115. Основные этапы развития экономических знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия
Изучение экономики ведется с древнейших времен. Название науки «экономия» впервые ввел греческий мыслитель Аристотель (384–322 гг. до н. э.), подразделивший науку о богатстве на экономию и хрематистику (искусство делать деньги). Эти проблемы исследовались также учеными Древнего Рима, Индии, Китая. Однако как наука, т. е. систематизированные знания о сущности экономики, экономическая теория развивалась на протяжении трех столетий (XVII–XIX вв.) в качестве политической экономии. Термин «политическая экономия» ввел французский экономист А. Монкретьен, опубликовавший в 1615 г. «Трактат о политической экономии», в котором формулировалась экономическая политика государства того времени («политеа» – общественное устройство; «ойкос» – дом, хозяйство; «номос» – закон).
В то время перед наукой возникла необходимость обосновать пути и методы государственного управления экономикой. Решение этих проблем осуществлялось политической экономией. Следовательно, в самом общем виде политическая экономия – это наука о законах, управляющих общественным хозяйством.
Меркантилизм. Первые попытки в становлении экономической теории как науки были сделаны меркантилистами (от итальянского «мерканте» – торговец, купец). Представители этой школы считали, что в качестве богатства людей могут рассматриваться только деньги, золото.
В своем развитии меркантилизм прошел два этапа: ранний и поздний.
На ранней стадии (конец XV-начало XVI в.) имела место идеализация денег (серебро, золото) как единственной формы богатства. Главным положением раннего меркантилизма была теория «денежного баланса», обосновывавшая политику увеличения денег в обращении.
Поздний период характеризуется развитием торговли. Была выдвинута теория «торгового баланса», согласно которой активно поддерживалась торговля товарами.
Отсюда был сделан вывод о том, что условием богатства государства является развитие международной торговли – покупка товаров по низким ценам у одних, продажа их по более высоким ценам другим.
Критики меркантилизма справедливо подметили, что во время торговой сделки никакого богатства не возникает, происходит лишь обмен денег на товар. При нарушении равенства в обмене происходит перераспределение богатства в пользу одной из сторон. Ошибка меркантилистов заключалась в том, что они исследовали только процесс обращения, игнорируя анализ производства. Наиболее видными представителями меркантилизма были французский экономист А. Монкретьен, английский – Т. Мен, итальянский – А. Серра. Выразителями меркантилизма в России были А. Ордин-Нащокин, И. Посошков. Последний, в частности, защищал политику активного торгового баланса и в то же время выступал за получение прибыли («прибытка») за счет развития производства.
Физиократы. Вторым крупным направлением становления экономической теории является учение физиократов (от греческого «физио» – природа, «кратос» – сила, т. е. власть природы). Основными его представителями являлись французские экономисты Ф. Кенэ, А. Тюрго. Они считали, что источником богатства является не торговля и накопление денег, а создание изобилия за счет «произведений земли», т. е. сельского хозяйства, в котором богатство возникает как дар природы. Представители физиократов ограничивали производство только сферой земледелия, откуда делался вывод о том, что в промышленности доходы не создаются. Заслуга физиократов состояла в том, что они перенесли исследование об увеличении богатства из сферы обращения в сферу производства.
Их ошибка состояла в том, что сама природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.
Классическая экономическая школа. Третье направление становления экономической теории – классическая экономическая школа, создание классической политической экономии. Родоначальниками классической политической экономии в Великобритании были У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо. Они установили, что источником богатства является не только сельское хозяйство, но и труд во всех сферах общественного производства. В результате политическая экономия как наука приобрела определенную целостность и получила до определенной степени законные очертания.
Наука о богатстве. Длительное время экономическая теория развивалась как наука о богатстве, о чем свидетельствуют названия трудов видных экономистов того времени: П. Буагильбера (Франция) – «Рассуждение о природе богатства», А. Тюрго (Франция) – «Размышления о создании и распределении богатств», А. Смита (Англия) – «Исследование о природе и причинах богатства народов», Т. Мена (Англия) – «Богатство Англии во внешней торговле», И. Посошкова (Россия) – «Книга о скудости и богатстве». Эта книга предназначалась для Петра I. Понятие «богатство» существенно трансформировалось: меркантилисты богатством считали благородные металлы и деньги; физиократы – сельскохозяйственный продукт; Карл Маркс – «огромное скопление товаров»; маржиналисты – мир полезности, потребительных стоимостей.
Заслуга классической школы:
- основным объектом изучения она сделала сферу производства, а не обращения;
- обосновала значение труда как основу меры ценности всех товаров и как источника богатства общества;
- установила, что экономика развивается по определенным законам, которые являются объективными;
- выявила источник доходов всех слоев общества: предпринимателей – прибыль; рабочих – заработная плата; земельных собственников – рента; банкиров, торговцев – банковская и торговая прибыль, проценты.
