10.4. Конкурентоспособность продукции
Конкурентоспособность продукции (товара) — это ее способность лучше по сравнению с аналогичными товарами конкурентов удовлетворять конкретную) потребность покупателя благодаря отличительным потребительским и стоимостным характеристикам, что обеспечивает ее предпочтительность для потребителя на определенном рынке и в определенный период времени. Конкурентоспособная продукция гарантирует предприятию устойчивый объем продаж в определенном сегменте рынка, а повышение уровня конкурентоспособности изделий способствует росту объемов производства и реализации продукции.
Структура оценочных показателей конкурентоспособности продукции содержит две группы параметров: качественные и экономические.
Качественные параметры отражают совокупность свойств и характеристик товара, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество включает в себя множество компонентов. К ним относятся показатели назначения продукции, технико-экономические, экологические показатели и др. Однако для оценки конкурентоспособности продукции нецелесообразно и трудоемко использование всех показателей качества. Конкурентоспособность продукции определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысилась его стоимость за счет придания ему новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.
Количество и состав качественных показателей для различных товаров будут существенно отличаться, и могут измеряться разными способами. Одним из источников информации для определения и оценки качественных показателей являются маркетинговые исследования, проводимые на основе опросов и анкетирования потребителей. Конкурентоспособность продукции оценивается при помощи критериев (Приложение 2). Они позволяют выявить самые существенные для потребителей характеристики товара, которые и являются ключевыми факторами его конкурентоспособности. Улучшая характеристики товаров, предприятие может наилучшим образом повысить конкурентоспособность своей продукции.
Наиболее распространенным методом оценки конкурентоспособности продукции является индексный метод. В его основе лежит оценка путем сопоставления качественных и стоимостных показателей исследуемого товара с требованиями рынка, т. е. покупателей. Однако на практике из-за трудоемкости получения полной и точной информации о потребностях покупателя, конкурентоспособность продукции оценивают косвенно с помощью товара-образца. В этом случае за основу берется не потребность, а товар-образец или базовый товар, пользующийся наибольшим спросом на рынке и, следовательно, выступающий в виде материализованных усредненных требований к конкурентоспособной продукции.
Индексный метод предполагает оценку конкурентоспособности продукции с помощью единичных и групповых параметрических индексов, а также обобщающего (интегрального) индекса.
Единичные индексы характеризуют степень удовлетворения потребности покупателя и рассчитываются как отношение величины частного параметра качества или экономического параметра анализируемого товара к величине того же параметра, при которой элемент потребности удовлетворяется полностью.
Формулы для расчета единичного параметрического индекса по качественным параметрам имеют вид:
где qi – единичный параметрический индекс по i-му качественному параметру товара; Pi – величина i-го качественного параметра анализируемого товара; Pi6 – величина i-го качественного параметра базового товара.
Формула (1) используется для качественных показателей, от которых конкурентоспособность продукции находится в прямо пропорциональной зависимости (например, производительность — чем выше производительность оборудования, тем выше его конкурентоспособность). Формула (2) применяется в том случае, когда качественный параметр обратно влияет на конкурентоспособность продукции (например, расход топлива — чем выше расход топлива, тем ниже конкурентоспособность машины).
Таким способом можно провести расчеты по всем качественным параметрам, получив в итоге полный набор индексов, характеризующих отклонение свойств анализируемого товара от требований покупателя, воплощенных в базовом товаре.
Формула для расчета единичного параметрического индекса по экономическим параметрам имеет вид:
qj = Pj
Pj б
где dj – единичный параметрический индекс по j-му экономическому параметру товара; Pj – величина j-го экономического параметра анализируемого товара;
Pj6 – величина j-го параметра базового товара.
Для объединения единичных параметрических индексов в групповой необходимо принять во внимание значимость каждого параметра (при выборе товара потребителем), придав ему форму веса:
где Ik – груповой индекс по качественным параметрам; qi – единичный индекс по i-му качественного параметру; аi – вес i-го качественного параметра в общем наборе; n – количество качественных параметров.
Индекс Ik характеризует степень соответствия качества товара.
где Iэ - групповой индекс по экономическим параметрам; dj – единичный индекс no j-му экономическому параметру; b j — вес j-го экономического параметра в общем наборе, т — количество экономических параметров.
Полученный индекс Iэ характеризует степень соответствия по экономическим характеристикам данного товара базовому.
На основе групповых индексов по качественным и экономическим параметрам строится интегральный показатель конкурентоспособности (К) данного товара относительного базового:
Действия индексов Ik и Iэ являются разнонаправленными: при росте Ik показатель (К) растет, отражая рост конкурентоспособности; при увеличении Iэ показатель конкурентоспособности падает. Наибольший эффект в росте показателя конкурентоспособности продукции достигается при одновременном росте группового индекса качества и снижении группового индекса цены. Если в результате расчетов полученный показатель конкурентоспособности К<1, то анализируемый товар уступает базовому в конкурентоспособности, если К > 1, то анализируемый товар является более конкурентоспособным по сравнению с базовым. При равной конкурентоспособности товаров К = 1.
