32. Себестоимость продукции. Классификация и учёт затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing
Себестоимость продукции (работ, услуг) — стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во сколько предприятию обошлось производство продукции.
Виды себестоимости:
Производственная себестоимость — затраты, связанные с процессом производства продукции (от запуска производства до отгрузки на склад готовой продукции)
Полная себестоимость — сумма расходов, связанных с производством продукции и расходов по ее реализации (производственная себестоимость + коммерческие расходы).
Коммерческие расходы — затраты на упаковку, транспортировку и рекламу.
Классификация и учёт затрат по их видам. Для управленческого учета учет затрат – один из основных разделов. Учет затрат еще называют производственным учетом, поскольку он является базой для определения производственной себестоимости, а следовательно, финансового результата производственной деятельности, для ценообразования и определения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на рынке.
Различают входящие и истекшие затраты.
Входящие затраты – это ресурсы предприятия, которые имеются в наличии и регистрируются как активы организации, а значит предназначены: в будущем принести доход. Это – собственно ЗАТРАТЫ предприятия. Их не предполагается включать в отчет о прибылях и убытках. Затраты – это всегда активы. Они входят в остатки ресурсов, отраженных на балансе организации.
Входящие затраты делятся на капитальные и текущие.
Капитальные затраты – это средства организации, вложенные во внеоборотные активы.
Текущие затраты – это ресурсы организации, обеспечивающие ее текущую деятельность (то есть вложение в оборотные активы).
Истекшие затраты – это средства, израсходованные для получения доходов и потерявшие способность приносить доход в дальнейшем, то есть средства, списанные на счет продаж в составе затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Именно эти затраты, формируя себестоимость изготовленного и реализованного продукта, попадают в отчет о прибылях и убытках. Обычно этот вид затрат называют РАСХОДАМИ организации.
Расходы всегда уменьшают собственный капитал организации и сопоставляются с доходами. Но сопоставление доходов и расходов может быть прямым или косвенным.
В связи с вышеизложенным расходы организации можно разделить на две категории:
- непосредственно приносящие доход при прямом сопоставлении с доходами (себестоимость продаж);
- связанные с деятельностью организации в отчетном периоде при косвенном сопоставлении с доходами (общехозяйственные расходы, расходы на продажу, прочие расходы).
Могут существовать доходы организации, которые были получены без осуществления для этого расходов. Это, как правило, внереализационные доходы, то есть они возникают без «усилий» со стороны организации. Но такими доходами иногда могут быть и операционные доходы (доходы от сдачи имущества в аренду и др.).
Затраты отражают, сколько и каких ресурсов было потреблено организацией, поэтому их учет всегда связан с конкретными задачами и целями. Различают следующие типы классификации затрат.
- В зависимости от их предназначения определенной подсистеме бухгалтерского учета (элементы затрат и статьи затрат);
- В зависимости от их экономической роли в системе производства и управления (производственные и непроизводственные затраты, иначе говоря, затраты продукта и затраты периода);
- В зависимости от способа включения в себестоимость продукции (прямые и косвенные затраты),
- В зависимости от степени технологичности (основные и накладные затраты);
- В зависимости от степени полезности косвенных затрат (полезные и бесполезные затраты);
- В зависимости от отношения к объему выпуска или иного выражения деловой активности (совокупные и удельные затраты);
- В зависимости от отношения совокупных затрат к изменению объема выпуска продукции или объема продаж (переменные и постоянные затраты);
- В зависимости от момента включения затрат в затраты продукта (материальные затраты и конверсионные затраты, то есть затраты прямого труда и накладные производственные затраты).
Это основные общепринятые типы классификаций, но в зависимости от поставленных целей могут рассматриваться и другие классификации, например:
- В зависимости от места возникновения (затраты основного производства и затраты вспомогательного производства и т.д.);
- По повторяемости различают единовременные и периодические затраты;
- По эффективности различают производительные и непроизводительные, то есть являющиеся следствием недостатка в технологии производства (потери от простоев, брак продукции и т.д.).
