logo
Ответы на вопросы на гос

109. Внутренний государственный долг: традиционный подход и точка зрения р. Барро

Правительство, обычно через посредство Центрального банка, осуществляет продажу долговых обязательств (облигаций) населению и коммерческим банкам. Долговое финансирование осуществляется также с помощью внешних займов, получаемых, как правило, в виде кредитов иностранных государств или международных валютных организаций. Такое финансирование приводит к возрастанию величины государственного долга.

Общий объем непогашенных государственных обязательств образует государственный долг.

Если правительство сводит бюджет с профицитом, то оно либо уменьшает объем неоплаченных государственных облигаций (погашает долг), либо уменьшает предложение денег. Управление долгом подразумевает выпуск облигаций не только для финансирования текущего бюджетного дефицита, но также для оплаты долговых обязательств, по которым наступил срок платежа (рефинансирование долга).

При изучении проблем бюджетного дефицита и государственного долга полезно понимать различие между дефицитом при полной занятости и фактическим дефицитом.

Дефицит при полной занятости — это дефицит, рассчитанный при предположении, что экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия (занятость достигает своего естественного уровня). Фактический дефицит отличается от дефицита при полной занятости на циклическую составляющую, т.е. на ту часть дефицита, которая появляется из-за того, что экономика не находится на уровне потенциального выпуска.

Циклический компонент появляется из-за того, что на государственные доходы и расходы влияет экономический цикл. Например, при постоянных налоговых ставках рост доходов приводит к росту налоговых поступлений, а падение — к их уменьшению. Государственные расходы во время спадов возрастают из-за роста выплат пособий по безработице.

Из вышесказанного ясно, что снижение дефицита, в принципе, может быть достигнуто за счет роста выпуска, а, следовательно, и дохода, и расширения таким образом налоговой базы. Однако рост сверх уровня полной занятости нежелателен, поэтому с дефицитом подобным образом бороться нельзя. Альтернативным решением может быть политика снижения процентных ставок, что уменьшает процентные выплаты по государственному долгу. Однако если экономика находится на уровне потенциального выпуска, то снижение процентных ставок не может быть достигнуто без изменения бюджетно-налоговой политики. Кредитно- денежная политика в долгосрочном аспекте не влияет на реальные показатели и, следовательно, не может быть использована для снижения реальной ставки процента.

Поэтому сокращение дефицита может быть достигнуто только за счет уменьшения государственных расходов или увеличения налогов.

Традиционный взгляд на государственный долг. Традиционный подход к оценке последствий государственного долга сформулирован в рамках схемы неоклассического синтеза. Он интегрирует взгляды экономистов классического и кейнсианского направлений и подразумевает обсуждение положительных и отрицательных последствий внутреннего государственного долга в экономике. В качестве положительных последствий отмечается его стимулирующий эффект для закрытой и большой открытой экономики в краткосрочном периоде, в качестве отрицательных — вытеснение инвестиций и чистого экспорта в кейнсианских моделях и уменьшение экономического потенциала в классических.

Обсуждение краткосрочных и долгосрочных последствий государственного долга с позиций традиционного подхода осуществляется при помощи IS— LM анализа.

В закрытой экономике увеличение бюджетного дефицита, вызванное, например, снижением налогов, приведет к росту располагаемого дохода и потребления. Увеличение потребительского спроса на товары и услуги в краткосрочном периоде вызовет рост объема производства, ставки процента и снижение инвестиций. Таким образом, в закрытой экономике эта политика оказывает стимулирующее воздействие на экономику и сопровождается частичным вытеснением инвестиций.

В открытой экономике снижение налогов также приведет к росту располагаемого дохода и потребления. Увеличение потребительского спроса на товары и услуги в краткосрочном периоде вызовет рост объема производства. Возросший доход увеличит спрос на деньги и на денежном рынке образуется неравновесие: при прежней ставке процента спрос на деньги превысит реальные запасы денежных средств, поэтому внутренняя ставка процента возрастет. Повышение внутренней ставки процента приведет к притоку капитала из-за рубежа и повышательному давлению на курс национальной валюты. Если в стране поддерживается плавающий валютный курс, то приток зарубежных капиталов вызовет удорожание национальной валюты и падение чистого экспорта. Эффект вытеснения чистого экспорта полностью нейтрализует положительное влияние снижения налогов на краткосрочный выпуск, в результате чего изменится только его структура: произойдет вытеснение чистого экспорта потреблением.

