103. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег
Спрос на деньги. Человек живет не только в настоящем, покупая и продавая товары и услуги. Он думает о будущем и создает резервы, закладывает в резерв часть своей покупательной способности с целью получить в дальнейшем максимальную отдачу в избираемый им самим момент или подстраховаться на случай непредвиденных событий. Таким образом, деньги непосредственно связаны со временем, неопределенностью и риском. Со стороны хозяйствующих субъектов и граждан существует спрос на деньги для текущих потребностей и спрос для создания денежных резервов. Анализ спроса на деньги позволяет выявить, какие факторы вызывают заинтересованность хозяйствующих субъектов и граждан в денежной наличности. Спрос на деньги определяется теми функциями, которые они выполняют. Граждане и предприниматели прежде всего нуждаются в деньгах как средстве обращения и средстве платежа, т.е. они хотят иметь деньги, чтобы осуществлять покупки необходимых товаров и услуг и расплачиваться по своим обязательствам.
Необходимые для всех этих целей деньги формируют спрос на деньги для сделок. Их количество определяется общим денежным уровнем, или номинальным ВВП. Чем больше денежное выражение находящихся в обмене товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. В результате гражданам и предпринимателям необходимо больше денег для осуществления своих операций. Следовательно, спрос на деньги для сделок зависит от размеров совокупного дохода (ВВП, или U). Вместе с тем спрос на денежном рынке отличается еще и тем, что, кроме вышеуказанного, это еще и спрос на капитал в денежной форме, который люди желают иметь в определенный период времени в условиях рынка как запасную стоимость. Иначе говоря, спрос на деньги определяется также такой функцией денег как средства накопления.
Люди могут держать запасную стоимость, т.е. часть своего богатства, либо в деньгах, либо, например, в облигациях. И то и другое — это финансовые активы. Следовательно, существует спрос на деньги со стороны активов. Преимуществом владения деньгами является их ликвидность, т.е. деньги можно незамедлительно использовать для покупок, платежей.
Деньги являются идеальным ликвидным средством. Резерв наличности необходимо иметь хозяйствующему субъекту на случай риска и непредвиденных обстоятельств. Следовательно, спрос на деньги зависит от того, насколько высоко ценится на данный момент свойство ликвидности.
Недостаток владения деньгами как активом по сравнению с облигациями заключается в том, что они не приносят дохода в виде процента. Поэтому приходится решать, держать ли финансовые активы и сколько в деньгах или облигациях.
Главный аргумент здесь — процентная ставка по облигациям (r). Если процент, выплачиваемый по облигациям, будет возрастать (r1), то спрос на деньги будет сокращаться (Мr1). И наоборот, если ставка процента будет падать (r2), то граждане и предприниматели будут предпочитать хранить большую часть своего дохода в виде денег и спрос на деньги увеличится (Мr2). Если же субъекты экономики хранят деньги в банке, то все равно их ликвидность выше, чем у облигаций, а процент меньше, поэтому вышеуказанная закономерность сохраняется.
Кроме того, необходимо учитывать и реальные денежные остатки, находящиеся на руках субъектов экономики. Реальные денежные остатки (М/р) — это номинальные денежные остатки (М), деленные на индекс цен (р). В случае роста цен реальные денежные остатки уменьшаются (обесцениваются), и участники экономики стремятся их восстановить, увеличивая спрос на деньги. Если же в результате роста цен сокращаются не только реальные денежные остатки, но и реальный текущий доход, то восстановление денежных остатков замедляется. По мере восстановления реального текущего дохода увеличивается спрос на деньги и восстанавливается привычный уровень реальных денежных остатков.
Таким образом, общий спрос на деньги зависит от совокупного дохода (U), процентной ставки (r) и реальных денежных остатков (М/р). Между ставкой процента (r), реальными денежными остатками (М/р) и спросом на деньги существует обратная зависимость; между спросом на деньги и доходом (U) — прямая. Спрос на деньги — это количество денег, которое граждане и предприниматели хотели бы иметь в своем распоряжении в настоящий момент в зависимости от имеющегося уровня доходов, реальных денежных остатков и ставки процента по неденежным активам. Этот спрос можно выразить с помощью следующего уравнения: Md = f(U, r, М/р).