- По возможности контроля различают контролируемые и неконтролируемые затраты: контролируемые – то есть затраты, на которые можно повлиять и которые изменятся в результате действий того или иного менеджера в течение заданного периода – и неконтролируемые затраты – такие, на которые руководитель в течение заданного периода времени повлиять не может.
По влиянию на результат управленческого решения различают:
- релевантные и нерелевантные затраты: релевантными могут быть как затраты, так и доходы, но – только доходы и затраты, относящиеся к будущему управленческому решению и отличающиеся по вариантам. То есть фактические (исторические) данные сами по себе не являются релевантными, поскольку они не будут полезны при выборе между отдельными вариантами. Релевантный подход позволяет в процессе принятия решений сконцентрировать внимание только на информации, от которой зависит выбор решения, что при значительном объеме исследуемых данных облегчает и ускоряет процесс выработки оптимального решения.
- явные и альтернативные (вмененные) затраты: альтернативные – это затраты упущенных возможностей, то есть те доходы, от которых отказывается организация, осуществляя определенный выбор при ограниченности ресурсов,
- приростные (добавленные или инкрементные) – разница между затратами, связанными с разными вариантами предполагаемых управленческих решений;
- предельные – затраты, необходимые на производство каждой дополнительной единицы продукции.
Различают денежные и вмененные альтернативные издержки (затраты).
Денежные издержки – это альтернативные затраты в виде денежных платежей: оплата труда, коммунальные услуги и т.д., то есть то, что отвлекает денежные средства от решения альтернативных проблем.
Вмененные издержки – это альтернативные затраты, которые принадлежат предприятию, например, потерянный доход от несданного в аренду свободного оборудования.
В ПБУ 10/99 «Расходы организации» сказано: «При формировании расходов (затрат) по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.
Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов (затрат) по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно».
МСФО требуют отражения в отчетности информации о затратах по элементам. При этом МСФО выделяют четыре вида элементов затрат: материальные затраты; затраты на оплату труда; амортизация; прочие затраты.
Экономическим элементом называют первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части.
Подразделение затрат на экономические элементы необходимо для предоставления информации в финансовой бухгалтерской отчетности о затратах по организации в целом.
Метод поглощения (Absorption costing) – это метод, основанный на включении. помимо прямых затрат, всех, как переменных, так и постоянных производственных накладных расходов в себестоимость производимой продукции.
Преимущество метода Absorption costing в том состоит, что он позволяет оказывать влияние на финансовый результат. Так, управляя объемами выпуска и объемами продаж, менеджеры могут регулировать прибыль – её величина будет зависеть от того, какая доля постоянных производственных расходов уже покрыта доходами от реализации, а какая – «осталась на складе». Недостаток метода состоит в ограниченности возможностей его применения. Чем шире номенклатура выпускаемой продукции – тем выше вероятность искажения показателей себестоимости на единицу.
Метод учета прямых затрат (Direct costing) – это метод, основанный на включении в себестоимость производимой продукции только прямых производственных затрат. Все накладные расходы, кроме общепроизводственных переменных (кстати, вот почему Direct costing – это то же самое, что Variable costing), относятся к расходам текущего (отчетного) периода.
Преимущество метода Direct costing, прежде всего, в простоте его применения, благодаря чему он позволяет проводить гибкую политику ценообразования (через анализ безубыточности), давая возможность оперативно её контролировать и т. о. управлять финансовыми результатами. Кроме того, данный метод учета затрат упрощает процедуру их нормирование, что крайне важно в технически сложных производствах с обширной номенклатурой, т.е. там, где в целях калькулирования применяется Standard cost.
Различие между указанными двумя методами состоит в решении вопроса: как быть с постоянными накладными производственными расходами? То ли «растворить» их в себестоимости продукции, распределив их пропорционально исходя из возможных базовых критериев, то ли не распределять их вовсе, а отнести к расходам текущего (отчетного) периода подобно тому, как принято учитывать административные расходы (или другие расходы общекорпоративного характера). Если принимается первый вариант – это означает, что постоянные производственные расходы будут признаваться по мере реализации продукции, если второй – такие расходы будут признаваться в тех периодах, в течение которых они возникают, независимо от того, реализована продукция или еще на складе.