Если в стране поддерживается фиксированный валютный курс, то тенденция к удорожанию национальной валюты, вызванная притоком зарубежных капиталов, обусловит увеличение денежного предложения. Как следствие — равновесный доход и потребление вырастут, все остальные реальные переменные не изменятся.

Таким образом, в краткосрочном периоде объем потребительских расходов вырастет, что, скорее всего, повысит уровень благосостояния текущего поколения. В то же время частные внутренние инвестиции или чистый экспорт уменьшатся.

Долгосрочными последствиями при неизменных факторах производства и уровне технологии будут в закрытой экономике рост цен и падение инвестиций, в малой открытой экономике — рост цен и падение чистого экспорта. Рост потребления вызовет снижение национальных сбережений и, следовательно, в закрытой экономике вытеснение инвестиций, а в открытой — чистого экспорта на величину роста потребления.

Если рассматривать последствия долгового финансирования с точки зрения влияния на экономический потенциал, то в соответствии с моделью Солоу падение инвестиций снизит устойчивые уровни капиталовооруженности и выпуска. В результате понизится уровень благосостояния всех будущих поколений.

Таким образом, в соответствии с традиционным взглядом накопление внутреннего долга — это политика улучшения благосостояния текущего поколения за счет будущих. Положительный эффект политики долгового финансирования состоит в краткосрочном стимулировании экономики, сопровождающимся частичным вытеснением инвестиций и чистого экспорта. Отрицательный эффект — долгосрочное вытеснение инвестиций и чистого экспорта, уменьшенный запас капитала, достающийся будущим поколениям.

Барро-рикардианский подход

Часть экономистов не разделяет традиционный взгляд на внутренний государственный долг. Они полагают, что бюджетный дефицит, финансируемый за счет долга, не оказывает существенного влияния на экономику. Аргументы в поддержку подобной точки зрения были впервые отмечены Д.Рикардо, который, тем не менее, не принимал их всерьез. В настоящее время его идеи развил представитель новой классической школы Роберт Барро.

Гипотеза Барро—Рикардо утверждает, что финансирование государственных расходов за счет долга и за счет налогов приведет к одинаковым последствиям для экономики. Гипотеза опирается на взгляды Ф.Модильяни и М.Фридмана на функцию потребления. Они полагали, что потребители в своих решениях относительно объема текущего потребления:

- руководствуются не только текущими доходами, но и доходами, ожидаемыми в будущем;

- стараются обеспечить одинаковый уровень потребления в течение всей жизни;

- сберегают случайные приросты дохода, чтобы сгладить потребление при временном его снижении.

Идея Р.Барро состоит в следующем. Если государство сегодня продает облигации для финансирования бюджетного дефицита, возникшего, например, из-за снижения налогов, то в будущем оно увеличит налоги, чтобы выплатить образовавшийся долг. Рациональный потребитель понимает, что снижение налогов сегодня означает их увеличение в будущем, т.е. рассматривает возникшее увеличение дохода как временное и поэтому не увеличивает потребление, а сберегает образовавшийся излишек для выплаты в будущем возросшего налога. Таким образом, снижение государственных сбережений будет в точности компенсировано увеличением частных сбережений, текущее потребление и национальные сбережения не изменятся, поэтому никакого влияния на экономику снижение налогов не окажет.

Изменения в бюджетно-налоговой политике могут повлиять на макроэкономические показатели, только если государство объявит о будущем снижении государственных расходов. Тогда потребители, ожидая соответствующего снижения налогов в будущем, могут уже сегодня увеличить объем потребления.

Сторонники традиционной точки зрения опровергают утверждение о нейтральности долга для экономики. Критика рикардианского подхода с их стороны основана на доказательствах невыполнимости в действительности его ключевых предпосылок относительно поведения потребителей. Так, наиболее часто подвергаются сомнению предпосылки о рациональности потребителей, совершенном предвидении, неискажающих налогах и совершенстве финансового рынка.