Представленная методика позволяет не только оценить конкурентоспособность товара в целом, но и посредством изучения единичных и групповых индексов выявить, какие именно параметры продукции необходимо совершенствовать для повышения ее конкурентоспособности.
Расчет группового показателя связан с некоторыми методологическими проблемами. Во-первых, многие параметры изделий не имеют физической меры; вкус, цвет, запах, дизайн и т. д. Учесть их при оценке конкурентоспособности можно, используя экспертные методы либо на основе суждений потребителей, при этом свойства изделий оцениваются в баллах по выбранной шкале.
Вторая проблема связана с построением весовой базы для показателей. Расчет коэффициентов весомости - наиболее сложная процедура, анализа конкурентоспособности, так как она опирается не на расчетные операции с известными величинами, а на предпочтения потребителей или мнения экспертов. Основными источниками данных для расчета коэффициентов весомости являются исследования рынка и сделанные на их основе экспертные опенки. Таким образом, качество анализа в значительной степени зависти от квалификации эксперта.
Выводы:
Качество выпускаемой продукции – важнейший фактор деятельности предприятия в условиях рыночной экономики, обеспечивающий его конкурентную способность и рост прибыли.
Работы по повышению качества продукции целесообразно проводить в рамках системного управления, который охватывает весь жизненный цикл продукции – от проектирования до потребления и утилизации.
Управление качеством продукции базируется на стандартизации, которая представляет собой нормативно – техническую основу, определяющую прогрессивные требования к продукции.
Конечная оценка качества продукции осуществляется с помощью сертификации. Которая означает испытание продукции, выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции( знак соответствия) и контроль за состоянием последующего производства.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте обобщенные показатели качества продукции
2. Назовите интегральные показатели качества продукции.
3. Какое значение на предприятиях имеет технический контроль качества продукции.
Тестовый контроль:
Укажите правильный вариант ответа
К показателям качества относятся:
а) показатели надежности;
б) показатели сравнительной эффективности;
в) эргономические показатели;
г) показатели экстенсивной нагрузки оборудования;
д) патентно – правовые показатели.
Система управления качеством продукции включает этапы:
а) научно - исследовательские и опытно – конструкторские работы;
б) производство и реализацию;
в) потребление (эксплуатация и техническое обслуживание);
г) утилизацию;
д) все вышеперечисленные этапы.
Главная задача стандартизации:
а) создание опытно – промышленных образцов продукции;
б) содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
в) создание системы нормативно – технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции;
г) контроль безопасности продукции для жизни и здоровья людей, для окружающей среды.
Сертификацию продукции производят:
а) предприятия – производители производят;
б) потребители продукции;
в) третья сторона, независимая от изготовителей и потребителей продукции.
Задания для закрепления темы:
Задание 1.
Дополните рисунок едиными, сводными, обобщающими показателями качества продукции.
Рис.10.1. Показатели качества продукции
Результат 5
Классифицировать предприятия пищевой промышленности по типам инноваций в соотвествии с требованиями ГОС стандарта
Схема: Процесс реализации инноваций
Виды дея- тельности | Инновации |
| |||||||||||||||||
НИР | ОКР | Применение | Эксплуатация |
| |||||||||||||||
Фунда- менталь- ные |
Прикладные | Технико- техноло- гические | Коммер- ческие | Производ- ство | Потреб- ление | Совер- шенство- вание | Модифи- кация |
| |||||||||||
Резуль- Таты |
Новые научные знания | Новые зна- ния,необхо- димые для проведения ОКР |
Опытный образец | Образец, удобный для исполь- зовония в коммерчес- кихцелях | Техничес- кое изме- нение производ- ства | Техничес- кое измене- ние по- требно- стей |
Более ка- чествен- ное изделие |
Дополни- тельная моифи- кация |
| ||||||||||
Этапы иноваци- онного процесса |
Научный |
Технический |
Технологический |
Эксплуатационный |
| ||||||||||||||
Типы иноваций | Базисные |
| |||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||
| Прикладные |
| |||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||
| Улучшающие |
| |||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||
| Псевдоинновации |
| |||||||||||||||||
Оценка иноваций |
|
| |||||||||||||||||
|
| Истинные |
|
| |||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||
| Несуще- ственные |
|
- Введение
- Модуль 1. Классификация отраслей, предприятий пищевой промышленности их производственно-хозяйственная деятельность
