logo
Ответы на вопросы на гос

32. Себестоимость продукции. Классификация и учёт затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing

Себестоимость продукции (работ, услуг) — стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во сколько предприятию обошлось производство продукции.

Виды себестоимости:

Производственная себестоимость — затраты, связанные с процессом производства продукции (от запуска производства до отгрузки на склад готовой продукции)

Полная себестоимость — сумма расходов, связанных с производством продукции и расходов по ее реализации (производственная себестоимость + коммерческие расходы).

Коммерческие расходы — затраты на упаковку, транспортировку и рекламу.

Классификация и учёт затрат по их видам. Для управленческого учета учет затрат – один из основных разделов. Учет затрат еще называют производственным учетом, поскольку он является базой для определения производственной себестоимости, а следовательно, финансового результата производственной деятельности, для ценообразования и определения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на рынке.

Различают входящие и истекшие затраты.

Входящие затраты – это ресурсы предприятия, которые имеются в наличии и регистрируются как активы организации, а значит предназначены: в будущем принести доход. Это – собственно ЗАТРАТЫ предприятия. Их не предполагается включать в отчет о прибылях и убытках. Затраты – это всегда активы. Они входят в остатки ресурсов, отраженных на балансе организации.

Входящие затраты делятся на капитальные и текущие.

Капитальные затраты – это средства организации, вложенные во внеоборотные активы.

Текущие затраты – это ресурсы организации, обеспечивающие ее текущую деятельность (то есть вложение в оборотные активы).

Истекшие затраты – это средства, израсходованные для получения доходов и потерявшие способность приносить доход в дальнейшем, то есть средства, списанные на счет продаж в составе затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Именно эти затраты, формируя себестоимость изготовленного и реализованного продукта, попадают в отчет о прибылях и убытках. Обычно этот вид затрат называют РАСХОДАМИ организации.

Расходы всегда уменьшают собственный капитал организации и сопоставляются с доходами. Но сопоставление доходов и расходов может быть прямым или косвенным.

В связи с вышеизложенным расходы организации можно разделить на две категории:

- непосредственно приносящие доход при прямом сопоставлении с доходами (себестоимость продаж);

- связанные с деятельностью организации в отчетном периоде при косвенном сопоставлении с доходами (общехозяйственные расходы, расходы на продажу, прочие расходы).

Могут существовать доходы организации, которые были получены без осуществления для этого расходов. Это, как правило, внереализационные доходы, то есть они возникают без «усилий» со стороны организации. Но такими доходами иногда могут быть и операционные доходы (доходы от сдачи имущества в аренду и др.).

Затраты отражают, сколько и каких ресурсов было потреблено организацией, поэтому их учет всегда связан с конкретными задачами и целями. Различают следующие типы классификации затрат.

- В зависимости от их предназначения определенной подсистеме бухгалтерского учета (элементы затрат и статьи затрат);

- В зависимости от их экономической роли в системе производства и управления (производственные и непроизводственные затраты, иначе говоря, затраты продукта и затраты периода);

- В зависимости от способа включения в себестоимость продукции (прямые и косвенные затраты),

- В зависимости от степени технологичности (основные и накладные затраты);

- В зависимости от степени полезности косвенных затрат (полезные и бесполезные затраты);

- В зависимости от отношения к объему выпуска или иного выражения деловой активности (совокупные и удельные затраты);

- В зависимости от отношения совокупных затрат к изменению объема выпуска продукции или объема продаж (переменные и постоянные затраты);

- В зависимости от момента включения затрат в затраты продукта (материальные затраты и конверсионные затраты, то есть затраты прямого труда и накладные производственные затраты).

Это основные общепринятые типы классификаций, но в зависимости от поставленных целей могут рассматриваться и другие классификации, например:

- В зависимости от места возникновения (затраты основного производства и затраты вспомогательного производства и т.д.);

- По повторяемости различают единовременные и периодические затраты;

- По эффективности различают производительные и непроизводительные, то есть являющиеся следствием недостатка в технологии производства (потери от простоев, брак продукции и т.д.).

