logo
организция

10.4. Конкурентоспособность продукции

Конкурентоспособность продукции (товара) — это ее способность лучше по сравнению с аналогичными товарами конкурентов удовле­творять конкретную) потребность покупателя благодаря отличитель­ным потребительским и стоимостным характеристикам, что обеспечи­вает ее предпочтительность для потребителя на определенном рынке и в определенный период времени. Конкурентоспособная продукция га­рантирует предприятию устойчивый объем продаж в определенном сегменте рынка, а повышение уровня конкурентоспособности изделий способствует росту объемов производства и реализации продукции.

Структура оценочных показателей конкурентоспособности про­дукции содержит две группы параметров: качественные и экономиче­ские.

Качественные параметры отражают совокупность свойств и ха­рактеристик товара, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество включает в себя множество компонентов. К ним относятся показатели назначе­ния продукции, технико-экономические, экологические показатели и др. Однако для оценки конкурентоспособности продукции нецелесо­образно и трудоемко использование всех показателей качества. Конку­рентоспособность продукции определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребно­сти, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Более то­го, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конку­рентоспособным, если значительно повысилась его стоимость за счет придания ему новых свойств, не представляющих существенного инте­реса для основной группы его покупателей.

Количество и состав качественных показателей для различных то­варов будут существенно отличаться, и могут измеряться разными спо­собами. Одним из источников информации для определения и оценки качественных показателей являются маркетинговые исследования, проводимые на основе опросов и анкетирования потребителей. Конкурентоспособность продукции оценивается при помощи критериев (Приложение 2). Они позволяют выявить самые существенные для потребителей характери­стики товара, которые и являются ключевыми факторами его конку­рентоспособности. Улучшая характеристики товаров, предприятие может наилучшим образом повысить конкурентоспособность своей продукции.

Наиболее распространенным методом оценки конкурентоспособ­ности продукции является индексный метод. В его основе лежит оцен­ка путем сопоставления качественных и стоимостных показателей ис­следуемого товара с требованиями рынка, т. е. покупателей. Однако на практике из-за трудоемкости получения полной и точной информации о потребностях покупателя, конкурентоспособность продукции оцени­вают косвенно с помощью товара-образца. В этом случае за основу бе­рется не потребность, а товар-образец или базовый товар, пользую­щийся наибольшим спросом на рынке и, следовательно, выступающий в виде материализованных усредненных требований к конкурентоспо­собной продукции.

Индексный метод предполагает оценку конкурентоспособности продукции с помощью единичных и групповых параметрических ин­дексов, а также обобщающего (интегрального) индекса.

Единичные индексы характеризуют степень удовлетворения по­требности покупателя и рассчитываются как отношение величины ча­стного параметра качества или экономического параметра анализируе­мого товара к величине того же параметра, при которой элемент по­требности удовлетворяется полностью.

Формулы для расчета единичного параметрического индекса по качественным параметрам имеют вид:

где qi – единичный параметрический индекс по i-му качественному параметру товара; Pi – величина i-го качественного параметра анализируемого товара; Pi6 – величина i-го качественного параметра базового товара.

Формула (1) используется для качественных показателей, от кото­рых конкурентоспособность продукции находится в прямо пропор­циональной зависимости (например, производительность — чем выше производительность оборудования, тем выше его конкурентоспособ­ность). Формула (2) применяется в том случае, когда качественный па­раметр обратно влияет на конкурентоспособность продукции (напри­мер, расход топлива — чем выше расход топлива, тем ниже конкуренто­способность машины).

Таким способом можно провести расчеты по всем качественным параметрам, получив в итоге полный набор индексов, характеризую­щих отклонение свойств анализируемого товара от требований поку­пателя, воплощенных в базовом товаре.

Формула для расчета единичного параметрического индекса по экономическим параметрам имеет вид:

qj = Pj

Pj б

где dj – единичный параметрический индекс по j-му экономическому параметру товара; Pj – величина j-го экономического параметра анализируемого товара;

Pj6 – величина j-го параметра базового товара.

Для объединения единичных параметрических индексов в группо­вой необходимо принять во внимание значимость каждого параметра (при выборе товара потребителем), придав ему форму веса:

где Ik – груповой индекс по качественным параметрам; qi – единичный индекс по i-му качественного параметру; аi – вес i-го качественного параметра в общем наборе; n – количество качественных параметров.

