112. Факторы, влияющие на счет движения капитала и на чистый экспорт
Факторы, влияющие на чистый экспорт. Согласно модели IS-LМ формула чистого экспорта имеет вид: Хn = Ех (R) – Im (Y)
что означает, что экспорт:
- отрицательно зависит от ставки процента (R),
- не зависит от уровня дохода данной страны (Y) (т.е. это величина автономная, поскольку она зависит от уровня дохода в других странах, а не от отечественного уровня дохода).
Изменение ставки процента влияет на величину экспорта через валютный курс. Рост ставки процента в стране означает, что ее финансовые активы (например, облигации) становятся более доходными (т.е. по ним выплачивается более высокий процентный доход). Иностранцы, желая купить ценные бумаги данной страны (по которым они получат более высокий процентный доход, чем по ценным бумагам у себя в стране), увеличивают спрос на ее национальную валюту, что ведет к росту валютного курса национальной денежной единицы. Рост валютного курса делает экспорт данной страны более дорогим для иностранцев, поскольку иностранцы должны обменять большее количество своей валюты, чтобы получить прежнее количество единиц валюты данной страны и соответственно купить то же, как раньше количество товаров. Следовательно, рост ставки процента означает рост валютного курса и сокращение экспорта.
Импорт не является автономной величиной, поскольку он:
- положительно зависит от уровня дохода в стране (Y)
кроме того, импорт:
- положительно зависит от ставки процента (R) и, следовательно, поскольку зависимость между ставкой процента и валютным курсом прямая:
- положительно зависит от валютного курса (чем выше валютный курс национальной денежной единицы, тем больше единиц иностранной валюты граждане данной страны могут получить в обмен на 1 единицу своей валюты и, следовательно, тем больше импортных товаров они могут купить, т.е. импортные товары становятся для граждан страны относительно более дешевыми – на то же количество единиц своей валюты они получают больше единиц иностранной валюты, чем раньше и поэтому могут купить большее количество импортных товаров, чем раньше).
Кроме внутренних факторов (величины внутреннего дохода Y и валютного курса е) на чистый экспорт (его взлеты и падения) влияет также внешний фактор – величина дохода в других странах. Чем она выше, т.е. чем богаче другие страны, тем больший спрос на товары данной страны они предъявляют, т.е. тем экспорт выше, а, следовательно, больше чистый экспорт.
Поэтому формула чистого экспорта может быть записана как:
Хn = Хn (Y, YF, е)
На чистый экспорт оказывают влияние 2 эффекта:
1) эффект дохода
Поскольку величина дохода данной страны оказывает влияние на импорт, то формула чистого экспорта может быть записана как: Хn = Хn – mpm Y, где Хn – автономный чистый экспорт (разница между экспортом и автономным импортом), т.е. который не зависит от дохода внутри страны, mpm – предельная склонность к импорту, показывающая, на сколько увеличится (сократится) импорт при росте (сокращении) дохода на единицу, т.е. mpm = ΔIm/ΔY, Y – величина совокупного дохода внутри страны. Когда Y растет (например, при циклическом подъема), то Хn сокращается, поскольку увеличивается импорт, т.е. спрос на импортные товары. Когда Y падает (например, при циклическом спаде), Хn растет, так как импорт уменьшается.
2) эффект валютного курса
Изменение валютного курса оказывает воздействие на экспорт и автономный импорт. Если национальная валюта дорожает, т.е. растет ее стоимость по отношению к другим валютам, то экспорт сокращается, а импорт увеличивается. И наоборот.
При рассмотрении факторов, воздействующих на чистый экспорт, важно различать номинальный и реальный валютный курс.