- 1. Измерение объема национального производства по доходам и расходам. Внп, чнп, ввп, нд
- 5. Чистый национальный продукт (чнп).
- 2. Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов
- 3. Инвестиционный проект и его жизненный цикл
- 4. Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости. Супермультипликатор
- 5. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 6. Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага
- 7. Рынок олигополии. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно
- 8. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 9. Факторный анализ рентабельности. Показатели рентабельности
- Рентабельность активов. Важнейшим показателем здесь является рентабельность активов (иначе — рентабельность имущества). Этот показатель может быть определен по следующей формуле:
- Рентабельность продукции. Рентабельность продукции (рентабельность производственной деятельности) может быть выражена формулой:
- Рентабельность продаж. Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Этот показатель определяется по такой формуле:
- 10. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 11. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 12. Принципы и этапы проведения аудиторской проверки
- 1. Оценка потребностей клиента, формирование групп по проведению аудита и определение ее задания
- 2. Совещание по планированию проекта аудиторской проверки
- 3. Получение представления о конъюнктуре рынка, деловой среде и т.Д.
- 4. Оценка существенных процедур внутреннего контроля
- 5. Оценка риска
- 6. Существенные и общие аудиторские процедуры
- 7. Создание сводного отчета по аудиту (проведение анализа достоинств и недостатков экономического субъекта, возможностей и рисков)
- 8. Проведение заключительного совещания
- 9. Оценка результатов работы и разработка плана усовершенствований
- 13. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность
- 14. Основные виды стратегий развития предприятия
- 15. Оценка стоимости бизнеса: доходный метод
- 16. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филлипса. Регулирование рынка труда
- 17. Государственная политика в области внешней торговли
- 18. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг
- 19. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- 20. Стратегический анализ: цели и принципы
- 21. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 22. Экономические концепции институционализма. Неоинституционализм
- 23. Функция организации: разделение труда и департаментализация, координация
- 24. Оценка финансовой устойчивости предприятия
- 25. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Налоговый мультипликатор
- 26. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 27. Оценка стоимости бизнеса: основные методы
- 28. Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена-потребление». Кривые Энгеля
- 29. Функция контроля: правила и принципы, процесс осуществления. Основные классификации контроля
- 30. Графический анализ рынка ценных бумаг: линии поддержки и сопротивления, квалификаторы прорыва, метод медианы Эндрюса, фигуры цен
- 31. Производственная функция, ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора
- 32. Себестоимость продукции. Классификация и учёт затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing
- 33. Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классификация кредитных операций. Лизинг. Факторинг
- 34. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем
- 35. Основные виды организационных структур
- 36. Стоимость и целевая структура капитала компании
- 37. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и изменений цен на бюджетные возможности потребителя. Рациональный потребительский выбор. Угловое решение задачи потребительского выбора
- 38. Основные виды стратегий развития предприятия
- 39. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков
- 41. Портфельный анализ. Матрица Бостонской консалтинговой группы
- 42. Налоговая система Российской Федерации. Виды налогов
- 43. Рентные отрасли. Причины, условия возникновения и источники ренты. Цена земли
- 44. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка
- 45. Метод camp и линия sml
- 46. Ценовая эластичность предложения. Долговременная и кратковременная эластичность предложения
- 47. Принципы и сущность антикризисного управления организацией
- 48. Инструменты технического анализа: трендоследящие индикаторы, осцилляторы, характеристические индикаторы
- 49. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и некачественные товары
- 50. Характеристика и классификация управленческих решений. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 51. Методы управления рисками
- 52. Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
- 53. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 54. Классификация финансовых рисков
