logo
Ответы на вопросы на гос

52. Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменениям в основных факторах (цены данного товара, цены других товаров, доходов потребителей и т.д.), определяющих спрос. Эластичность спроса по цене — показатель чувствительности объема спроса к изменению его цены. Он определяется как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены:

EDp = Процент изменения Q / Процент изменения Р,

где EDp — коэффициент эластичности по цене;  Q — количество товара, на которое предъявлен спрос;  Р — рыночная цена товара.

Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%.

Выделяют три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:

  1. неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на 1%, на каждый 1% снижения его цены. Если спрос характеризуется абсолютной неэластичностью, то говорят о нулевой эластичности;

  2. увеличение приобретаемого товара больше, чем на 1%, на каждый 1% снижения его цены означает сильную реакцию и характеризуется понятием эластичного спроса;

  3. приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствие снижения его цены в 2 раза — означает единичную эластичность спроса.

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность определяется значением тангенса угла касательной с горизонтальной осью (рис. 1).

EDp = | ∆Q/Q| / (∆P/P) = - (∆Q/∆P) × (P/Q).

Дуговая эластичность — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2:

EDp =- (∆Q/∆P) × (P/Q) = - (Q2 - Q1 )/(P2 - P1) ×[0,5(P2 + P1)/0,5(Q2 + Q1)] = - (Q2 - Q1 )/(P2 - P1) × [(P2 + P1)/(Q2 + Q1)].

Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 (в точке D1) до ∞ (в точке D2) (рис. 2).

Факторы ценовой эластичности спроса:

  1. наличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот;

  2. универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него;

  3. фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения;

  4. доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос;

  5. уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна;

  6. консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми;

7.      «неоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. п.);

8.    предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.