При построении графика все независимые переменные в функции спроса на деньги, кроме ставки процента, принимаются как данные. То есть определенному уровню спроса на деньги при прочих неизменных условиях соответствует определенная ставка процента. Тогда уравнение спроса на деньги может быть записано так: Md= f(U0, r, М/р0).
В графическом отображении этой функции (рис. 16.1) кривая спроса на деньги Md имеет отрицательный наклон, причем наклон будет возрастать по мере уменьшения ставки процента при заданном уровне дохода. При увеличении дохода кривая спроса на деньги сдвинется вправо вверх Md1 а при уменьшении — соответственно влево вниз Md2.
Предложение денег и установление денежного равновесия. Под предложением денег понимают количество денег, предлагаемое банковской системой страны во главе с центральным банком на денежном рынке. Предложение денег связано с достигнутым уровнем развития экономики, номинальным объемом ВВП, а также с возможностями его роста. Поскольку деньги являются необходимым элементом экономики и, как мы уже выяснили, имеется спрос на них, то главная задача ЦБ состоит в том, чтобы определить с учетом потребностей экономического развития страны объем денежного предложения. Предложение денег можно представить в виде кривой на графике (рис. 16.2), где на горизонтальной оси отображено количество денег в обращении, а на вертикальной оси отложен уровень ставки процента на неденежные активы (например, облигации). Наклон кривой предложения Ms будет определяться той целью, которую ставит перед собой ЦБ по денежному предложению. Если ЦБ ставит перед собой задачу сохранить в прежнем объеме денежную массу в обращении, не заботясь при этом о ставке процента (r), то линия предложения Ms будет вертикальна, как это видно из рис. 16.2.
Если ЦБ ставит своей целью сохранить ставку процента (r) на определенном уровне, не заботясь о количестве денег в обращении, то предложение денег Ms будет представлено горизонтальной линией, как это показано на рис. 16.3.
Практика показывает, что в большинстве случаев целью центрального банка является денежная масса, а не ставка процента.
Факторы, влияющие на предложение денег. Исходной основой определения необходимого объема денежной массы является принцип соответствия денежной массы объему ВВП, естественно, с учетом скорости оборота денег: MV= ВВП.
Если же ВВП представить в виде количества реализуемого продукта Q, умноженного на средние цены Р, то получим известное монетаристское уравнение обмена: MV = PQ. Монетаристы утверждают, что величина V стабильна, т.е. практически не меняется в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде меняется плавно, и эти изменения легко предсказуемы.
Кроме того, при изменении денежного предложения величина V также не меняется. Таким образом, скорость обращения денег является результатом непосредственной связи между ростом ВВП и количеством денег М:
V= ВВП/М
Но если V стабильна, то фактор денег можно записать с определенным коэффициентом k, тогда kM = ВВП.
Иными словами, количество денег в обращении должно равняться совокупному объему денежных средств, израсходованных в экономике в течение года (ВВП = С + Q + I + Хn). Таким образом, объем денежного предложения определяется объемом номинального ВВП с учетом поправочного коэффициента, который и нужно определить центральному банку. Сложность определения предлагаемого объема денежной массы состоит в том, что ЦБ должен иметь надежную информацию о прогнозе динамики ВВП и цен. Для прогнозирования предложения денег не обходимо использовать денежный мультипликатор. Для оперативного регулирования спроса и предложения денег ЦБ использует инструменты денежно-кредитной политики.
Равновесие на денежном рынке представляет собой равенство количества предлагаемых на денежном рынке денежных средств количеству денег, которые желают иметь у себя население и предприниматели. Как мы уже выяснили, спрос на деньги определяется не только объемом ВВП, но и ставкой процента (r), а также реальными денежными остатками (М/р). Коэффициент (k) позволяет скорректировать объем денежного предложения в соответствии с общим объемом спроса на деньги и целью денежно-кредитной политики. Графически предложение денег обычно представляют в виде вертикальной прямой (Ms—Ms). Точка пересечения графика спроса на деньги (Md—Md) и графика денежного предложения (Ms—Ms) — это равновесная ставка процента (r0 — цена денег) (рис. 16.4).
При росте предложения денег и неизменном спросе на деньги (Md) равновесие на денежном рынке устанавливается при большем, чем первоначальное, количестве денег в обращении (Ms1), и меньшей, чем первоначальная ставка (r), ставке процента (r1) (рис. 16.5). При уменьшении предложения денег наблюдаются противоположные явления.
