logo
Ответы на вопросы на гос

72. Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства

Под инфляцией понимают следующие явления, происходящие в экономике: чрезмерное увеличение находящихся в обращении бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров и услуг; снижение покупательной способности денег (их обесценивание); общее длительное повышение цен.

Формы инфляции. Инфляция проявляется в двух основных формах.

Открытая (свободная) инфляция — характеризуется ростом общего уровня цен. Обычно данные по открытой инфляции приводят различные статистические источники; на эту инфляцию ориентируются экономические агенты в своих прогнозах. Данная форма инфляции бывает двух видов:

а) инфляция спроса. Она возникает там, где производство не может ответить на избыточный совокупный спрос увеличением объема производства, поскольку все имеющиеся ресурсы использованы в экономике. Инфляция спроса влияет на объем ВНП и занятость. Эту взаимосвязь отражает кривая Филлипса, иллюстрирующая соотношение между годовыми темпами роста безработицы, инфляции, заработной платы

Чтобы обеспечить рост ВНП при полной занятости, необходимо обеспечить высокий совокупный спрос, который приводит к росту цен на товары и услуги, к инфляции. Для смягчения инфляции совокупный спрос должен быть уменьшен до уровня, при котором темпы прироста ВНП будут невысокими и появится безработица. Экономика, таким образом, стоит перед выбором: либо высокий экономический рост и инфляция, либо снижение темпов экономического роста и безработица. Правительство должно выбрать определенную комбинацию уровней инфляции и безработицы для краткосрочного отрезка времени посредством набора определенных экономических стабилизаторов. Инфляция спроса создает также самовоспроизводящийся механизм адаптивных инфляционных ожиданий.

В развитой рыночной экономике потребитель при росте цен отказывается от текущего потребления и переходит к сбережению. В странах с недостаточно развитым рыночным механизмом потребитель увеличивает текущее потребление, в том числе и за счет сбережений, что подталкивает цены вверх. Правительство поэтому должно срочно принимать определенные действия для гашения этого механизма;

б) инфляция издержек (предложения). При открытой инфляции происходит рост цен на факторы производства, что повышает издержки на единицу продукции. В результате фирмы уменьшают предложение товаров, что, в свою очередь, увеличивает цену. В условиях открытой инфляции рост цен перекладывается на потребителя, который получает компенсацию в виде денежных выплат. Однако это вызывает виток инфляции издержек.

В условиях открытой инфляции возможно достичь состояния сбалансированного рынка и оптимальных условий функционирования рыночной экономики, что создает предпосылки для нормальной реализации товаров и услуг, обеспечивает заинтересованность в улучшении качества товаров и обслуживания. В то же время негативную сторону открытой инфляции представляет рост цен, что отрицательно влияет на уровень жизни народа, усиливает социальную дифференциацию в обществе. При небольших темпах инфляции ее позитивные стороны превалируют над недостатками, а потому свободная инфляция зачастую оказывается более предпочтительной по сравнению с ее подавленной формой. Однако при высоких темпах инфляции открытая форма представляет весьма существенные неудобства для общества, а при определенных условиях может оказаться и неприемлемой для него.

Подавленная инфляция  может быть, если государство в лице органов управления и регулирования экономики принимает административные меры по снижению темпов роста цен или их замораживанию. Основными проявлениями подавленной инфляции являются не повышение цен, а хронический дефицит товаров и услуг, рост вынужденных денежных сбережений. Иначе говоря, обесценение денег происходит в закамуфлированном виде. Таким образом, подавленная инфляция вызывается «поломкой» сигнальной системы цеп, которая определяет движение инвестиций между отраслями экономики. Происходит разрыв между административной ценой и ценой равновесия, что ведет к переливу товарных масс из легальной в нелегальную экономику.

В результате в экономике могут возникнуть «дефицитные» ожидания, ажиотажный спрос на товары, независимо от их цены. Подавленная инфляция разрушает рыночные механизмы, а также создает дефицитный тип экономики. Данный вид инфляции имеет и преимущества, и недостатки.

Оба вида инфляции — и открытая, и подавленная — не исключают одна другую. Они могут развиваться параллельно, дополняя друг друга. Органы государственного регулирования экономики могут переводить одну форму инфляции в другую, определять соотношения между ними, добиваясь определенных целей. Например, они могут:

а) угрозой санкций заморозить цены или ограничить их рост при возникновении инфляции; 

б) отказаться от регулирования цен и либерализовать последние; 

в) полностью запретить свободные цены под угрозой уголовного преследования; 

г) распределять часть товаров по регулируемым или строго фиксированным ценам, а другую часть этих же товаров — по более высоким коммерческим или свободным ценам.

