logo
Ответы на вопросы на гос

79. Оценка эффективности организации. Основные подходы к оценке организационной эффективности

Рассмотрим различные подходы к оценке эффективности, проанализируем их достоинства и недостатки и сформулируем такой взгляд на эффективность, который в наибольшей степени соответствует современному этапу экономического развития.

Целевой подход к оценке эффективности

Это наиболее известный и наиболее широко применяемый метод. Эффективность в соответствии с целевым подходом это степень выполнения поставленных задач объединенными усилиями персонала организации. Подход предполагает наличие строго сформулированных целей и количественных методов измерения степени их выполнения.

Несмотря на привлекательность и внешнюю простоту метода, его применение не всегда возможно:

1. Не всегда можно измерить степень достижения целей.

2. У организации может быть несколько целей, а достижение одной из них препятствует достижению другой.

3. Само существование у организации набора «официальных» целей, на достижение которых направлены усилия всего персонала, зачастую является спорным.

Одними из наиболее часто используемых показателей эффективности при применении целевого подхода являются финансовые показатели (прибыльность, финансовая устойчивость, и т.п.)

Системный подход

Суть данного подхода заключается в следующем:

Все организации получают ресурсы из более крупной системы, и, в свою очередь, производят товары и услуги для этой системы. Поскольку любая организация - часть более глобальной системы, она должна выполнять её требования. При этом речь идет не только о требованиях к качеству и количеству товаров и услуг. Организации обязаны также удовлетворять требованиям чистоты окружающей среды, внутренней стабильности глобальных систем, глобальной политической стабильности.

Системный подход делает акцент на двух важных соображениях:

1. Выживание организации зависит от её способности адаптироваться к требованиям среды;

2. Для удовлетворения этих требований в центре внимания руководства должен находиться полный цикл «вход – процесс – выход».

Критерии эффективности организаций должны отражать каждое из этих соображений. Поскольку требования глобальных систем зачастую находятся вне сферы непосредственной деятельности организации, системный подход объясняет, почему ресурсы должны использоваться для деятельности, которая далеко не всегда связана с целями организации.

Подход подчеркивает важность поддержания баланса между различными элементами внешней системы, в состав которой входит организация.

Многопараметрический подход к эффективности

Этот подход предполагает удовлетворение всех тех людей и их групп, которые прямо или косвенно участвуют в деятельности организаций (персонал, поставщики, потребители, акционеры, инвесторы, государство). Данный подход акцентирует внимание на относительной важности различных групповых и индивидуальных интересов в организации, тогда как целевой отдает предпочтение достижению собственных целей.

Каждая из перечисленных групп людей предполагает, что организация будет функционировать таким образом, что они будут получать выгоду. Такие ожидания могут быть как совместимыми, так и несовместимыми.

Как следствие, существует столько же различных оценок эффективности, сколько людей выносит суждение на этот счет. Каким же образом можно достичь эффективности в этом случае? Один из ответов на данный вопрос состоит вот в чем: каждый клиент (человек или группа людей) контролирует ресурсы, имеющие ценность для организации. В каждый момент эти ресурсы имеют большую или меньшую важность, а организация является эффективной в той степени, в какой она удовлетворяет интересы групп, которые контролируют наиболее важные ресурсы.

Поскольку речь при оценке эффективности идет о важности тех или иных ресурсов, выводы о важности могут быть сделаны только на основе субъективной системы ценностей. Для одних менеджеров наиболее важным приоритетом является социальная ответственность, для других требование социальной ответственности не является приоритетным.

Круг конкурирующих ценностей, которые должны принимать во внимание менеджеры: жесткий контроль или гибкость; внутренние или внешние факторы.

Менеджер, который ценит жесткий контроль и концентрирует внимание на внутренней среде организации, будет стремиться к стабильности и целостности организации. Если он ценит контроль и основное внимание уделяет внешней среде – стремится к обеспечению производительности и эффективному использованию ресурсов. Предпочитающие гибкость и внутреннюю среду стремятся к удовлетворению и развитию работников. Менеджер, который ценит гибкость и уделяет основное внимание внешней среде, стремится к развитию конкурентоспособности.

Временной подход к оценке организационной эффективности

Это развитие системного подхода, в который введен параметр времени. При этом рассматриваются долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный аспекты эффективности.

Выживание представляет собой долгосрочную меру организационной эффективности. Выживание требует адаптации и прогнозирования.

В среднесрочной перспективе критериями эффективности являются конкурентоспособность и способность к развитию.

Основными критериями краткосрочной эффективности обычно считают продуктивность, качество, коэффициенты полезного действия (эффективность), гибкость и удовлетворенность.