Номинальный и реальный валютный курс. Все наши предыдущие рассуждения касались номинального валютного курса. Номинальный валютный курс – это цена национальной денежной единицы, выраженная в определенном количестве единиц иностранной валюты, т.е. это соотношение цен двух валют, относительная цена валют двух стран. Номинальный валютный курс устанавливается на валютном рынке, который состоит из банковских служащих по всему миру, продающих и покупающих иностранную валюту по телефону. Когда спрос на валюту страны повышается по отношению к ее предложению, эти банковские служащие поднимают цену, и валюта дорожает. И наоборот. Если иностранцы хотят купить товары данной страны, то спрос на ее национальную валюту повышается, и эти банковские служащие предоставляют ее в обмен на валюты других стран, поэтому курс валюты повышается (и наоборот).
Для того, чтобы получить реальный валютный курс, как для получения любой реальной величины (реального ВВП, реальной заработной платы, реальной ставки процента), необходимо «очистить» соответствующую номинальную величину от воздействия на нее изменения уровня цен, т.е. от влияния инфляции.
Поэтому реальный валютный курс – это номинальный валютный курс с поправкой на соотношение уровней цен в данной стране и в других странах (странах - торговых партнерах), т.е. это относительная цена единицы товаров и услуг, произведенных в двух странах: ε = е х Р/РF, где ε - реальный валютный курс, е – номинальный валютный курс, Р – уровень цен внутри страны, РF – уровень цен за рубежом.
Процентное изменение реального валютного курса (темп изменения) может быть рассчитано по формуле: Δε = Δе (%) + (π - πF), где Δε процентное изменение реального валютного курса, Δе – процентное изменение номинального валютного курса, π - темп инфляции в стране, πF – темп инфляции за рубежом. Таким образом, реальный валютный курс – это номинальный валютный курс с поправкой на соотношение темпов инфляции в двух странах.
Реальный валютный курс εиначе называется условиями торговли, так как он определяет конкурентоспособность товаров данной страны в международной торговле. Чем реальный обменный курс ниже (т.е. чем ниже номинальный обменный курс, ниже уровень инфляции в данной стране и выше уровень инфляции за рубежом), тем условия торговли лучше.
Очевидно, что чистый экспорт определяется не величиной номинального валютного курса, а величиной реального валютного курса, т.е. условиями торговли, поэтому формула чистого экспорта: Хn = Хn – mpm Y – ηε, где η – параметр, показывающий на сколько изменяется чистый экспорт при изменении реального валютного курса на единицу и характеризующий чувствительность чистого экспорта к изменению реального валютного курса, т.е. ΔXn/Δ.
Конкурентоспособность товаров данной страны повышается, т.е. спрос на товары данной страны будет больше и, следовательно, чистый экспорт выше, если:
- данная страна начинает производить новые товары
- товары данной страны более качественные
- уровень инфляции в данной стране ниже
- уровень инфляции за рубежом выше
Следовательно, функция чистого экспорта: Хn = Хn (Y, YF, ε)
Факторы, влияющие на движение капитала. Поскольку движение капитала между странами происходит в результате покупки и продажи финансовых активов странами друг у друга, то они также оказывают влияние на валютный курс. Если спрос на ценные бумаги данной страны велик, то спрос на национальную валюту растет, и валютный курс повышается. Спрос на ценные бумаги определяется их доходностью, т.е. ставкой процента. Чем выше ставка процента (т.е. чем выше процентный доход по ценным бумагам) в стране, тем более привлекательными для инвесторов становятся ее финансовые активы. Инвестору безразлично, в какой стране покупать финансовые активы, вкладывать капитал внутри страны или в других странах. Главным мотивом при покупке ценных бумаг для инвестора является их доходность. Таким образом, основным фактором, определяющим спрос на финансовые активы, является разница в уровнях доходности ценных бумаг в данной стране и в других странах, т.е. разность между величиной ставки процента в данной стране (R) и величиной ставки процента за рубежом (RF), которая называется дифференциалом процентных ставок. Поэтому формула потоков капитала имеет вид: CF = CF + с (R – RF), где CF – автономные потоки капитала, R – ставка процента в данной стране, RF – ставка процента за рубежом, с – чувствительность изменения величины потока капитала к изменению разницы между внутренней ставкой процента и ставкой процента за рубежом, т.е. к изменению дифференциала процентных ставок.
