logo
Ответы на вопросы на гос

28. Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена-потребление». Кривые Энгеля

Изменения цен товаров и доходов потребителя воздействуют на бюджетную линию, а тем самым и на оптимальный потребительский выбор. Учет этого воздействия позволяет построить кривую спроса на благо со стороны потребителя, т.е. кривую индивидуального спроса.

Спрос на товары зависит от параметров, определяющих положение точки равновесия потребителя. Это положение зависит от функции полезности (определяющей форму и расположение кривой безразличия) и от положения бюджетной линии (оно зависит от цен товаров и дохода потребителя). Вывести функцию спроса со стороны отдельного потребителя, т.е. индивидуального спроса, можно, проследив изменение спроса на благо А при изменении цен и дохода.

Предположим, что цена блага А снижается. В этом случае покупатель сможет приобрести больше данного товара, если пожелает. Бюджетная линия изменит угол наклона. В то же время равновесие потребителя переместится из точки Е1 в точку Е2.

Если изобразить несколько вариантов смещения бюджетных линий в результате снижения цены товара А, и соответственно несколько точек равновесия потребителя (Е1, Е2, Е3, Е4),

то, соединив между собой точки равновесия, получим кривую «цена–потребление», которая показывает все варианты потребительского выбора, максимизирующие полезность, при различных уровнях цены товара А.

На основе кривой «цена–потребление» можно построить кривую индивидуального спроса.

Кривая индивидуального спроса обладает двумя свойствами: во-первых, по мере движения вдоль кривой спроса изменяется уровень полезности, получаемой потребителем; во-вторых, в каждой точке кривой спроса потребитель максимизирует получаемую им полезность.

Кривая спроса, построенная на основе кривой «цена–потребление», показывает объем спроса отдельного потребителя при различных ценах товара (на рис.– товара А). Обе кривые являются двумя способами описания того, как изменяется покупаемое количество блага при условии изменения его цены (при прочих равных условиях).

Построенная кривая «цена–потребление» имеет положительный наклон, а кривая спроса – отрицательный, т.е. показывает обратную зависимость между ценой товара и величиной спроса на него со стороны покупателя. Такая зависимость характерна для большинства товаров, называемых нормальными. Исключение составляют товары Гиффена – товары, спрос на которые растет при увеличении их цен и падает при снижении цен. Для них кривая «цена–потребление» имеет отрицательный, а кривая индивидуального спроса – положительный наклон.

Как видно на графике, спрос на товар А при снижении его цены уменьшается, т.е. кривая спроса на него имеет положительный наклон, а сам товар является товаром Гиффена.

Роберт Гиффен (1837–1910 гг.) обнаружил необычное изменение спроса на картофель, который был основным продуктом питания для ирландских бедняков, во время его неурожая. По мере роста цены на данный продукт спрос на него тоже рос, т.е. изменялся в том же направлении, что и цена. Это объяснялось тем, что при повышении цен на картофель бедным семьям приходилось отказываться от других, более качественных товаров (мясо, молоко, масло), цены на которые зачастую росли в еще большей степени, и потреблять больше картофеля.

Кривая «цена–потребление» может иметь различный вид в зависимости от того, являются блага А и В взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми. Так, если блага являются заменителями друг друга, то при снижении цены одного товара величина потребления другого товара будет снижаться.

Если товары являются дополнителями друг друга в потреблении, то при снижении цены товара В количество потребляемого товара А будет увеличиваться. Поэтому кривая «цена–потребление» для дополняющих друг

друга товаров будет иметь положительный наклон.

Если товары являются независимыми друг от друга в потреблении, то при уменьшении цены товара А потребление товара В остается неизменным, т.е. кривая «цена–потребление» будет горизонтальной.

При помощи кривой «доход–потребление» можно построить график зависимости величины потребления того или иного товара от дохода потребителя. Он получил название кривой Энгеля. Кривая Энгеля показывает соотношение между доходом и количеством получаемого товара при неизменных прочих факторах, влияющих на спрос.

Эрнст Энгель (1821–1896 гг.) – немецкий статистик, который занимался исследованием влияния дохода на структуру потребительских расходов. Он сформулировал закон потребления, который назван его именем. Согласно этому закону, при неизменном уровне цен рост доходов семьи приводит к снижению доли расходов, приходящихся на продукты питания. Это значит, что величина потребления продуктов питания слабо реагирует на изменения дохода, а кривая Энгеля в данном случае имеет вид, близкий к вертикальному.

Для нормальных товаров кривая «доход–потребление» и кривая Энгеля имеют положительный наклон.

Это означает, что спрос на эти товары изменяется в направлении изменения дохода. Чем больше сдвиг кривой спроса, тем больше его реакция на изменение дохода.

Нормальные товары, в свою очередь, подразделяются на товары первой необходимости и предметы роскоши. Спрос на первые растет медленнее, чем доход, а спрос на вторые – быстрее, чем доход.

К товарам низшей категории относятся те блага, спрос на которые изменяется в направлении, противоположном направлению изменения дохода. Отнесение товара к той или иной категории зависит от уровня дохода. При невысоком доходе благо может быть нормальным, а при высоком доходе – товаром низшей категории. Другими словами, данное разграничение товаров не является абсолютным.

На рис. изображены кривые «доход–потребление» и кривые Энгеля для товара низшей категории. При относительно невысоком доходе товары А и В являются нормальными. Однако по мере роста дохода кривая «доход–потребление» и кривая Энгеля поворачивают к вертикальной оси координат. Это означает, что после достижения определенного уровня дохода товар В стал товаром низшей категории и его потребление сократилось.

Чаще всего к товарам низшей категории относят низкокачественные, подержанные товары, картофель, дешевые вина и т.д.