При росте спроса на деньги и неизменном денежном предложении Md равновесие на денежном рынке устанавливается при большей ставке процента (r2), чем первоначальная (r). При сокращении спроса на деньги наблюдается снижение процентной ставки (r1) (рис. 16.6).
Вертикальная прямая Ms представляет собой предложение, которое задается центральным банком. Тем самым ЦБ фактически определяет равновесный уровень спроса и предложения денег и доминирующую в экономике равновесную ставку процента (r0). Увеличивая в рамках потребностей экономики денежную массу, ЦБ способствует понижению ставки процента, росту совокупного спроса, повышению экономической активности в целом. Однако этот результат достигается не при всяком увеличении денежной массы, а лишь при таком, которое непосредственно влияет на расширение кредита, спроса на облигации и т.д. Увеличение объема денежной массы сверх объективных потребностей экономического развития приводит к повышению уровня инфляции.
- 1. Измерение объема национального производства по доходам и расходам. Внп, чнп, ввп, нд
- 5. Чистый национальный продукт (чнп).
- 2. Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов
- 3. Инвестиционный проект и его жизненный цикл
- 4. Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости. Супермультипликатор
- 5. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 6. Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага
- 7. Рынок олигополии. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно
- 8. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 9. Факторный анализ рентабельности. Показатели рентабельности
- Рентабельность активов. Важнейшим показателем здесь является рентабельность активов (иначе — рентабельность имущества). Этот показатель может быть определен по следующей формуле:
- Рентабельность продукции. Рентабельность продукции (рентабельность производственной деятельности) может быть выражена формулой:
- Рентабельность продаж. Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Этот показатель определяется по такой формуле:
- 10. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 11. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 12. Принципы и этапы проведения аудиторской проверки
- 1. Оценка потребностей клиента, формирование групп по проведению аудита и определение ее задания
- 2. Совещание по планированию проекта аудиторской проверки
- 3. Получение представления о конъюнктуре рынка, деловой среде и т.Д.
- 4. Оценка существенных процедур внутреннего контроля
- 5. Оценка риска
- 6. Существенные и общие аудиторские процедуры
- 7. Создание сводного отчета по аудиту (проведение анализа достоинств и недостатков экономического субъекта, возможностей и рисков)
- 8. Проведение заключительного совещания
- 9. Оценка результатов работы и разработка плана усовершенствований
- 13. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность
- 14. Основные виды стратегий развития предприятия
- 15. Оценка стоимости бизнеса: доходный метод
- 16. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филлипса. Регулирование рынка труда
- 17. Государственная политика в области внешней торговли
- 18. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг
- 19. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- 20. Стратегический анализ: цели и принципы
- 21. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 22. Экономические концепции институционализма. Неоинституционализм
- 23. Функция организации: разделение труда и департаментализация, координация
- 24. Оценка финансовой устойчивости предприятия
- 25. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Налоговый мультипликатор
- 26. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 27. Оценка стоимости бизнеса: основные методы
- 28. Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена-потребление». Кривые Энгеля
- 29. Функция контроля: правила и принципы, процесс осуществления. Основные классификации контроля
- 30. Графический анализ рынка ценных бумаг: линии поддержки и сопротивления, квалификаторы прорыва, метод медианы Эндрюса, фигуры цен
- 31. Производственная функция, ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора
- 32. Себестоимость продукции. Классификация и учёт затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing
- 33. Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классификация кредитных операций. Лизинг. Факторинг
- 34. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем
- 35. Основные виды организационных структур
- 36. Стоимость и целевая структура капитала компании
- 37. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и изменений цен на бюджетные возможности потребителя. Рациональный потребительский выбор. Угловое решение задачи потребительского выбора
- 38. Основные виды стратегий развития предприятия
- 39. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков
- 41. Портфельный анализ. Матрица Бостонской консалтинговой группы
- 42. Налоговая система Российской Федерации. Виды налогов
- 43. Рентные отрасли. Причины, условия возникновения и источники ренты. Цена земли
- 44. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка
- 45. Метод camp и линия sml
- 46. Ценовая эластичность предложения. Долговременная и кратковременная эластичность предложения
- 47. Принципы и сущность антикризисного управления организацией