Итак, поскольку при режиме плавающих валютных курсов формула платежного баланса: ВР = Хn + CF = 0, то с учетом факторов, влияющих на чистый экспорт (баланс счета текущих операций) и на потоки капитала (баланс счета движения капитала), получим:
ВР=Ех–Im–mpm Y+CF+с (R–RF)=0
- 1. Измерение объема национального производства по доходам и расходам. Внп, чнп, ввп, нд
- 5. Чистый национальный продукт (чнп).
- 2. Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов
- 3. Инвестиционный проект и его жизненный цикл
- 4. Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости. Супермультипликатор
- 5. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 6. Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага
- 7. Рынок олигополии. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно
- 8. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 9. Факторный анализ рентабельности. Показатели рентабельности
- Рентабельность активов. Важнейшим показателем здесь является рентабельность активов (иначе — рентабельность имущества). Этот показатель может быть определен по следующей формуле:
- Рентабельность продукции. Рентабельность продукции (рентабельность производственной деятельности) может быть выражена формулой:
- Рентабельность продаж. Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Этот показатель определяется по такой формуле:
- 10. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 11. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 12. Принципы и этапы проведения аудиторской проверки
- 1. Оценка потребностей клиента, формирование групп по проведению аудита и определение ее задания
- 2. Совещание по планированию проекта аудиторской проверки
- 3. Получение представления о конъюнктуре рынка, деловой среде и т.Д.
- 4. Оценка существенных процедур внутреннего контроля
- 5. Оценка риска
- 6. Существенные и общие аудиторские процедуры
- 7. Создание сводного отчета по аудиту (проведение анализа достоинств и недостатков экономического субъекта, возможностей и рисков)
- 8. Проведение заключительного совещания
- 9. Оценка результатов работы и разработка плана усовершенствований
- 13. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность
- 14. Основные виды стратегий развития предприятия
- 15. Оценка стоимости бизнеса: доходный метод
- 16. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филлипса. Регулирование рынка труда
- 17. Государственная политика в области внешней торговли
- 18. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг
- 19. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- 20. Стратегический анализ: цели и принципы
- 21. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 22. Экономические концепции институционализма. Неоинституционализм
- 23. Функция организации: разделение труда и департаментализация, координация
- 24. Оценка финансовой устойчивости предприятия
- 25. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Налоговый мультипликатор
- 26. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 27. Оценка стоимости бизнеса: основные методы
- 28. Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена-потребление». Кривые Энгеля
- 29. Функция контроля: правила и принципы, процесс осуществления. Основные классификации контроля
- 30. Графический анализ рынка ценных бумаг: линии поддержки и сопротивления, квалификаторы прорыва, метод медианы Эндрюса, фигуры цен
- 31. Производственная функция, ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора
- 32. Себестоимость продукции. Классификация и учёт затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing
- 33. Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классификация кредитных операций. Лизинг. Факторинг
- 34. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем
- 35. Основные виды организационных структур
- 36. Стоимость и целевая структура капитала компании
- 37. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и изменений цен на бюджетные возможности потребителя. Рациональный потребительский выбор. Угловое решение задачи потребительского выбора
- 38. Основные виды стратегий развития предприятия
- 39. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков
- 41. Портфельный анализ. Матрица Бостонской консалтинговой группы
- 42. Налоговая система Российской Федерации. Виды налогов
- 43. Рентные отрасли. Причины, условия возникновения и источники ренты. Цена земли
- 44. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка
- 45. Метод camp и линия sml
- 46. Ценовая эластичность предложения. Долговременная и кратковременная эластичность предложения
- 47. Принципы и сущность антикризисного управления организацией
- 48. Инструменты технического анализа: трендоследящие индикаторы, осцилляторы, характеристические индикаторы
- 49. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и некачественные товары
- 50. Характеристика и классификация управленческих решений. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 51. Методы управления рисками
- 52. Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
