79. Оценка эффективности организации. Основные подходы к оценке организационной эффективности
Рассмотрим различные подходы к оценке эффективности, проанализируем их достоинства и недостатки и сформулируем такой взгляд на эффективность, который в наибольшей степени соответствует современному этапу экономического развития.
Целевой подход к оценке эффективности
Это наиболее известный и наиболее широко применяемый метод. Эффективность в соответствии с целевым подходом это степень выполнения поставленных задач объединенными усилиями персонала организации. Подход предполагает наличие строго сформулированных целей и количественных методов измерения степени их выполнения.
Несмотря на привлекательность и внешнюю простоту метода, его применение не всегда возможно:
1. Не всегда можно измерить степень достижения целей.
2. У организации может быть несколько целей, а достижение одной из них препятствует достижению другой.
3. Само существование у организации набора «официальных» целей, на достижение которых направлены усилия всего персонала, зачастую является спорным.
Одними из наиболее часто используемых показателей эффективности при применении целевого подхода являются финансовые показатели (прибыльность, финансовая устойчивость, и т.п.)
Системный подход
Суть данного подхода заключается в следующем:
Все организации получают ресурсы из более крупной системы, и, в свою очередь, производят товары и услуги для этой системы. Поскольку любая организация - часть более глобальной системы, она должна выполнять её требования. При этом речь идет не только о требованиях к качеству и количеству товаров и услуг. Организации обязаны также удовлетворять требованиям чистоты окружающей среды, внутренней стабильности глобальных систем, глобальной политической стабильности.
Системный подход делает акцент на двух важных соображениях:
1. Выживание организации зависит от её способности адаптироваться к требованиям среды;
2. Для удовлетворения этих требований в центре внимания руководства должен находиться полный цикл «вход – процесс – выход».
Критерии эффективности организаций должны отражать каждое из этих соображений. Поскольку требования глобальных систем зачастую находятся вне сферы непосредственной деятельности организации, системный подход объясняет, почему ресурсы должны использоваться для деятельности, которая далеко не всегда связана с целями организации.
Подход подчеркивает важность поддержания баланса между различными элементами внешней системы, в состав которой входит организация.
Многопараметрический подход к эффективности
Этот подход предполагает удовлетворение всех тех людей и их групп, которые прямо или косвенно участвуют в деятельности организаций (персонал, поставщики, потребители, акционеры, инвесторы, государство). Данный подход акцентирует внимание на относительной важности различных групповых и индивидуальных интересов в организации, тогда как целевой отдает предпочтение достижению собственных целей.
Каждая из перечисленных групп людей предполагает, что организация будет функционировать таким образом, что они будут получать выгоду. Такие ожидания могут быть как совместимыми, так и несовместимыми.
Как следствие, существует столько же различных оценок эффективности, сколько людей выносит суждение на этот счет. Каким же образом можно достичь эффективности в этом случае? Один из ответов на данный вопрос состоит вот в чем: каждый клиент (человек или группа людей) контролирует ресурсы, имеющие ценность для организации. В каждый момент эти ресурсы имеют большую или меньшую важность, а организация является эффективной в той степени, в какой она удовлетворяет интересы групп, которые контролируют наиболее важные ресурсы.
Поскольку речь при оценке эффективности идет о важности тех или иных ресурсов, выводы о важности могут быть сделаны только на основе субъективной системы ценностей. Для одних менеджеров наиболее важным приоритетом является социальная ответственность, для других требование социальной ответственности не является приоритетным.
Круг конкурирующих ценностей, которые должны принимать во внимание менеджеры: жесткий контроль или гибкость; внутренние или внешние факторы.
Менеджер, который ценит жесткий контроль и концентрирует внимание на внутренней среде организации, будет стремиться к стабильности и целостности организации. Если он ценит контроль и основное внимание уделяет внешней среде – стремится к обеспечению производительности и эффективному использованию ресурсов. Предпочитающие гибкость и внутреннюю среду стремятся к удовлетворению и развитию работников. Менеджер, который ценит гибкость и уделяет основное внимание внешней среде, стремится к развитию конкурентоспособности.
Временной подход к оценке организационной эффективности
Это развитие системного подхода, в который введен параметр времени. При этом рассматриваются долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный аспекты эффективности.