- По возможности контроля различают контролируемые и неконтролируемые затраты: контролируемые – то есть затраты, на которые можно повлиять и которые изменятся в результате действий того или иного менеджера в течение заданного периода – и неконтролируемые затраты – такие, на которые руководитель в течение заданного периода времени повлиять не может.

По влиянию на результат управленческого решения различают:

- релевантные и нерелевантные затраты: релевантными могут быть как затраты, так и доходы, но – только доходы и затраты, относящиеся к будущему управленческому решению и отличающиеся по вариантам. То есть фактические (исторические) данные сами по себе не являются релевантными, поскольку они не будут полезны при выборе между отдельными вариантами. Релевантный подход позволяет в процессе принятия решений сконцентрировать внимание только на информации, от которой зависит выбор решения, что при значительном объеме исследуемых данных облегчает и ускоряет процесс выработки оптимального решения.

- явные и альтернативные (вмененные) затраты: альтернативные – это затраты упущенных возможностей, то есть те доходы, от которых отказывается организация, осуществляя определенный выбор при ограниченности ресурсов,

- приростные (добавленные или инкрементные) – разница между затратами, связанными с разными вариантами предполагаемых управленческих решений;

- предельные – затраты, необходимые на производство каждой дополнительной единицы продукции.

Различают денежные и вмененные альтернативные издержки (затраты).

Денежные издержки – это альтернативные затраты в виде денежных платежей: оплата труда, коммунальные услуги и т.д., то есть то, что отвлекает денежные средства от решения альтернативных проблем.

Вмененные издержки – это альтернативные затраты, которые принадлежат предприятию, например, потерянный доход от несданного в аренду свободного оборудования.

В ПБУ 10/99 «Расходы организации» сказано: «При формировании расходов (затрат) по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов (затрат) по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно».

МСФО требуют отражения в отчетности информации о затратах по элементам. При этом МСФО выделяют четыре вида элементов затрат: материальные затраты; затраты на оплату труда; амортизация; прочие затраты.

Экономическим элементом называют первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части.

Подразделение затрат на экономические элементы необходимо для предоставления информации в финансовой бухгалтерской отчетности о затратах по организации в целом.

Метод поглощения (Absorption costing) – это метод, основанный на включении. помимо прямых затрат, всех, как переменных, так и постоянных производственных накладных расходов в себестоимость производимой продукции.

Преимущество метода Absorption costing в том состоит, что он позволяет оказывать влияние на финансовый результат. Так, управляя объемами выпуска и объемами продаж, менеджеры могут регулировать прибыль – её величина будет зависеть от того, какая доля постоянных производственных расходов уже покрыта доходами от реализации, а какая – «осталась на складе». Недостаток метода состоит в ограниченности возможностей его применения. Чем шире номенклатура выпускаемой продукции – тем выше вероятность искажения показателей себестоимости на единицу.

Метод учета прямых затрат (Direct costing) – это метод, основанный на включении в себестоимость производимой продукции только прямых производственных затрат. Все накладные расходы, кроме общепроизводственных переменных (кстати, вот почему Direct costing – это то же самое, что Variable costing), относятся к расходам текущего (отчетного) периода.

Преимущество метода Direct costing, прежде всего, в простоте его применения, благодаря чему он позволяет проводить гибкую политику ценообразования (через анализ безубыточности), давая возможность оперативно её контролировать и т. о. управлять финансовыми результатами. Кроме того, данный метод учета затрат упрощает процедуру их нормирование, что крайне важно в технически сложных производствах с обширной номенклатурой, т.е. там, где в целях калькулирования применяется Standard cost.

Различие между указанными двумя методами состоит в решении вопроса: как быть с постоянными накладными производственными расходами? То ли «растворить» их в себестоимости продукции, распределив их пропорционально исходя из возможных базовых критериев, то ли не распределять их вовсе, а отнести к расходам текущего (отчетного) периода подобно тому, как принято учитывать административные расходы (или другие расходы общекорпоративного характера). Если принимается первый вариант – это означает, что постоянные производственные расходы будут признаваться по мере реализации продукции, если второй – такие расходы будут признаваться в тех периодах, в течение которых они возникают, независимо от того, реализована продукция или еще на складе.