logo
Ответы на вопросы на гос

46. Ценовая эластичность предложения. Долговременная и кратковременная эластичность предложения

Концепция ценовой эластичности применима не только к спросу, но и к предложению. Если производители восприимчивы к изменению цен, то предложение эластично; если же они относительно нечувствительны к изменению цен, то предложение неэластично.

Степень ценовой эластичности при неэластичности предложения рассчитывается точно так же, как и в случае со спросом; разница лишь в том, что «процентное изменение величины спроса» заменяется на «процентное изменение величины предложения».

Основной фактор, определяющий ценовую эластичность предложения, — это количество времени, которым располагает производитель, для того чтобы ответить на данное изменение цены продукта. Чем больше у производителя времени, для того чтобы приспособиться к конкретному изменению цены, тем большего ответного изменения объема производства и соответственно большей эластичности предложения нам следует ожидать. Реакция фирмы на рост цены продукта X зависит от ее способности перераспределить ресурсы в пользу производства продукта Х за счет производства других продуктов (цены которых предполагаются неизменными). А перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее «подвижность» ресурсов. Следовательно, тем больше изменится объем производства в ответ на изменение цены и тем выше будет эластичность предложения.

Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, экономисты различают кратчайший рыночный период, краткосрочный и долгосрочный периоды.

Кратчайший рыночный период настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Предположим, что мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай помидоров данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична (вертикальна); фермер продаст все, что он привез, независимо от того, высока или низка цена. Потому что он все равно не сможет предложить больше томатов, чем привез на своем грузовике, даже если цена помидоров превысит его ожидания. Если бы он и захотел предложить больше, ведь томаты невозможно вырастить за ночь. Понадобится целый сельскохозяйственный сезон, чтобы отреагировать на повышение цены производством большего количества продукции. С другой стороны, поскольку томаты — продукт скоропортящийся, фермер не может изъять его с рынка, даже если цена окажется ниже его ожиданий, - он все равно продаст то, что привез. Издержки производства в этом случае не повлияют на принятое решение. Даже если цена томатов упадет гораздо ниже уровня издержек производства, фермер, тем не менее, полностью реализует свой товар, просто чтобы не потерять все, если помидоры испортятся. Таким образом, в пределах очень короткого промежутка времени предложение томатов со стороны нашего фермера - величина постоянная: он может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена; причем угроза порчи вынуждает фермера продать всю продукцию, как бы ни низка была цена.

На рис. 20-3а представлена кривая совершенно неэластичного предложения со стороны фермера в пределах кратчайшего рыночного периода. Этот и другие мелкие фермеры не способны отреагировать на предполагаемое увеличение спроса: им не хватает времени, чтобы расширить предложение. Рост цены с Ро до Рm лишь нормирует потребление фиксированного количества продукта, но никоим образом не ведет к росту его производства.

Чем больше времени имеется у производителей, для того чтобы отреагировать на изменения спроса, тем сильнее будут соответствующие изменения объема производства. В пределах кратчайшего рыночного периода (рис. а) производителю не хватает времени для того: чтобы изменить объем производства, так что предложение оказывается совершенно неэластичным. В пределах краткосрочного периода (рис. б) производственные мощности остаются неизменными, однако объем производства может быть изменен за счет их более интенсивной нагрузки; предложение поэтому оказывается более эластичным. На протяжении долгосрочного периода (рис. в) могут быть приняты все желательные меры (включая изменение производственных мощностей), направленные на приспособление к изменившемуся спросу, и предложение становится еще более эластичным.

В пределах краткосрочного периода производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако фирмы имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно. Так, за короткий период предприятие нашего фермера, под которым мы будем подразумевать его землю и сельскохозяйственную технику, не претерпевает никаких изменений, однако этого времени фермеру хватит для внедрения более интенсивных методов выращивания томатов: применения большего количества труда, удобрений и пестицидов для получения урожая. В результате на предполагаемое увеличение спроса фермер ответит увеличением производства, а это найдет отражение в большей эластичности предложения томатов, как показывает прямая Ss на рис. 20-3б. Обратите внимание, что увеличению спроса соответствует в данном случае относительно большее, чем в пределах кратчайшего рыночного периода, изменение величины предложения (с Qo до Qs) и относительно меньшее изменение цены (с Ро до Ps). Цена, таким образом, оказывается ниже, чем в кратчайшем рыночном периоде.

Долгосрочный период достаточно продолжителен для того, чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к изменившейся ситуации.

Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут присоединиться к отрасли (а старые - покинуть ее). В «отрасли по производству томатов» наш фермер имеет возможность приобрести дополнительный участок земли, а также закупить больше машин и оборудования. Кроме того, увеличение спроса и соответствующий рост цен могут привлечь к выращиванию помидоров больше фермеров. Такие изменения означают еще более сильную реакцию со стороны предложения, то есть еще более эластичную кривую предложения SL. В результате, как показано на рис. 20-3в, следствием увеличения спроса станет незначительное изменение цены (с Рo до Рl) И крупное изменение объема производства (с Qo до Ql).