Марксизм. Становление экономической теории как классической науки завершилось в конце XIX в., когда было разработано экономическое учение марксизма, которое является логическим продолжением учения А. Смита и Д. Рикардо.
Основателем марксизма является К. Маркс (1818–1883). Марксистское учение принципиально отличается от предшествующих направлений экономической теории. Оно представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и создание на этой основе концепции новой экономической системы.
Как указывает П. Самуэльсон, после выхода «Капитала» К. Маркса «дерево экономики раздвоилось» на марксизм и маржинализм.
Главный составной частью учения К. Маркса является теория трудовой стоимости, на основе которой исследуется источник увеличения богатства. Данную проблему рассматривали представители многих научных школ. Меркантилисты считали, что стоимость создается трудом торговцев, физиократы полагали, что она образуется трудом занятых в сельском хозяйстве. В результате, по их мнению, труд других классов и групп населения является бесплодным.
Представители классической экономической школы пришли к выводу, что стоимость создается в любой сфере материального производства. Завершая формирование теории трудовой стоимости, К. Маркс разработал теорию прибавочной стоимости и обосновал, что единственным источником богатства является труд. Возникновение марксизма ознаменовало важнейший этап в развитии политической экономии как науки с четко определенным предметом и методами исследования, что признано и современной мировой наукой. П. Самуэльсон, например, выделяет лишь трех выдающихся мыслителей, оказавших определяющее влияние на развитие экономической теории: в XVIII в. – А. Смита, в XIX в. – К. Маркса, в XX в. – Дж. Кейнса.
Маржинализм (от фр. marginal – предельный). Данное направление основывалось на использовании в экономическом анализе предельных величин: предельной полезности блага, предельной производительности, предельного покупателя, предельного продавца; на широком применении математики в экономике; на использовании системы общего экономического равновесия.
Маржинализм развивался по двум направлениям:
- субъективно-психологическое (австрийская школа);
- формально-математическое (математическая школа).
Первые – экономисты-субъективисты выдвинули теорию субъективной ценности. Они использовали концепцию предельной полезности для определения величины стоимости. Представители: К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк.
Вторые – экономисты-математики стремились внести в экономическую теорию формальные методы, конкретный математический аппарат для анализа предельных величин.
Экономические процессы – это взаимодействие различных факторов формы зависимости между элементами экономической системы. Представители: У. Джевонс, Л. Вальрас и В. Парето.
В соответствии с теорией маржинализма экономика рассматривается как система взаимосвязанных хозяйственных субъектов.
Вместе с тем маржинализму присущи определенные недостатки. Он перегружен графиками и формулами; имеет место чрезмерное упрощение сложных экономических процессов и необоснованное сведение их к математическим зависимостям и моделям; при анализе причинно-следственных связей превалируют чисто количественные методы исследования; в своем анализе маржиналистская теория игнорирует социальные проблемы развития общества.
Неоклассическое направление возникло в 1890-х гг. А. Маршалл дополнил теорию маржинализма отдельными элементами теории трудовой стоимости. В частности, при определении цены он учитывал предельную полезность и издержки производства. Д.Б. Кларк предложил теорию «специфической производительности» и вывел «естественный закон распределения». В противовес теории трудовой стоимости в соответствии с этой доктриной в производстве всегда принимают участие четыре фактора: капитал (в денежной форме); капитальные блага (средства производства и земля); деятельность предпринимателя; труд рабочих.
Каждый фактор имеет специфическую производительность и создает часть стоимости продукта, а каждый агент производства (владелец соответствующего фактора) должен получить соответствующую долю продукта. Капитал приносит своему владельцу процент, ренту, прибыль, а труд рабочего – заработную плату. «Каждому агенту – определенная доля в продукте и каждому – соответствующее вознаграждение, – вот естественный закон распределения».
Кейнсианство. В отличие от неоклассиков Дж. Кейнс в качестве предмета исследования выбрал народное хозяйство в целом. В качестве исходного пункта Дж. Кейнс использовал сформулированное им положение о том, что рыночное саморегулирование не обеспечивает устойчивого поступательного развития экономики, а значит, требуется государственное вмешательство. Главная заслуга Дж. Кейнса состоит в том, что он разработал методологию макроэкономического анализа с использованием небольшого числа наблюдаемых переменных и свел общее равновесие к равновесиям товарного рынка, денежного рынка, рынка облигаций и рынка труда.
Представителями институционально-социологического направления являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль.