Возможны различные варианты сочетаний открытой и подавленной форм инфляции. Государственные органы управления определяют формы инфляции и варианты их сочетаний, руководствуясь государственными интересами, с учетом позитивных и негативных сторон каждой формы инфляции и их различных сочетаний, конкретных условий их применения.

Антиинфляционная политика. Под антиинфляционной политикой обычно понимают комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на борьбу с инфляцией. Антиинфляционная политика предполагает контроль за уровнем цен, а в наиболее острых случаях, особенно в ситуации гиперинфляции, — осуществление мер, направленных на сокращение денежной массы в обращении. Для регулирования инфляции используется два типа политики: политика, основанная на кейнсианских рецептах регулирования рыночной экономики, и политика на основе монетаристской концепции. Кейнсианцы главным рычагом роста экономики считают развитие предложения. Для этого необходимо стимулировать эффективный спрос предпринимателей посредством государственных заказов крупным частным фирмам. Это позволит создать мультипликационный эффект в экономике, приведет к росту производства, падению цен и снижению инфляции. Причем желательно инвестировать и отрасли, не поставляющие товары на рынок: в непроизводственную сферу, а также в военные отрасли. Государство, как считают кейнсианцы, должно допустить бюджетный дефицит в результате роста государственных расходов, в том числе и на организацию общественных работ. Дефицит госбюджета не должен покрываться за счет эмиссии денег (поскольку это даст рост инфляции); он покрывается за счет госзаймов, которые можно погасить после преодоления страной кризиса. Монетаристы считают, что кейнсианские рецепты, досрочно выводя экономику из кризисных процессов, сохраняют старые диспропорции. На них накладываются новые диспропорции, и страна быстро втягивается в инфляцию и кризис.

Недостаточность кейнсианских рецептов состоит в том, что идет быстрое нарастание госдолга, а дефицит госбюджета не позволяет государству нести дополнительные расходы. Наконец, в менее развитых странах экономика не может задействовать мультипликационный эффект. Поэтому, по мнению монетаристов, антиинфляционные меры должны быть связаны с ростом предложения, который не требует дополнительных инвестиций. Для этого государство должно применять следующие меры:

Монетаристы отмечали, что меры, сдерживающие спрос, являются достаточно тяжелыми для населения, поэтому антиинфляционные программы должны дать эффект за короткий срок. В длительном периоде даже низкий уровень занятости не спасает от роста инфляции, которую по нарастающей генерируют монополии-фирмы и профсоюзы (через рост заработной платы и цен), поэтому кривая Филлипса становится вертикальной и не может использоваться для регулирования соотношения инфляции и безработицы. В связи с этим в политике борьбы с инфляцией делается упор на концепцию естественного уровня безработицы, разработанную американским экономистом М. Фридменом, которая провозглашает, что для эффективного развития экономики занятость должна быть оптимальной и соответствовать естественному уровню безработицы (его составляют фрикционная и структурная безработица при отсутствии циклической безработицы). Колебание безработицы происходит вокруг ее естественного уровня. При экономическом подъеме происходит падение безработицы ниже естественного уровня, увеличиваются издержки производства и растут темпы инфляции. Замедление экономического роста повышает уровень безработицы до естественного уровня. Однако инфляция остается инертной, сразу не снижается, поэтому в долгосрочном плане умеренный рост инфляции происходит и при достижении экономикой естественного уровня безработицы. Для снижения инфляции на 1% безработицу в течение года необходимо поддерживать на 2% выше естественного уровня, что по закону О’Кэна даст падение реального ВНП от его потенциального уровня на 4—5% в год. Однако вопрос, можно ли платить безработицей за снижение инфляции, решается неоднозначно. Это зависит в первую очередь от того, сколько лет потребуется экономике для адаптации к экономическим потрясениям, достижения естественного уровня безработицы. Не надо забывать также и о пределах терпимости населения к неурядицам в стране.

Поэтому каждое государство применяет свои методы регулирования соотношения инфляции и безработицы.