Выживание представляет собой долгосрочную меру организационной эффективности. Выживание требует адаптации и прогнозирования.
В среднесрочной перспективе критериями эффективности являются конкурентоспособность и способность к развитию.
Основными критериями краткосрочной эффективности обычно считают продуктивность, качество, коэффициенты полезного действия (эффективность), гибкость и удовлетворенность.
Критерии краткосрочной эффективности:
1. Продуктивность – способность организации обеспечивать необходимое количество и качество продукции в соответствии с требованиями внешней среды (объем продаж, рыночная доля).
2. Качество – удовлетворение запросов покупателей и клиентов (оценки должны быть даны потребителями).
3. КПД или эффективность это отношение выходов к входам в полном цикле «вход – процесс - выход», хотя часто используют лишь первые две составляющих этого цикла (стоимость единицы продукции; прибыль на единицу затрат и т.д.);
4. Гибкость – означает способность перераспределять ресурсы с одного вида деятельности на другой для выпуска новых продуктов, учитывая мнение потребителей. Важнейшей составляющей гибкости является гибкая, оперативно перестраиваемая производственная технология. Различают гибкость реакции на изменение запросов потребителя; гибкость поведения в межличностных и межгрупповых отношениях; гибкость планирования, организации, контроля и управления с учетом первых двух изменений.
5. Удовлетворенность – означает, что работники чувствуют себя комфортно на работе и удовлетворены своей ролью в организации.
Критерии краткосрочной эффективности взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Среднесрочные критерии:
1. Конкурентоспособность характеризует положение организации в отрасли.
2. Способность к развитию - это способность к инвестированию средств таким образом, чтобы удовлетворять будущий спрос внешней среды.
Долгосрочные критерии:
В долгосрочной перспективе организации стремятся к выживанию. Им это удается, если они умеют заблаговременно распознавать грозящую им опасность и своевременно принимать соответствующие меры.
Оценка эффективности на основе анализа сфер активности организации
Данный подход представляет собой своеобразный гибрид системного, многопараметрического и временного подходов к оценке эффективности.
В соответствии с данным подходом, под эффективностью организаций понимают их способность к постоянно высоким достижениям в удовлетворении изменяющихся потребностей всех сторон, так или иначе связанных с деятельностью организации. Такая способность, в свою очередь, зависит от наличия у организации ряда качеств, которые будут рассмотрены ниже.
Любая организация, независимо от сферы её деятельности и организационной формы, будь то религиозная, общественная, коммерческая государственная либо частная имеет следующие основные сферы активности:
1. Сфера идеологии, определяющая, для чего фирма существует, каковы ее миссия, цели и ценности. В организации существуют и систематически функционируют структуры и процедуры участия персонала в обсуждении и коррекции миссии, целей и организационных ценностей.
2. Сфера внутренней активности, характеризующая действия в области управления ресурсами. Эффективность работы в этой сфере определяется способностью фирмы приумножать свои ресурсы, а не расходовать их без пользы для организации. Частными показателями эффективности этой сферы являются себестоимость, прибыльность, рентабельность, финансовая устойчивость и т.п.
3. Сфера внешней активности. Эффективность работы в этой сфере определяется тем, насколько успешно удовлетворяются потребности потребителей, - в какой степени потребители удовлетворены продукцией фирмы, условиями её приобретения, сервисным обслуживанием; каков уровень конкурентоспособности фирмы; в какой степени удовлетворяются интересы партнёров по бизнесу и выполняется собственная миссия.
4. Сфера работы с персоналом, характеризующая усилия фирмы по развитию способностей персонала и созданию условий и стимулов для реализации этих способностей в процессе достижения целей организации.
5. Сфера управления, характеризующая чувствительность организации к слабым предупреждающим сигналам, свидетельствующим о необходимости перемен.
6. Сфера лидерства, определяющая, в какой степени лидер обладает навыками стратегического лидерства и развивает их. Способность к стратегическому лидерству определяется наличием у руководства фирмы следующих качеств:
- способность к видению, то есть способность к чувственному воссозданию целостного образа среды функционирования, а также идеального (целевого) состояния своей организации, по неполной, фрагментарной и не абсолютно достоверной информации;
- способность убедить коллектив в привлекательности целевого состояния и способа его достижения;
- способность к разработке планов осуществления необходимых преобразований и мотивации персонала на их выполнение;
- содействие развитию навыков распределённого лидерства.