Критерии краткосрочной эффективности:

1. Продуктивность – способность организации обеспечивать необходимое количество и качество продукции в соответствии с требованиями внешней среды (объем продаж, рыночная доля).

2. Качество – удовлетворение запросов покупателей и клиентов (оценки должны быть даны потребителями).

3. КПД или эффективность это отношение выходов к входам в полном цикле «вход – процесс - выход», хотя часто используют лишь первые две составляющих этого цикла (стоимость единицы продукции; прибыль на единицу затрат и т.д.);

4. Гибкость – означает способность перераспределять ресурсы с одного вида деятельности на другой для выпуска новых продуктов, учитывая мнение потребителей. Важнейшей составляющей гибкости является гибкая, оперативно перестраиваемая производственная технология. Различают гибкость реакции на изменение запросов потребителя; гибкость поведения в межличностных и межгрупповых отношениях; гибкость планирования, организации, контроля и управления с учетом первых двух изменений.

5. Удовлетворенность – означает, что работники чувствуют себя комфортно на работе и удовлетворены своей ролью в организации.

Критерии краткосрочной эффективности взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Среднесрочные критерии:

1. Конкурентоспособность характеризует положение организации в отрасли.

2. Способность к развитию - это способность к инвестированию средств таким образом, чтобы удовлетворять будущий спрос внешней среды.

Долгосрочные критерии:

В долгосрочной перспективе организации стремятся к выживанию. Им это удается, если они умеют заблаговременно распознавать грозящую им опасность и своевременно принимать соответствующие меры.

Оценка эффективности на основе анализа сфер активности организации

Данный подход представляет собой своеобразный гибрид системного, многопараметрического и временного подходов к оценке эффективности.

В соответствии с данным подходом, под эффективностью организаций понимают их способность к постоянно высоким достижениям в удовлетворении изменяющихся потребностей всех сторон, так или иначе связанных с деятельностью организации. Такая способность, в свою очередь, зависит от наличия у организации ряда качеств, которые будут рассмотрены ниже.

Любая организация, независимо от сферы её деятельности и организационной формы, будь то религиозная, общественная, коммерческая государственная либо частная имеет следующие основные сферы активности:

1. Сфера идеологии, определяющая, для чего фирма существует, каковы ее миссия, цели и ценности. В организации существуют и систематически функционируют структуры и процедуры участия персонала в обсуждении и коррекции миссии, целей и организационных ценностей.

2. Сфера внутренней активности, характеризующая действия в области управления ресурсами. Эффективность работы в этой сфере определяется способностью фирмы приумножать свои ресурсы, а не расходовать их без пользы для организации. Частными показателями эффективности этой сферы являются себестоимость, прибыльность, рентабельность, финансовая устойчивость и т.п.

3. Сфера внешней активности. Эффективность работы в этой сфере определяется тем, насколько успешно удовлетворяются потребности потребителей, - в какой степени потребители удовлетворены продукцией фирмы, условиями её приобретения, сервисным обслуживанием; каков уровень конкурентоспособности фирмы; в какой степени удовлетворяются интересы партнёров по бизнесу и выполняется собственная миссия.

4. Сфера работы с персоналом, характеризующая усилия фирмы по развитию способностей персонала и созданию условий и стимулов для реализации этих способностей в процессе достижения целей организации.

5. Сфера управления, характеризующая чувствительность организации к слабым предупреждающим сигналам, свидетельствующим о необходимости перемен.

6. Сфера лидерства, определяющая, в какой степени лидер обладает навыками стратегического лидерства и развивает их. Способность к стратегическому лидерству определяется наличием у руководства фирмы следующих качеств:

- способность к видению, то есть способность к чувственному воссозданию целостного образа среды функционирования, а также идеального (целевого) состояния своей организации, по неполной, фрагментарной и не абсолютно достоверной информации;

- способность убедить коллектив в привлекательности целевого состояния и способа его достижения;

- способность к разработке планов осуществления необходимых преобразований и мотивации персонала на их выполнение;

- содействие развитию навыков распределённого лидерства.

Частными критериями эффективности, следовательно, могут быть степень развитости каждой из сфер активности (внешняя эффективность; внутренняя эффективность; эффективность в работе с персоналом; степень развитости идеологии; эффективность лидерства; эффективность менеджмента. Это, по сути, несколько расширенный перечень критериев, предлагаемых многопараметрическим и временным подходами к оценке эффективности).

Таким образом, эффективность организаций – это способность к постоянно высоким достижениям в удовлетворении потребностей всех групп людей, связанных с их деятельностью, в изменчивой, динамичной, среде.