- Модуль 1. Классификация отраслей, предприятий пищевой промышленности их производственно-хозяйственная деятельность Результат 1
- Тема 1: Структура и классификация отраслей пищевой промышленности
- 1. Структура и классификация отраслей пищевой промышленности
- Пищевая промышленность
- Особенности пищевой промышленности
- Тема 2: Агропромышленный комплекс
- Понятие агропромышленного комплекса
- Понятие продовольственного комплекса и его три сферы
- Тема 3: Внешняя и внутренняя среда, отраслевые и социально-экономические факторы развития пищевой промышленности
- Внешняя среда пищевой промышленности и факторы влияющие на нее
- Внутренняя среда пищевой промышленности и факторы влияющие на нее
- 3.3. Отраслевые и социально-экономические особенности развития пищевой промышленности
- Результат 2
- Этапы создания предприятия
- Тема 4: Предприятие - хозяйствующий субъект в рыночной экономике
- 4.1. Предприятие – основное звено промышленности
- 4.2. Основные признаки предприятия
- 4.3. Формы и виды предприятий
- Результат 3
- Тема 5: Производственная структура предприятия, ее типы
- Понятие производства
- Типы производственной структуры предприятия
- Направления совершенствования производственной структуры
- Контрольные вопросы
- Тестовый контроль
- Задание для закрепления темы: Задание 1
- Тема 6: Производственный процесс
- 6.1. Характеристика производственного процесса
- Производственный цикл, его структура
- Тема 7: Поточное производство
- Поточный метод организации производства
- 7.2.Алгоритмы расчётов нормативов поточных линий
- Задания для закрепления темы:
- Тема 8: Партионный и индивидуальный метод организации производства
- 8.1. Партионный метод организации производства
- Алгоритм расчетов нормативов партионного метода организации производства
- 8.3. Единичный метод организации производства
- Тема 9: Организация поточного производства
- 1. Алгоритм рассчета
- 2. Алгоритм расчета
- Задания для закрепления темы:
- Результат 4
- Политика предприятия в области качества
- Тема 10: Основные понятия, показатели и система управления качеством продукции
- 10.1. Показатели качества продукции
- 10.2. Технический контроль качества продукции
- 10.3. Управление качеством продукции
- 10.4. Конкурентоспособность продукции
- Тема 11: Инновационная политика предприятия
- 11.1. Сущность понятий «инновация», «инновационный процесс»
- 11.2. Классификация инноваций
- 11.3. Классификация предприятий по типу инноваций
- Тема 12: Инвестиционная деятельность предприятия
- 12.1.Понятие инвестиций их классификация
- 12.2. Показатели инвестиций
- Тема 13:Внешнеэкономическая деятельность предприятия (фирмы)
- 13.1. Виды внешнеэкономической деятельности предприятия
- 13.2. Составление внешнеторгового контракта
- 13.3. Методы государственного регулирования вэд
- Приложения к 1 модулю
- Тема 1: Сырьевые ресурсы предприятия
- Краткая характеристика ресурсов
- Обеспечение предприятия сырьевыми ресурсами
- Требования к обеспечению сырьем предприятий
- Пути эффективного использования сырьевых ресурсов
- Тема 2: Методы нормирования сырьевых ресурсов
- 2.1. Нормирование сырьевых ресурсов
- 2.2. Методы нормирования сырья и материалов
- Результат 2
- Тема 3: Экономическая сущность, состав и структура основных средств предприятия
- 3.1. Понятие основных средств
- 3.2. Классификация основных средств
- 3.3.Структура основных производственных фондов
- 1. Тестовый контроль:
- Тема 4: Учет и методы оценки основных производственных фондов. Амортизация и ее назначение.
- 4.1. Правила оценки основных средств
- 4.2. Износ основных средств
- 4.3. Амортизация основных производственных фондов
- Контрольные вопросы:
- Тестовый контроль
- Тема 5: Показатели использования основных промышленных фондов Практическое занятие
- 5.1. Показатели эффективности использования опф
- 5.2. Основные направления повышения эффективности использования основных производственных фондов
- 5.3. Воспроизводство основных фондов и проблемы технического перевооружения отраслей пищевых производств
- Результат 3
- Тема 6: Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств предприятий
- 6.1. Понятие «оборотные средства» их структура
- 6.2. Нормирование оборотных средств
- Тема 7: Показатели эффективности использования оборотных средств
- 7.1. Показатели эффективности использования оборотных средств
- 7.2. Основные направления повышения эффективности использования оборотных средств
- Тема 17
- 17.1. Кадры предприятия: структура, управление
- 17.2. Производительность труда:
- 17.3. Планирование производительности труда. Методика расчета. Предельная производительность труда
- 5.4. Оплата труда работников
- Глава 22. Финансовое обеспечение на предприятии: структура, источники и формы
- Глава 23. Анализ и оценка финансового состояния предприятия1'