logo
Ответы на вопросы на гос

108. Бизнес-план и структура. Информация, необходимая для составления бизнес-плана, и порядок его разработки

Планирование предпринимательской деятельности, широко применяемое в зарубежной, а теперь и в отечественной практике, основано на бизнес-плане.

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. В отличие от плана производственно-хозяйственной деятельности предприятия бизнес-план может иметь 6, 7, 12, 18 и другое число разделов. Он ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово-экономической деятельности. Хотя бизнес-план не имеет строго регламентированных содержания и структуры, при его подготовке следует обратить внимание на следующие условия.

1. Бизнес-план должен быть профессиональным. По содержанию, внешнему виду бизнес-плана судят о компетенции предпринимателя, разработавшего его. Этот документ должен быть простым, понятным и доступным для пользователя.

2. Бизнес-план должен быть разделен на главы (разделы). Первый раздел (главу) необходимо посвятить целям и задачам предпринимательского дела. Бизнес-план должен быть составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог легко отыскать интересующие его разделы, части, пункты. С этой целью необходимо предусмотреть функциональное подразделение каждой главы. Для более полного и наглядного восприятия информации рекомендуется использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики.

3. Необходима объективная оценка бизнес-плана. Прежде всего, необходимо ознакомить с ним всех членов предпринимательского коллектива. Бухгалтер или главный бухгалтер должен тщательно проверить все финансовые расчеты. По возможности заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор.

4. Необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе предпринимателя или группы предпринимателей. Следует нумеровать каждый экземпляр.

Оптимальным по структуре и содержанию считается бизнес-план, включающий семь разделов:

  1. Цели и задачи предпринимательского проекта.

  2. Обобщенное резюме, основные параметры бизнес-плана.

  3. Характеристика продуктов, товара, работ, услуг, предоставляемых потребителю.

  4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж.

  5. План (программа) действий и организационные меры.

  6. Ресурсное обеспечение предпринимательского проекта.

  7. Эффективность предпринимательского проекта.

Порядок разработки и содержания бизнес-плана зависит от величины предприятия (фирмы, компании), характера бизнеса, рынка, экономических, политических факторов и другого.

В то же время, не зависимо от этих факторов, весь процесс бизнес-планирования включает такие этапы:

1. Изучение методологии бизнес-планирования на основе литературных источников;

2. Определение целей и главной цели (например – получения инвестиций, максимализация прибыли, привлечение компаньонов, признание акционеров и др.).

3. Определение целевой аудитории, на которую рассчитан бизнес-план (читателей бизнес-плана). Это могут быть инвесторы, акционеры, банки, менеджеры высшего уровня руководства.

4. Определение структуры бизнес-плана. Он может быть полным или сокращенным, зависимо от срока планирования.

5. Сбор данных для каждого раздела бизнес-плана. Важнейшее значение для успеха бизнеса имеет маркетинговый анализ, изучение рынка, потенциальных потребителей, возможностей конкурентов, слабых и сильных сторон фирмы и учета этих факторов в бизнес-плане.

6. Составление бизнес-плана. Это важный этап, который дает конечный результат — бизнес-план. Выходными являются показатели объемов продаж и товарной продукции, инвестиций. Практика показывает, что бизнес-план должен составляться фирмой самостоятельно или с помощью консультантов. Написание бизнес-плана на заказ по доверенности имеет ряд недостатков.

7. Экспертиза, изучение бизнес-плана независимым квалифицированным специалистом. Как правило, бизнес-план предоставляется для чтения и экспертизы незаинтересованным лицам высокой квалификации. В процессе на основе экспертизы может быть дана и деловая критика. Устранение недостатков повысит качество бизнес-плана.

Исследование рынка, план маркетинга, оценка возможностей фирмы относительно инвестиций, сроков начала производства, объемов производства, финансовый план, охрана среды является обязательными составляющими бизнес-плана.