- 55. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 56. Управление каналами распределения товаров
- 57. Валютный рынок: спот-рынок, форвардный рынок
- 58. Модель is-lm
- 59. Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса
- 60. Модель Дюпона
- 61. Модель Манделла-Флеминга (плавающий и фиксированный курс): доход - обменный курс, доход - ставка процента
- 62. Алгоритм процесса принятия управленческого решения
- 63. Анализ ликвидности баланса предприятия
- 64. Модель is-lм-вр. Влияние монетарной и фискальной политики на условия равновесия в модели is-lм-вр при фиксированном курсе
- 65. Логистическая система управления запасами
- 65.1. Условия равновесия в модели is-lм-вр при плавающем курсе. Анализ влияния монетарной политики на условия равновесия в модели is-lm-вр при плавающем курсе
- 66. Процедуры антикризисного управления
- 67. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 1. Чистая конкуренция:
- 2. Монополистическая конкуренция:
- 3. Олигополистическая конкуренция:
- 4. Чистая монополия:
- 66.1. Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр
- 67.1. Организация разработки управленческого решения
- 68. Аудиторские доказательства: понятие, виды, методы получения
- 69. Модель экономического роста Солоу. Уровень капиталовооруженности и «золотое правило»
- Основные недостатки модели связаны с экзогенностью научно-технического прогресса и нормы сбережений. Кроме того, использование функции Кобба-Дугласа также ограничивает модель.
- 70. Организация выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения
- 71. Методы определения базовой цены
- Методы определения базовых цен
- 72. Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства
- 73. Особенности инновационного менеджмента и рынка объектов интеллектуальной собственности
- 75. Краткосрочная модель is-lм-вр. Высокая, низкая и идеальная мобильность капитала
- 76. Понятие и сущность организации. Жизненный цикл организации
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 77. Анализ безубыточности. Критический объем производства
- 78. Современные теории потребления (Модильяни, Фишер, Фридмен)
- 79. Оценка эффективности организации. Основные подходы к оценке организационной эффективности
- 80. Паритет ставки процента. Графический анализ
- 81. Цикличность экономического развития. Виды циклов
- 83. Валютные свопы. Техника фиксирования валютной прибыли
- 84. Рынок: сущность, функции, виды
- 85. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 86. Показатели деловой активности предприятия
- 87. Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 88. Принципы управленческого учета
- 89. Американская концепция эффекта финансового рычага
- 90. Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Экономическая прибыль
- 91. Методы исследования систем управления
- 92. Западноевропейская концепции эффекта финансового рычага
- 93. Монополия и рыночная власть, ее измерение. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках
- 94. Управление деловой карьерой персонала
- 95. Управление банковскими рисками: классификация и методы снижения
- 96. Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 97. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 98. Измерение риска. Классификация корпоративных информационных систем
- 97.1. Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
- 98.1. Функция мотивации. Сравнительный анализ различных теорий мотивации
- 99. Методы анализа инвестиционных проектов
- 100. Производственный выбор в краткосрочном и долгосрочном периодах. Совокупный, средний, предельный продукт переменного фактора. Эффект масштаба производства
- 101. Функции маркетинга на предприятии
- 102. Управление дебиторской задолженностью предприятия
- 103. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег
- 104. Конкурентоспособность товара
- 105. Классификация финансовых рисков
- 106. БюджетныЙ дефицит, способы его финансирования. Управление государственным Долгом
- 108. Бизнес-план и структура. Информация, необходимая для составления бизнес-плана, и порядок его разработки
- 109. Внутренний государственный долг: традиционный подход и точка зрения р. Барро
- 110. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 111. Информационная база финансового анализа
- 112. Факторы, влияющие на счет движения капитала и на чистый экспорт
- 113. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 114. Анализ качества прибыли
- 115. Основные этапы развития экономических знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия
- 116. Логистическая система управления запасами
- 117. Управление денежными средствами на предприятии. Модель в. Баумоля
- 118. Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза - Стиглица
- 119. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 120. Биржевая торговля: формы организации, правила биржевой торговли, процедура листинга и делистинга, биржевые индексы