logo search
организция

11.3. Классификация предприятий по типу инноваций

В зависимости от масштабов производства, характера вы­пускаемой продукции, традиционных форм организации науч­но-технической деятельности в данной отрасли и других факто­ров предприятие может осуществлять:

- полный цикл НИОКР: фундаментальные исследования (теоретические и поисковые), прикладные НИР и ОКР;

- фундаментальные поисковые, прикладные НИР и ОКР;

- прикладные НИР и ОКР;

- только ОКР (рис. 11.3.1.).

Указанные работы могут быть выполнены как собственны­ми силами, так и внешними научными организациями, причем предприятие может быть собственником или совладельцем ин­теллектуального продукта или не быть таковым.

Приведенная классификация типов предприятий яв­ляется традиционной. В новых условиях повышение эффектив­ности инновационной деятельности требует новых подходов к этой проблеме, учитывая аспекты рыночной конкуренции, сте­пени новизны продукции, выводимой на рынок, и ряд других.

Ключевыми признаками классификации предприятий по типу инновационной деятельности с учетом рыночных и мар­кетинговых аспектов являются преобладающие типы инноваций, реализуемых предприятием.

Рис. 11.3.1. Организация инновационного процесса на предприятии

В зависимости от преобладающега типа,инноваций пред­приятия могут быть разбиты на следующие классы.

1. Инноваторы-лидеры и инноваторы-последователи - это предприятия, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются дру­гими предприятиями — инноваторами-последователями. Инноваторы-лидеры работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации инноваций, носящих упреждающий (стратегический) характер, имеют запас «экономической проч­ности», который выражается в наличии портфеля новой конку­рентоспособной продукции, более низких по сравнению со средними удельными издержками производства. Инноваторы-последователи, напротив, меньше рискуют, их инновации являются, как правило, реакцией на инновации лидеров, но имеют более низкие экономические показатели и показатели конкурентос­пособности.

2. Предприятия, ориентирующиеся на новые научные от­крытия или пионерные изобретения, и предприятия, создаю­щие инновации на основе нового способа применения ранее сделанных открытий и изобретений. Реализация новых научных открытий и пионерных изобретений в производстве характерна для предприятий, имеющих полный цикл НИОКР или, по крайней мере, развитую базу прикладных НИОКР. Однако ин­новации такого типа достаточно редки. Основная масса пред­приятий создает инновации на основе новых способов приме­нения ранее сделанных открытий.

3. Предприятия-инноваторы, создающие новые потребнос­ти, и предприятия, способствующие развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей. Типичными при­мерами инноваций, создающих и удовлетворяющих новые по­требности, являются: телевизор, телефон, видеомагнитофон, видеотелефон, калькулятор, ЭВМ, в том числе ПЭВМ. Развитию существующих потребнос­тей способствуют инновации по реализации новых поколений указанных товаров. Требования к инновацион­ному развитию предприятий, различающихся по характеру удовлетворения потребностей, также неодинаковы.

4. Предприятия, создающие базовые инновации, и пред­приятия, деятельность которых направлена на создание инно­ваций-видоизменений. Базовые инновации могут быть реализо­ваны как на основе новых открытий, так и посредством приме­нения новых способов к «старым» открытиям. Этот вид иннова­ций связан с созданием новых поколений техники, которые впоследствии будут совершенствоваться путем разработки ин­новаций-видоизменений.

5. Предприятия, создающие инновации с целью последую­щего их применения в одной отрасли, и предприятия, реализу­ющие инновации для всего народного хозяйства или АПК. Во втором случае требуется более мощная база НИОКР, как пра­вило, проведение полного их цикла.

6. Предприятия, реализующие инновации, замещающие ранее созданные продукты и технологии; предприятия, создаю­щие рационализирующие и расширяющие инновации. Разра­ботка замещающих инноваций требует привлечения значитель­ного исследовательского потенциала.

7. Предприятия, создающие основные (продуктовые и тех­нологические) инновации, и предприятия, разрабатывающие дополняющие инновации.

8. Предприятия, реализующие инновации-продукты, и предприятия, реализующие инновации-процессы.

9. Предприятия, создающие инновации для новых рынков, и предприятия, ориентирующие на инновации, создающие но­вые сферы применения на старых рынках.