Институционально-социологическое направление – это система, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических составляющих. Первые включают формальные элементы в виде системы рыночных учреждений (рынок, фирмы, банки) и системы правовых норм (законы, указы, постановления, инструкции и т. д.), вторые – неформальные правила, к числу которых относятся обычаи, традиции, навыки. Данное направление экономической теории исследует недостатки капитализма: засилье монополий, пороки свободной рыночной стихии, негативные черты «общества потребления» (бездуховность, жажда наживы и т. д.).
В России экономическая теория активно формировалась под влиянием «Капитала» К. Маркса, а также экономических работ В.И. Ленина, М.И. Тугана-Барановского, А.А. Богданова, М.М. Ковалевского, Г.В. Плеханова, Г.А. Лопатина, И.И. Скворцова-Степанова и др. Переход на рыночные методы хозяйствования показал, что без глубокого теоретического обоснования успешно решать практические вопросы невозможно.
Об экономической теории, о ее формировании как науки применительно к России можно сказать лишь одно: она должна вобрать в себя все ценное, что накоплено разными экономическими направлениями и школами в разные периоды времени и в разных странах. Формирование магистрального направления развития России и его теоретическое обоснование должно базироваться на использовании:
- марксизма, основанного на теории трудовой стоимости, составной частью которой является теория прибавочной стоимости;
- маржинализма, основанного на теории предельной полезности и теории предельной производительности труда и капитала;
- неоклассического направления в экономике, исследующего закономерности оптимального функционирования хозяйственного механизма в условиях свободной конкуренции;
- кейнсианства, обосновывавшего необходимость государственного вмешательства в регулирование экономики;
- институционально-социологического направления, согласно которому характер экономического развития определяет не рынок как таковой, а вся система экономических институтов.
- 1. Измерение объема национального производства по доходам и расходам. Внп, чнп, ввп, нд
- 5. Чистый национальный продукт (чнп).
- 2. Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов
- 3. Инвестиционный проект и его жизненный цикл
- 4. Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости. Супермультипликатор
- 5. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 6. Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага
- 7. Рынок олигополии. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно
- 8. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 9. Факторный анализ рентабельности. Показатели рентабельности
- Рентабельность активов. Важнейшим показателем здесь является рентабельность активов (иначе — рентабельность имущества). Этот показатель может быть определен по следующей формуле:
- Рентабельность продукции. Рентабельность продукции (рентабельность производственной деятельности) может быть выражена формулой:
- Рентабельность продаж. Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Этот показатель определяется по такой формуле:
- 10. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 11. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 12. Принципы и этапы проведения аудиторской проверки
- 1. Оценка потребностей клиента, формирование групп по проведению аудита и определение ее задания
- 2. Совещание по планированию проекта аудиторской проверки
- 3. Получение представления о конъюнктуре рынка, деловой среде и т.Д.
- 4. Оценка существенных процедур внутреннего контроля
- 5. Оценка риска
- 6. Существенные и общие аудиторские процедуры
- 7. Создание сводного отчета по аудиту (проведение анализа достоинств и недостатков экономического субъекта, возможностей и рисков)
- 8. Проведение заключительного совещания
- 9. Оценка результатов работы и разработка плана усовершенствований
- 13. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность
- 14. Основные виды стратегий развития предприятия
- 15. Оценка стоимости бизнеса: доходный метод
- 16. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филлипса. Регулирование рынка труда
- 17. Государственная политика в области внешней торговли
- 18. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг
- 19. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- 20. Стратегический анализ: цели и принципы
- 21. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 22. Экономические концепции институционализма. Неоинституционализм
- 23. Функция организации: разделение труда и департаментализация, координация
- 24. Оценка финансовой устойчивости предприятия
- 25. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Налоговый мультипликатор
- 26. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 27. Оценка стоимости бизнеса: основные методы
- 28. Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена-потребление». Кривые Энгеля
- 29. Функция контроля: правила и принципы, процесс осуществления. Основные классификации контроля
- 30. Графический анализ рынка ценных бумаг: линии поддержки и сопротивления, квалификаторы прорыва, метод медианы Эндрюса, фигуры цен
- 31. Производственная функция, ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора
- 32. Себестоимость продукции. Классификация и учёт затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing
- 33. Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классификация кредитных операций. Лизинг. Факторинг
- 34. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем
- 35. Основные виды организационных структур
- 36. Стоимость и целевая структура капитала компании
- 37. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и изменений цен на бюджетные возможности потребителя. Рациональный потребительский выбор. Угловое решение задачи потребительского выбора
- 38. Основные виды стратегий развития предприятия
