logo
Ответы на вопросы на гос

13. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность

Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);

б) свободный вход на рынок и выход с него.(отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);

в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Кривая спроса, с которым сталкивается на рынке монополистический конкурент, очень эластична, хотя и не является совершенно эластичной, как у конкурентной фирмы. В этом проявляется незначительный контроль над ценой.

Чем меньше продавцов в отрасли и чем больше дифференциация продукта, тем круче кривая спроса и тем меньше сходства с чистой конкуренцией.

В краткосрочном периоде монополистический конкурент может получать экономическую прибыль, что приведет в долгосрочном периоде к вступлению в отрасль новых фирм (легкое вхождение в отрасль).

Новые фирмы могут оттянуть часть рыночного спроса на себя, что приведет к тому, что кривая спроса отдельной фирмы сместится влево и станет более эластичной. Это означает, что в долгосрочном периоде фирма не получает экономической прибыли.

В этом проявляется сходство в поведении конкурентных фирм и фирм - монополистических конкурентов. В то же время между ними есть серьезное различие, которое заключается в следующем: в условиях монополистической конкуренции средние издержки не находятся на минимальном уровне.

Из этого следует, что при монополистической конкуренции ресурсы используются менее эффективно, чем в условиях чистой конкуренции. Это с одной стороны. С другой стороны, более низкая эффективность использования ресурсов выступает своеобразной «платой за дифференциацию», с которой общество мирится, получая взамен возможность удовлетворять свои разнообразные потребности при помощи более широкого ассортимента товаров и услуг.

Существуют факторы, которые дают возможность некоторым монополистическим конкурентам получать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде: исключительное местоположение; собственность на патент; постоянная работа над дифференциацией продукта.

Кроме того, монополистические конкуренты вынуждены вести постоянную рекламно-пропагандистскую деятельность в поисках своей ниши рынка.

Монополистическая конкуренция и эффективность. Самая высокая эффективность использования ресурсов и производственная эффективность обеспечиваются тогда, когда равновесие производителя достигается при равенстве цены, предельных и минимальных средних издержек:

Р = МС = АТС min.

Иначе говоря, эффективность гарантирует потребителям получения самого большого объема продукции по наиболее низким ценам, которые вообще возможны при существующей технологии и затратах производства. Попробуем по этому критерию оценить эффективность монополистической конкуренции.

При монополистической конкуренции равновесие производителя никогда не может быть достигнуто при равенстве цены предельным издержкам. Ведь равновесие наступает в точке пересечения кривой предельных издержек с кривой предельного дохода, то есть когда МС =MR. Поскольку же цена всегда больше предельного дохода, то и в точке равновесия она будет больше предельных издержек. Для равновесия фирмы в условиях монополистической конкуренции справедливо такое неравенство:

Р > MC.

Это означает, что элемент монополизма, что присущей монополистической конкуренции, всегда вызывает некоторое недоиспользование ресурсов для производства товаров. Если цены на какой-то товар превышают предельные издержки на его получение, это свидетельствует о том, что общество оценивает дополнительные единицы этого товара выше, чем альтернативные товары, которые можно было бы произвести при тех же издержках. Поэтому можно считать, что монополистическая конкуренция не обеспечивает оптимального распределения и использования ресурсов. Наоборот, наблюдения дают массу примеров недоиспользования производственных мощностей фирмами, ориентированными на монополистическую конкуренцию. Скажем, многие из рядовых граждан испытывают удивление, когда неподалеку от одной бензоколонки открывается новая, хотя и на первой клиентов немного. Именно превышение цены над предельными издержками позволяет обоим производителям получать экономическую прибыль при условии недогрузки мощностей.

Монополистическая конкуренция не способна обеспечить самую высокую производственную эффективность, то есть равенство цен минимальным средним издержек. Ведь пересечение кривых предельных и средних издержек приходится на точку минимума последних. Для достижения максимальной производственной эффективности необходимо, чтобы через эту точку синхронно прошли кривые спроса и предельного дохода. Поскольку они не совпадают, то достижение самой высокой эффективности для монополистической конкуренции принципиально невозможное. Наоборот, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах цена выше за минимальных средних издержек:

Р > ATC min.

Поэтому потребители всегда вынуждены платить на рынке монополистической конкуренции за единицу продукции больше, чем это могло бы быть на конкурентном рынке.

Таким образом, недогрузка мощности предприятий и завышенные цены - вот плата общества за монополистическую конкуренцию. Однако даже это весьма критическое замечание не дает достаточно оснований для однозначно отрицательной оценки монополистической конкуренции. Дело в том, что ориентация на монополистическую конкуренцию постоянно нацеливает фирму на поиск вариантов выделения своего продукта среди аналогичных товаров отрасли, наиболее полно учитывая при этом разнообразие потребностей потребителей. Поэтому анализ рынка монополистической конкуренции будет не полным без рассмотрения неценовой конкуренции, побуждающей фирму к поиску новых вариантов удовлетворения потребностей потребителей.