- 48. Инструменты технического анализа: трендоследящие индикаторы, осцилляторы, характеристические индикаторы
- 49. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и некачественные товары
- 50. Характеристика и классификация управленческих решений. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 51. Методы управления рисками
- 52. Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
- 53. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 54. Классификация финансовых рисков
- 55. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 56. Управление каналами распределения товаров
- 57. Валютный рынок: спот-рынок, форвардный рынок
- 58. Модель is-lm
- 59. Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса
- 60. Модель Дюпона
- 61. Модель Манделла-Флеминга (плавающий и фиксированный курс): доход - обменный курс, доход - ставка процента
- 62. Алгоритм процесса принятия управленческого решения
- 63. Анализ ликвидности баланса предприятия
- 64. Модель is-lм-вр. Влияние монетарной и фискальной политики на условия равновесия в модели is-lм-вр при фиксированном курсе
- 65. Логистическая система управления запасами
- 65.1. Условия равновесия в модели is-lм-вр при плавающем курсе. Анализ влияния монетарной политики на условия равновесия в модели is-lm-вр при плавающем курсе
- 66. Процедуры антикризисного управления
- 67. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 1. Чистая конкуренция:
- 2. Монополистическая конкуренция:
- 3. Олигополистическая конкуренция:
- 4. Чистая монополия:
- 66.1. Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр
- 67.1. Организация разработки управленческого решения
- 68. Аудиторские доказательства: понятие, виды, методы получения
- 69. Модель экономического роста Солоу. Уровень капиталовооруженности и «золотое правило»
- Основные недостатки модели связаны с экзогенностью научно-технического прогресса и нормы сбережений. Кроме того, использование функции Кобба-Дугласа также ограничивает модель.
- 70. Организация выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения
- 71. Методы определения базовой цены
- Методы определения базовых цен
- 72. Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства
- 73. Особенности инновационного менеджмента и рынка объектов интеллектуальной собственности
- 75. Краткосрочная модель is-lм-вр. Высокая, низкая и идеальная мобильность капитала
- 76. Понятие и сущность организации. Жизненный цикл организации
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 77. Анализ безубыточности. Критический объем производства
- 78. Современные теории потребления (Модильяни, Фишер, Фридмен)
- 79. Оценка эффективности организации. Основные подходы к оценке организационной эффективности
- 80. Паритет ставки процента. Графический анализ
- 81. Цикличность экономического развития. Виды циклов
- 83. Валютные свопы. Техника фиксирования валютной прибыли
- 84. Рынок: сущность, функции, виды
- 85. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 86. Показатели деловой активности предприятия
- 87. Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 88. Принципы управленческого учета
- 89. Американская концепция эффекта финансового рычага
- 90. Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Экономическая прибыль
- 91. Методы исследования систем управления
- 92. Западноевропейская концепции эффекта финансового рычага
- 93. Монополия и рыночная власть, ее измерение. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках
- 94. Управление деловой карьерой персонала
- 95. Управление банковскими рисками: классификация и методы снижения
- 96. Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 97. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 98. Измерение риска. Классификация корпоративных информационных систем
- 97.1. Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
- 98.1. Функция мотивации. Сравнительный анализ различных теорий мотивации
- 99. Методы анализа инвестиционных проектов
- 100. Производственный выбор в краткосрочном и долгосрочном периодах. Совокупный, средний, предельный продукт переменного фактора. Эффект масштаба производства
- 101. Функции маркетинга на предприятии
- 102. Управление дебиторской задолженностью предприятия
- 103. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег
- 104. Конкурентоспособность товара
- 105. Классификация финансовых рисков
- 106. БюджетныЙ дефицит, способы его финансирования. Управление государственным Долгом
- 108. Бизнес-план и структура. Информация, необходимая для составления бизнес-плана, и порядок его разработки
- 109. Внутренний государственный долг: традиционный подход и точка зрения р. Барро
- 110. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 111. Информационная база финансового анализа
- 112. Факторы, влияющие на счет движения капитала и на чистый экспорт
- 113. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 114. Анализ качества прибыли
- 115. Основные этапы развития экономических знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия
- 116. Логистическая система управления запасами
- 117. Управление денежными средствами на предприятии. Модель в. Баумоля
- 118. Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза - Стиглица
- 119. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 120. Биржевая торговля: формы организации, правила биржевой торговли, процедура листинга и делистинга, биржевые индексы