- 53. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 54. Классификация финансовых рисков
- 55. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 56. Управление каналами распределения товаров
- 57. Валютный рынок: спот-рынок, форвардный рынок
- 58. Модель is-lm
- 59. Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса
- 60. Модель Дюпона
- 61. Модель Манделла-Флеминга (плавающий и фиксированный курс): доход - обменный курс, доход - ставка процента
- 62. Алгоритм процесса принятия управленческого решения
- 63. Анализ ликвидности баланса предприятия
- 64. Модель is-lм-вр. Влияние монетарной и фискальной политики на условия равновесия в модели is-lм-вр при фиксированном курсе
- 65. Логистическая система управления запасами
- 65.1. Условия равновесия в модели is-lм-вр при плавающем курсе. Анализ влияния монетарной политики на условия равновесия в модели is-lm-вр при плавающем курсе
- 66. Процедуры антикризисного управления
- 67. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 1. Чистая конкуренция:
- 2. Монополистическая конкуренция:
- 3. Олигополистическая конкуренция:
- 4. Чистая монополия:
- 66.1. Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр
- 67.1. Организация разработки управленческого решения
- 68. Аудиторские доказательства: понятие, виды, методы получения
- 69. Модель экономического роста Солоу. Уровень капиталовооруженности и «золотое правило»
- Основные недостатки модели связаны с экзогенностью научно-технического прогресса и нормы сбережений. Кроме того, использование функции Кобба-Дугласа также ограничивает модель.
- 70. Организация выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения
- 71. Методы определения базовой цены
- Методы определения базовых цен
- 72. Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства
- 73. Особенности инновационного менеджмента и рынка объектов интеллектуальной собственности
- 75. Краткосрочная модель is-lм-вр. Высокая, низкая и идеальная мобильность капитала
- 76. Понятие и сущность организации. Жизненный цикл организации
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 77. Анализ безубыточности. Критический объем производства
- 78. Современные теории потребления (Модильяни, Фишер, Фридмен)
- 79. Оценка эффективности организации. Основные подходы к оценке организационной эффективности
- 80. Паритет ставки процента. Графический анализ
- 81. Цикличность экономического развития. Виды циклов
- 83. Валютные свопы. Техника фиксирования валютной прибыли
- 84. Рынок: сущность, функции, виды
- 85. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 86. Показатели деловой активности предприятия
- 87. Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 88. Принципы управленческого учета
- 89. Американская концепция эффекта финансового рычага
- 90. Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Экономическая прибыль
- 91. Методы исследования систем управления
- 92. Западноевропейская концепции эффекта финансового рычага
- 93. Монополия и рыночная власть, ее измерение. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках
- 94. Управление деловой карьерой персонала
- 95. Управление банковскими рисками: классификация и методы снижения
- 96. Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 97. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 98. Измерение риска. Классификация корпоративных информационных систем
- 97.1. Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
- 98.1. Функция мотивации. Сравнительный анализ различных теорий мотивации
- 99. Методы анализа инвестиционных проектов
- 100. Производственный выбор в краткосрочном и долгосрочном периодах. Совокупный, средний, предельный продукт переменного фактора. Эффект масштаба производства
- 101. Функции маркетинга на предприятии
- 102. Управление дебиторской задолженностью предприятия
- 103. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег
- 104. Конкурентоспособность товара
- 105. Классификация финансовых рисков
- 106. БюджетныЙ дефицит, способы его финансирования. Управление государственным Долгом
- 108. Бизнес-план и структура. Информация, необходимая для составления бизнес-плана, и порядок его разработки
- 109. Внутренний государственный долг: традиционный подход и точка зрения р. Барро
- 110. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 111. Информационная база финансового анализа
- 112. Факторы, влияющие на счет движения капитала и на чистый экспорт
- 113. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 114. Анализ качества прибыли
- 115. Основные этапы развития экономических знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия
- 116. Логистическая система управления запасами
- 117. Управление денежными средствами на предприятии. Модель в. Баумоля
- 118. Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза - Стиглица
- 119. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 120. Биржевая торговля: формы организации, правила биржевой торговли, процедура листинга и делистинга, биржевые индексы