Частными критериями эффективности, следовательно, могут быть степень развитости каждой из сфер активности (внешняя эффективность; внутренняя эффективность; эффективность в работе с персоналом; степень развитости идеологии; эффективность лидерства; эффективность менеджмента. Это, по сути, несколько расширенный перечень критериев, предлагаемых многопараметрическим и временным подходами к оценке эффективности).
Таким образом, эффективность организаций – это способность к постоянно высоким достижениям в удовлетворении потребностей всех групп людей, связанных с их деятельностью, в изменчивой, динамичной, среде.
- 1. Измерение объема национального производства по доходам и расходам. Внп, чнп, ввп, нд
- 5. Чистый национальный продукт (чнп).
- 2. Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов
- 3. Инвестиционный проект и его жизненный цикл
- 4. Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости. Супермультипликатор
- 5. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 6. Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага
- 7. Рынок олигополии. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно
- 8. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 9. Факторный анализ рентабельности. Показатели рентабельности
- Рентабельность активов. Важнейшим показателем здесь является рентабельность активов (иначе — рентабельность имущества). Этот показатель может быть определен по следующей формуле:
- Рентабельность продукции. Рентабельность продукции (рентабельность производственной деятельности) может быть выражена формулой:
- Рентабельность продаж. Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Этот показатель определяется по такой формуле:
- 10. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 11. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 12. Принципы и этапы проведения аудиторской проверки
- 1. Оценка потребностей клиента, формирование групп по проведению аудита и определение ее задания
- 2. Совещание по планированию проекта аудиторской проверки
- 3. Получение представления о конъюнктуре рынка, деловой среде и т.Д.
- 4. Оценка существенных процедур внутреннего контроля
- 5. Оценка риска
- 6. Существенные и общие аудиторские процедуры
- 7. Создание сводного отчета по аудиту (проведение анализа достоинств и недостатков экономического субъекта, возможностей и рисков)
- 8. Проведение заключительного совещания
- 9. Оценка результатов работы и разработка плана усовершенствований
- 13. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность
- 14. Основные виды стратегий развития предприятия
- 15. Оценка стоимости бизнеса: доходный метод
- 16. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филлипса. Регулирование рынка труда
- 17. Государственная политика в области внешней торговли
- 18. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг
- 19. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- 20. Стратегический анализ: цели и принципы
- 21. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 22. Экономические концепции институционализма. Неоинституционализм
- 23. Функция организации: разделение труда и департаментализация, координация
- 24. Оценка финансовой устойчивости предприятия
- 25. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Налоговый мультипликатор
- 26. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 27. Оценка стоимости бизнеса: основные методы
- 28. Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена-потребление». Кривые Энгеля
- 29. Функция контроля: правила и принципы, процесс осуществления. Основные классификации контроля
- 30. Графический анализ рынка ценных бумаг: линии поддержки и сопротивления, квалификаторы прорыва, метод медианы Эндрюса, фигуры цен
- 31. Производственная функция, ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора
- 32. Себестоимость продукции. Классификация и учёт затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing
- 33. Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классификация кредитных операций. Лизинг. Факторинг
- 34. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем
- 35. Основные виды организационных структур
- 36. Стоимость и целевая структура капитала компании
- 37. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и изменений цен на бюджетные возможности потребителя. Рациональный потребительский выбор. Угловое решение задачи потребительского выбора
- 38. Основные виды стратегий развития предприятия
- 39. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков
- 41. Портфельный анализ. Матрица Бостонской консалтинговой группы
- 42. Налоговая система Российской Федерации. Виды налогов
- 43. Рентные отрасли. Причины, условия возникновения и источники ренты. Цена земли
- 44. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка
- 45. Метод camp и линия sml
- 46. Ценовая эластичность предложения. Долговременная и кратковременная эластичность предложения
- 47. Принципы и сущность антикризисного управления организацией
- 48. Инструменты технического анализа: трендоследящие индикаторы, осцилляторы, характеристические индикаторы
- 49. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и некачественные товары