При выборе варианта антиинфляционной политики необходимо в первую очередь правильно выявить ее источники. Так, если мы имеем дело преимущественно с инфляцией спроса, основными направлениями антиинфляционной политики будут:

  1. сокращение темпов роста денежной массы за счет осуществления ограничительной кредитно-денежной политики (повышения цены кредита, сокращения выпуска денег и т.п.);

  2. запрет на эмиссионный способ покрытия бюджетного дефицита. Данное направление носит название дефляционной политики. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.

Если речь идет об инфляции предложения, то правительство будет осуществлять:

  1. понижение налоговых ставок в целях создания стимулов для развития производства;

  2. снижение степени монополизации экономики — осуществление активного антимонопольного регулирования;

  3. повышение производительности факторов производства.

При осуществлении антиинфляционной политики важно также принимать во внимание степень инфляционных процессов и их продолжительность.

Если инфляция носит умеренный характер, возможно, что государство не будет склонно принимать сильные антиинфляционные меры. Скорее всего, антиинфляционная политика в такой ситуации будет носить адаптационный характер: правительство постепенно индексирует экономику, привязывая рост цен к росту заработной платы; однако даже при частой индексации доходов она неизбежно отстает от роста цен. Если правительство имеет дело с галопирующей инфляцией, а тем более с гиперинфляцией, мероприятия антиинфляционной политики должны быть более радикальными. Радикальная антиинфляционная политика связана с денежными реформами, которые практически либо аннулируют старые деньги, либо изымают лишние деньги из обращения, либо обменивают старые денежные знаки в определенной пропорции на новые.

При выборе антиинфляционной политики важно принимать во внимание конкретные экономико-политические условия, особенности и традиции данной страны, господствующие психологические установки, степень реализованности социальных преобразований.

Показатели инфляции. Для измерения инфляции используются индексы цен, среди которых основными являются индекс потребительских цен и дефлятор ВВП. Показатель темпа инфляции отражает темпы прироста уровня потребительских цен за исследуемый период, за год и за период в несколько лет. Для измерения темпа инфляции используют следующий показатель: ИТ = (ИПЦ1 – ИПЦ0) / ИПЦ0 , где ИТ — темпы прироста среднего уровня потребительских цен; ИПЦ1 и ИПЦ0 — индексы потребительских цен исследуемого и базового года.

Индекс потребительских цен рассчитывается путем сопоставления стоимости потребительской корзины в исследуемом году со стоимостью той же корзины в базовом году: ИПЦ= W1 / W0, где ИПЦ — индекс потребительских цен; W1 — стоимость корзины потребительских благ в исследуемом году; W0 — стоимость корзины потребительских благ в базовом году.

Индекс потребительских цен выступает как индекс стоимости жизни и позволяет оценить изменение реальных доходов населения

Для измерения уровня цен в экономике в целом используется показатель темпа роста дефлятора ВВП, или нормы инфляции:

Ин = (Дввп1 – Дввп0) / Дввп0, где Ин — норма инфляции; Дввп1 — дефлятор ВВП в исследуемом году; Дввп0 — дефлятор ВВП в базовом году.

Дефлятор является одним из наиболее распространенных ценовых индексов, с помощью которых измеряются изменения уровня цен в стране.

Ценовые индексы делятся на два вида:

1) индексы для неизменного набора товаров, или с неизменными весами, т.е. индексы Ласпейреса. Примером подобного индекса может быть индекс потребительских цен (ИПЦ): неизменная потребительская корзина, состоящая из одних и тех же благ, которые сравнивают с точки зрения цен включенных в нее благ в текущем году и в базисном периоде.

IL = Σ р1 q0 / Σ р0 q0; где q0 — кол-во товаров и услуг в базисном году; р0 — цены товаров и услуг в баз. году; р1 — цены товаров и услуг в текущ. г.;

2) индексы для изменяющегося набора товаров, или с переменными весами, т.е. индексы Пааше. Примером подобного рода индекса может быть дефлятор ВВП: текущие количества произведенных сегодня благ сравнивают исключительно с точки зрения ценовых изменений этих благ, произошедших со времени базисного периода.

Iр = Σ р1 q1 / Σ р0 q1; где q1 — количество товаров и услуг в текущем году; р0 — цены товаров и услуг в базисном году; р1 — цены товаров и услуг в текущем году.

Рассмотренные ценовые индексы дают возможность привести номинальные показатели к реальным значениям, а также проводить сравнения по годам, выявляя тенденции изменения реальных показателей.