10. Предприятия могут быть классифицированы по глубине создаваемых нововведений. Это будут хозяйственные единицы:

— создающие инновации, которые регенерируют первона­чальные свойства продуктов и процессов. Инновации та­кого рода относятся к нулевому разряду, то есть их мож­но лишь условно назвать инновациями. Как правило, это разного рода нововведения, способные лишь восстано­вить уже действующие процессы. Предприятия такого рода находятся на низшей ступени инновационной лест­ницы. Их положение на рынке крайне неустойчиво вследствие весьма низкой доли новых продуктов и веро­ятности их появления в перспективе;

— создающие инновации, направленные на увеличение производительности труда и интенсивности действую­щих процессов. Данный тип инноваций относится к ин­новациям первого порядка. Положение предприятий с этим типом инноваций на рынке может быть устойчиво и только по узкой группе подвержено значительным ка­чественным изменениям;

— ориентирующие свою инновационную деятельность на внедрение новшеств, связанных с перегруппировкой от­дельных элементов существующей производственной си­стемы. Это может проявляться в создании новых изделий (с незначительной степенью новизны) за счет различ­ной комбинации уже существующих в данном производ­стве элементов, в организационных перегруппировках производства;

— создающие адаптационные инновации на отдельных, как правило, дополняющих элементах производственной системы. Эти инновации не обладают значительной сте­пенью новизны, так как изменения отдельных элемен­тов не характеризуются высокой степенью инновативно-сти (например, замена в станке одного типа электродви­гателя на другой, производимый на других предприяти­ях);

— осуществляющие инновации, направленные на частич­ное улучшение элементов данной производственной си­стемы без существенного изменения функционирования системы в целом. Это в основном улучшение отдельных элементов продукта;

— разрабатывающие новые поколения технологий и про­дукции без изменения их базовых принципиальных кон­струкций и структур;

— инициирующие новые виды производственных систем (продуктов и технологий), содержащих качественные из­менения первоначальной концепции, но сохраняющие функциональный принцип;

— создающие новые виды техники и технологии. Это выс­ший тип инновационной деятельности.

Каждый из перечисленных типов инновационной деятель­ности предприятий существует одновременно с другими, если говорить о данном предприятии. Поэтому, говоря о типе пред­приятия, следует иметь в виду структуру и преобладающие типы инноваций, реализуемые на данном предприятии.

Выводы:

1. Современный инновационный процесс рас­сматривается как процесс, складывающийся в результате взаимо­действия трех систем: новатора, предприятия и внешней среды. Первая система (новатор) включает весь персонал (трудовой ресурс производства), который непосредственно задействован в исследовании, разработке и освоении новой технологии. Она является частью более обширной системы, которая может быть отождествлена в целом с предприятием, к которому относятся участники процесса нововведения. Предприятие является час­тью еще более обширной системы, т.е. элементом совокупности внешних факторов — политических, социально-экономичес­ких, природных. Непосредственными субъектами инновацион­ного процесса являются системы новатор и предприятие, ха­рактер их взаимодействия в решающей степени определяется особенностями внешней среды.

2. Каждое нововведение начинается с того, что кто-то из членов коллектива предприятия (назовем его новатором) выс­казывает идею о принципах его создания. По мере осознания необходимости нововведения на предприятии возникают раз­личные точки зрения о целесообразности нововведения. Отношение к нововведению, а также возможности его ис­пользования как фактора развития, определяются мотивацией членов предприятия.

3. Мотивацию в инновационном процессе можно представить как реализа­цию человеческих потребностей в результате взаимодействия внутренней системы ценностей личности, норм и правил пове­дения, принятых на конкретном предприятии и в обществе. В зависимости от развития и характера личности мотивация к инновациям определяется, во-первых, материальными потребностями (стремление не допустить ухудшения или даже просто измене­ния ролевых позиций и условий деятельности индивида на предприятии), потребностью в отождествлении с какой-либо человеческой общностью (при этом отношение ин­дивида к нововведению будет определяться его пониманием со­ответствия нововведения целям деятельности предприятия, с которыми он солидаризуется), потребностью в само­реализации.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте понятия «инновация», «инновационный процесс».

Тестовый контроль

Укажите правильный вариант ответа

1. Нововведение (новшество):

а) это способ удовлетворения сложившихся потребностей, дающих прирост полезного эффекта основанный на достижениях науки и техники;

б) это метод освоения производства.

2. На какие классы делятся инновации?

а) отраслевые и научные;

б) технические и органзационные;

в) маркетинговые и управленческие.

3. Дополните предложение:

Процесс, в ходе которого производители в целях получения прибыли создают и продвигают новшество к их потребителям называется . . . . . . . .

Задания для закрепления темы:

Заполните таблицу 11.1 – Характеристики предприятий по типу инноваций.

Предприятия

по типу

инноваций

Характеристика

Примеры

Инноваторы – лидеры

и инноваторы-

последоватли

Предприятия, создающе основные (продуктовые и технологические) инновации

Предприятия, создающие инновации для новых рынков

Результат 6

Характеризовать инвестиционную и внешнеэкономическую деятельность предприятия в соответствии с требованиями ГОС стандарта

Модель взаимодействия инвестиционной деятельности и ВЭД0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000