- 39. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков
- 41. Портфельный анализ. Матрица Бостонской консалтинговой группы
- 42. Налоговая система Российской Федерации. Виды налогов
- 43. Рентные отрасли. Причины, условия возникновения и источники ренты. Цена земли
- 44. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка
- 45. Метод camp и линия sml
- 46. Ценовая эластичность предложения. Долговременная и кратковременная эластичность предложения
- 47. Принципы и сущность антикризисного управления организацией
- 48. Инструменты технического анализа: трендоследящие индикаторы, осцилляторы, характеристические индикаторы
- 49. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и некачественные товары
- 50. Характеристика и классификация управленческих решений. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 51. Методы управления рисками
- 52. Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
- 53. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 54. Классификация финансовых рисков
- 55. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 56. Управление каналами распределения товаров
- 57. Валютный рынок: спот-рынок, форвардный рынок
- 58. Модель is-lm
- 59. Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса
- 60. Модель Дюпона
- 61. Модель Манделла-Флеминга (плавающий и фиксированный курс): доход - обменный курс, доход - ставка процента
- 62. Алгоритм процесса принятия управленческого решения
- 63. Анализ ликвидности баланса предприятия
- 64. Модель is-lм-вр. Влияние монетарной и фискальной политики на условия равновесия в модели is-lм-вр при фиксированном курсе
- 65. Логистическая система управления запасами
- 65.1. Условия равновесия в модели is-lм-вр при плавающем курсе. Анализ влияния монетарной политики на условия равновесия в модели is-lm-вр при плавающем курсе
- 66. Процедуры антикризисного управления
- 67. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 1. Чистая конкуренция:
- 2. Монополистическая конкуренция:
- 3. Олигополистическая конкуренция:
- 4. Чистая монополия:
- 66.1. Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр
- 67.1. Организация разработки управленческого решения
- 68. Аудиторские доказательства: понятие, виды, методы получения
- 69. Модель экономического роста Солоу. Уровень капиталовооруженности и «золотое правило»
- Основные недостатки модели связаны с экзогенностью научно-технического прогресса и нормы сбережений. Кроме того, использование функции Кобба-Дугласа также ограничивает модель.
- 70. Организация выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения
- 71. Методы определения базовой цены
- Методы определения базовых цен
- 72. Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства
- 73. Особенности инновационного менеджмента и рынка объектов интеллектуальной собственности
- 75. Краткосрочная модель is-lм-вр. Высокая, низкая и идеальная мобильность капитала
- 76. Понятие и сущность организации. Жизненный цикл организации
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 77. Анализ безубыточности. Критический объем производства
- 78. Современные теории потребления (Модильяни, Фишер, Фридмен)
- 79. Оценка эффективности организации. Основные подходы к оценке организационной эффективности
- 80. Паритет ставки процента. Графический анализ
- 81. Цикличность экономического развития. Виды циклов
- 83. Валютные свопы. Техника фиксирования валютной прибыли
- 84. Рынок: сущность, функции, виды
- 85. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 86. Показатели деловой активности предприятия
- 87. Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 88. Принципы управленческого учета
- 89. Американская концепция эффекта финансового рычага
- 90. Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Экономическая прибыль
- 91. Методы исследования систем управления
- 92. Западноевропейская концепции эффекта финансового рычага
- 93. Монополия и рыночная власть, ее измерение. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках
- 94. Управление деловой карьерой персонала
- 95. Управление банковскими рисками: классификация и методы снижения
- 96. Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 97. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 98. Измерение риска. Классификация корпоративных информационных систем
- 97.1. Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
- 98.1. Функция мотивации. Сравнительный анализ различных теорий мотивации
- 99. Методы анализа инвестиционных проектов
- 100. Производственный выбор в краткосрочном и долгосрочном периодах. Совокупный, средний, предельный продукт переменного фактора. Эффект масштаба производства
- 101. Функции маркетинга на предприятии
- 102. Управление дебиторской задолженностью предприятия
- 103. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег
- 104. Конкурентоспособность товара
- 105. Классификация финансовых рисков
- 106. БюджетныЙ дефицит, способы его финансирования. Управление государственным Долгом
- 108. Бизнес-план и структура. Информация, необходимая для составления бизнес-плана, и порядок его разработки
- 109. Внутренний государственный долг: традиционный подход и точка зрения р. Барро
- 110. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 111. Информационная база финансового анализа
- 112. Факторы, влияющие на счет движения капитала и на чистый экспорт
- 113. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 114. Анализ качества прибыли
- 115. Основные этапы развития экономических знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия
- 116. Логистическая система управления запасами
- 117. Управление денежными средствами на предприятии. Модель в. Баумоля
- 118. Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза - Стиглица
- 119. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 120. Биржевая торговля: формы организации, правила биржевой торговли, процедура листинга и делистинга, биржевые индексы