- 50. Характеристика и классификация управленческих решений. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 51. Методы управления рисками
- 52. Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
- 53. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 54. Классификация финансовых рисков
- 55. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 56. Управление каналами распределения товаров
- 57. Валютный рынок: спот-рынок, форвардный рынок
- 58. Модель is-lm
- 59. Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса
- 60. Модель Дюпона
- 61. Модель Манделла-Флеминга (плавающий и фиксированный курс): доход - обменный курс, доход - ставка процента
- 62. Алгоритм процесса принятия управленческого решения
- 63. Анализ ликвидности баланса предприятия
- 64. Модель is-lм-вр. Влияние монетарной и фискальной политики на условия равновесия в модели is-lм-вр при фиксированном курсе
- 65. Логистическая система управления запасами
- 65.1. Условия равновесия в модели is-lм-вр при плавающем курсе. Анализ влияния монетарной политики на условия равновесия в модели is-lm-вр при плавающем курсе
- 66. Процедуры антикризисного управления
- 67. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 1. Чистая конкуренция:
- 2. Монополистическая конкуренция:
- 3. Олигополистическая конкуренция:
- 4. Чистая монополия:
- 66.1. Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр
- 67.1. Организация разработки управленческого решения
- 68. Аудиторские доказательства: понятие, виды, методы получения
- 69. Модель экономического роста Солоу. Уровень капиталовооруженности и «золотое правило»
- Основные недостатки модели связаны с экзогенностью научно-технического прогресса и нормы сбережений. Кроме того, использование функции Кобба-Дугласа также ограничивает модель.
- 70. Организация выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения
- 71. Методы определения базовой цены
- Методы определения базовых цен
- 72. Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства
- 73. Особенности инновационного менеджмента и рынка объектов интеллектуальной собственности
- 75. Краткосрочная модель is-lм-вр. Высокая, низкая и идеальная мобильность капитала
- 76. Понятие и сущность организации. Жизненный цикл организации
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 77. Анализ безубыточности. Критический объем производства
- 78. Современные теории потребления (Модильяни, Фишер, Фридмен)
- 79. Оценка эффективности организации. Основные подходы к оценке организационной эффективности
- 80. Паритет ставки процента. Графический анализ
- 81. Цикличность экономического развития. Виды циклов
- 83. Валютные свопы. Техника фиксирования валютной прибыли
- 84. Рынок: сущность, функции, виды
- 85. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 86. Показатели деловой активности предприятия
- 87. Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 88. Принципы управленческого учета
- 89. Американская концепция эффекта финансового рычага
- 90. Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Экономическая прибыль
- 91. Методы исследования систем управления
- 92. Западноевропейская концепции эффекта финансового рычага
- 93. Монополия и рыночная власть, ее измерение. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках
- 94. Управление деловой карьерой персонала
- 95. Управление банковскими рисками: классификация и методы снижения
- 96. Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 97. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 98. Измерение риска. Классификация корпоративных информационных систем
- 97.1. Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
- 98.1. Функция мотивации. Сравнительный анализ различных теорий мотивации
- 99. Методы анализа инвестиционных проектов
- 100. Производственный выбор в краткосрочном и долгосрочном периодах. Совокупный, средний, предельный продукт переменного фактора. Эффект масштаба производства
- 101. Функции маркетинга на предприятии
- 102. Управление дебиторской задолженностью предприятия
- 103. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег
- 104. Конкурентоспособность товара
- 105. Классификация финансовых рисков
- 106. БюджетныЙ дефицит, способы его финансирования. Управление государственным Долгом
- 108. Бизнес-план и структура. Информация, необходимая для составления бизнес-плана, и порядок его разработки
- 109. Внутренний государственный долг: традиционный подход и точка зрения р. Барро
- 110. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 111. Информационная база финансового анализа
- 112. Факторы, влияющие на счет движения капитала и на чистый экспорт
- 113. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 114. Анализ качества прибыли
- 115. Основные этапы развития экономических знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия
- 116. Логистическая система управления запасами
- 117. Управление денежными средствами на предприятии. Модель в. Баумоля
- 118. Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза - Стиглица
- 119. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 120. Биржевая торговля: формы организации, правила биржевой торговли, процедура листинга и делистинга, биржевые индексы