудиторской проверки
- 1. Оценка потребностей клиента, формирование групп по проведению аудита и определение ее задания
- 2. Совещание по планированию проекта аудиторской проверки
- 3. Получение представления о конъюнктуре рынка, деловой среде и т.Д.
- 4. Оценка существенных процедур внутреннего контроля
- 5. Оценка риска
- 6. Существенные и общие аудиторские процедуры
- 7. Создание сводного отчета по аудиту (проведение анализа достоинств и недостатков экономического субъекта, возможностей и рисков)
- 8. Проведение заключительного совещания
- 9. Оценка результатов работы и разработка плана усовершенствований
- 13. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность
- 14. Основные виды стратегий развития предприятия
- 15. Оценка стоимости бизнеса: доходный метод
- 16. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филлипса. Регулирование рынка труда
- 17. Государственная политика в области внешней торговли
- 18. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг
- 19. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- 20. Стратегический анализ: цели и принципы
- 21. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 22. Экономические концепции институционализма. Неоинституционализм
- 23. Функция организации: разделение труда и департаментализация, координация
- 24. Оценка финансовой устойчивости предприятия
- 25. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Налоговый мультипликатор
- 26. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 27. Оценка стоимости бизнеса: основные методы
- 28. Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена-потребление». Кривые Энгеля
- 29. Функция контроля: правила и принципы, процесс осуществления. Основные классификации контроля
- 30. Графический анализ рынка ценных бумаг: линии поддержки и сопротивления, квалификаторы прорыва, метод медианы Эндрюса, фигуры цен
- 31. Производственная функция, ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора
- 32. Себестоимость продукции. Классификация и учёт затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing
- 33. Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классификация кредитных операций. Лизинг. Факторинг
- 34. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем
- 35. Основные виды организационных структур
- 36. Стоимость и целевая структура капитала компании
- 37. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и изменений цен на бюджетные возможности потребителя. Рациональный потребительский выбор. Угловое решение задачи потребительского выбора
- 38. Основные виды стратегий развития предприятия
- 39. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков
- 41. Портфельный анализ. Матрица Бостонской консалтинговой группы
- 42. Налоговая система Российской Федерации. Виды налогов
- 43. Рентные отрасли. Причины, условия возникновения и источники ренты. Цена земли
- 44. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка
- 45. Метод camp и линия sml
- 46. Ценовая эластичность предложения. Долговременная и кратковременная эластичность предложения
- 47. Принципы и сущность антикризисного управления организацией
- 48. Инструменты технического анализа: трендоследящие индикаторы, осцилляторы, характеристические индикаторы
- 49. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и некачественные товары
- 50. Характеристика и классификация управленческих решений. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 51. Методы управления рисками
- 52. Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
- 53. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 54. Классификация финансовых рисков
- 55. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 56. Управление каналами распределения товаров
- 57. Валютный рынок: спот-рынок, форвардный рынок
- 58. Модель is-lm
- 59. Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса
- 60. Модель Дюпона
- 61. Модель Манделла-Флеминга (плавающий и фиксированный курс): доход - обменный курс, доход - ставка процента
- 62. Алгоритм процесса принятия управленческого решения
- 63. Анализ ликвидности баланса предприятия
- 64. Модель is-lм-вр. Влияние монетарной и фискальной политики на условия равновесия в модели is-lм-вр при фиксированном курсе
- 65. Логистическая система управления запасами
- 65.1. Условия равновесия в модели is-lм-вр при плавающем курсе. Анализ влияния монетарной политики на условия равновесия в модели is-lm-вр при плавающем курсе
- 66. Процедуры антикризисного управления
- 67. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 1. Чистая конкуренция:
- 2. Монополистическая конкуренция:
- 3. Олигополистическая конкуренция:
- 4. Чистая монополия:
- 66.1. Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр
- 67.1. Организация разработки управленческого решения
- 68. Аудиторские доказательства: понятие, виды, методы получения
- 69. Модель экономического роста Солоу. Уровень капиталовооруженности и «золотое правило»
- Основные недостатки модели связаны с экзогенностью научно-технического прогресса и нормы сбережений. Кроме того, использование функции Кобба-Дугласа также ограничивает модель.
- 70. Организация выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения
- 71. Методы определения базовой цены
- Методы определения базовых цен
- 72. Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства
- 73. Особенности инновационного менеджмента и рынка объектов интеллектуальной собственности
- 75. Краткосрочная модель is-lм-вр. Высокая, низкая и идеальная мобильность капитала
- 76. Понятие и сущность организации. Жизненный цикл организации
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 77. Анализ безубыточности. Критический объем производства
- 78. Современные теории потребления (Модильяни, Фишер, Фридмен)
- 79. Оценка эффективности организации. Основные подходы к оценке организационной эффективности
- 80. Паритет ставки процента. Графический анализ
- 81. Цикличность экономического развития. Виды циклов
- 83. Валютные свопы. Техника фиксирования валютной прибыли
- 84. Рынок: сущность, функции, виды
- 85. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 86. Показатели деловой активности предприятия
- 87. Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 88. Принципы управленческого учета
- 89. Американская концепция эффекта финансового рычага
- 90. Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Экономическая прибыль
- 91. Методы исследования систем управления
- 92. Западноевропейская концепции эффекта финансового рычага
- 93. Монополия и рыночная власть, ее измерение. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках
- 94. Управление деловой карьерой персонала
- 95. Управление банковскими рисками: классификация и методы снижения
- 96. Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 97. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 98. Измерение риска. Классификация корпоративных информационных систем
- 97.1. Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
- 98.1. Функция мотивации. Сравнительный анализ различных теорий мотивации
- 99. Методы анализа инвестиционных проектов
- 100. Производственный выбор в краткосрочном и долгосрочном периодах. Совокупный, средний, предельный продукт переменного фактора. Эффект масштаба производства
- 101. Функции маркетинга на предприятии
- 102. Управление дебиторской задолженностью предприятия
- 103. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег
- 104. Конкурентоспособность товара
- 105. Классификация финансовых рисков
- 106. БюджетныЙ дефицит, способы его финансирования. Управление государственным Долгом
- 108. Бизнес-план и структура. Информация, необходимая для составления бизнес-плана, и порядок его разработки
- 109. Внутренний государственный долг: традиционный подход и точка зрения р. Барро
- 110. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 111. Информационная база финансового анализа
- 112. Факторы, влияющие на счет движения капитала и на чистый экспорт
- 113. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 114. Анализ качества прибыли
- 115. Основные этапы развития экономических знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия
- 116. Логистическая система управления запасами
- 117. Управление денежными средствами на предприятии. Модель в. Баумоля
- 118. Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза - Стиглица
- 119. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 120. Биржевая торговля: формы организации, правила биржевой торговли, процедура листинга и делистинга, биржевые индексы