logo
Ответы на вопросы на гос

26. Субъективные факторы управленческого решения

Управленческая эффективность лица, принимающего решения (ЛПР) жестко зависит от его личной культуры, профессиональной зрелости, компетентности и осведомленности. Последние определяются балансом и доминированием стереотипов в сознании ЛПР в каждый момент времени. В меньшей степени выбор управленческого решения зависит от интеллектуального и эмоционального тонуса, одаренности, силы характера, морального и иного статуса ЛПР. Рассмотрим важнейшие носители стереотипов, являющиеся субъективным фактором «смещения» управленческих решений.

1. Субсистемное восприятие ЛПР Группа людей самоорганизованная в систему, обладает способностью мыслить как целое и оперировать общественными стереотипами поведения. Чем крупнее группа, тем сложнее индивиду постигнуть общественную тенденцию. Это в полной мере относится к результатам коллективного принятия решений. Отсюда следует, что в организации принимаемые решения могут существенно отклоняться как от групповых, так и индивидуальных целей.

2. Языковая проблема. 2.1. Противоречие «размытой» человеческой логики и свойств вычислительных процессов Человеку в значительно большей степени свойственно мыслить и принимать решения не в «количествах», а в «качествах». Отсюда несоответствие высокой точности количественных методов современного математического аппарата и большой сложности автоматизированных систем управления исходным данным, являющимся продуктом суждений и восприятия человека.

2.2. Полисемия и семантическая неопределенность слов Необходимо отдавать себе отчет в силе воздействия на развитие языка и на его внутреннюю структуру этнокультурных, географических, социальных, психологических, физиологических и прочих факторов, проявляющееся, например, в использовании одинаково звучащих слов, используемых для обозначения разных понятий, и наоборот.

Особую роль в человеческой речи имеет контекст. Образно эту проблему можно описать так: «… у слов прекрасная память… Они помнят, кто, когда, сколько раз и в каких значениях употреблял их с тех самых пор, как стоит мир. Любое слово обросло уже бессчетным множеством смыслов – его невозможностью употребить так, чтобы реализовался лишь один из них. А потому независимо от того, хочется мне подразумевать или нет, я все равно что-нибудь подразумеваю…». К самым непредсказуемым ситуациям может привести эта проблема при передаче управляющей информации по нисходящим коммуникационным потокам, которым свойственен эффект «рассеивания», а то и полного искажения и исчезновения исходного смысла сообщений.

3. Логические барьеры Логические барьеры возникают тогда, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиентом, либо кажется ему неверной, противоречит присущей ему манере доказательств.

Возникновению логических барьеров способствует склонность человека путать факты, убеждения и мнения.

4. Образование и опыт Это один из важнейших факторов. Образование позволяет человеку увидеть больше альтернативных возможностей действия. Чем ниже уровень образования, тем менее уравновешенным оказывается соотношение между процессом выдвижения гипотез решения и критичностью их оценок.

Люди с различным прошлым или уровнем знаний, как правило, по-разному интерпретируют одну и ту же информацию.

5. Внешняя оценка и Я-концепция Степень уверенности в своих оценках ЛПР склонен корректировать с учетом внешних оценок. Принятие рискованных решений несет потенциальную угрозу самоуважению индивида, поскольку выбранная альтернатива может привести к менее желательному результату, чем отброшенная. Исходя из этого, внешняя оценка может представлять собой угрозу Я-концепции.

6. Иррациональность поведенческих мотивов 6.1. Влияние фантомных моделей Фантомные модели - законсервированные в сознании сжатые программы, связанные с отображением прошлых реалий, предполагаемой деятельности и нереализованных возможностей. Под воздействием внешней среды фантом довольно часто превращается в сильный личностный стимул необоснованных действий.

6.2. Реактивный ум Насмешки над человеческой натурой часто порождены тем, что люди не в состоянии отличить нерациональное поведение, вызванное некачественной информацией, от нерационального поведения, имеющего гораздо более глубокие истоки.

6.3. Бюрократизм Бюрократизм - категория не только социальная и моральная, но и психическая. Он порождается антагонизмом между факторами признания, возможностей и притязаний, которые редко являются сбалансированными. А это приводит к замене у личности социального критерия самооценки на - индивидуальный.

7. Психоаналитические свойства Психическое состояние ЛПР влияет на способность или склонность ЛПР: независимо от области принимаемых решений в той или иной степени учитывать как мысли (мнения, мотивации), так и чувства окружающих людей; проявлять последовательность и настойчивость в достижении целей, к самоанализу и независимости; искажать объективные связи, относить события к себе как субъекту познания и активности в рамках управленческой ситуации.

7.1. Смещения оценок Специалисты по управлению знаниями справедливо критикуют психоаналитические свойства ЛПР:

- ЛПР рассматривают возникающие проблемы либо как представляющие опасность, либо как создающие новые возможности. Переоценивая одну информацию и недооценивая другую, они часто не могут увидеть в новой информации и то и другое.

- Когда выбор ЛПР из ряда возможностей уже осуществлен, этот выбор ему начинает казаться более правильным и предпочтительным, чем раньше, а отвергнутые возможности он стремиться обесценить.

- по прошествии времени многие индивиды склонны переоценивать свои прогнозы в отношении уже свершившегося факта, забывая о степени неопределенности условий, в которых делался прогноз.

- Повторяющиеся несколько схожие события неадекватно увеличивают субъективную вероятность повторения таких событий.

- Большинство людей переоценивают свои способности в предсказании неопределенных результатов. Чем сложнее ситуация, тем заметнее это проявляется.

- Проецирование – стремление видеть качества собственной личности в других людях.

- Всегда существует когнитивный диссонанс, так как верования, устремления и поведение никогда не могут быть согласованы. Диссонанс часто приводит к изменению этих факторов и снижению эффективности оценки ситуации индивидом.