Индекс Ik характеризует степень соответствия качества товара.

где Iэ - групповой индекс по экономическим параметрам; djединичный индекс no j-му экономическому параметру; b j — вес j-го экономиче­ского параметра в общем наборе, т — количество экономических пара­метров.

Полученный индекс Iэ характеризует степень соответствия по экономическим характеристикам данного товара базовому.

На основе групповых индексов по качественным и экономическим параметрам строится интегральный показатель конкурентоспособности (К) данного товара относительного базового:

Действия индексов Ik и Iэ являются разнонаправленными: при рос­те Ik показатель (К) растет, отражая рост конкурентоспособности; при увеличении Iэ показатель конкурентоспособности падает. Наибольший эффект в росте показателя конкурентоспособности продукции достигается при одновременном росте группового индекса качества и снижении группового индекса цены. Если в результате расчетов полученный показатель конкурентоспособности К<1, то анализируемый товар уступает базовому в конкурентоспособности, если К > 1, то анализируемый товар является более конкурентоспособным по сравнению с базовым. При равной конкурентоспособности товаров К = 1.

Представленная методика позволяет не только оценить конкурентоспособность товара в целом, но и посредством изучения единичных и групповых индексов выявить, какие именно параметры продукции необходимо совершенствовать для повышения ее конкурентоспособности.

Расчет группового показателя связан с некоторыми методологиче­скими проблемами. Во-первых, многие параметры изделий не имеют физической меры; вкус, цвет, запах, дизайн и т. д. Учесть их при оценке конкурентоспособности можно, используя экспертные методы либо на основе суждений потребителей, при этом свойства изделий оценива­ются в баллах по выбранной шкале.

Вторая проблема связана с построением весовой базы для по­казателей. Расчет коэффициентов весомости - наиболее сложная процедура, анализа конкурентоспособности, так как она опирается не на расчетные операции с известными величинами, а на предпочтения потребителей или мнения экспертов. Основными источниками дан­ных для расчета коэффициентов весомости являются исследования рынка и сделанные на их основе экспертные опенки. Таким образом, качество анализа в значительной степени зависти от квалификации эксперта.

Выводы:

  1. Качество выпускаемой продукции – важнейший фактор деятельности предприятия в условиях рыночной экономики, обеспечивающий его конкурентную способность и рост прибыли.

  2. Работы по повышению качества продукции целесообразно проводить в рамках системного управления, который охватывает весь жизненный цикл продукции – от проектирования до потребления и утилизации.

  3. Управление качеством продукции базируется на стандартизации, которая представляет собой нормативно – техническую основу, определяющую прогрессивные требования к продукции.

  4. Конечная оценка качества продукции осуществляется с помощью сертификации. Которая означает испытание продукции, выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции( знак соответствия) и контроль за состоянием последующего производства.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте обобщенные показатели качества продукции

2. Назовите интегральные показатели качества продукции.

3. Какое значение на предприятиях имеет технический контроль качества продукции.

Тестовый контроль:

Укажите правильный вариант ответа

  1. К показателям качества относятся:

а) показатели надежности;

б) показатели сравнительной эффективности;

в) эргономические показатели;

г) показатели экстенсивной нагрузки оборудования;

д) патентно – правовые показатели.

  1. Система управления качеством продукции включает этапы:

а) научно - исследовательские и опытно – конструкторские работы;

б) производство и реализацию;

в) потребление (эксплуатация и техническое обслуживание);

г) утилизацию;

д) все вышеперечисленные этапы.

  1. Главная задача стандартизации:

а) создание опытно – промышленных образцов продукции;

б) содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

в) создание системы нормативно – технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции;

г) контроль безопасности продукции для жизни и здоровья людей, для окружающей среды.

  1. Сертификацию продукции производят:

а) предприятия – производители производят;

б) потребители продукции;

в) третья сторона, независимая от изготовителей и потребителей продукции.

Задания для закрепления темы:

Задание 1.

Дополните рисунок едиными, сводными, обобщающими показателями качества продукции.

Рис.10.1. Показатели качества продукции

Результат 5

Классифицировать предприятия пищевой промышленности по типам инноваций в соотвествии с требованиями ГОС стандарта

Схема: Процесс реализации инноваций

Виды дея-

тельности

Инновации

НИР

ОКР

Применение

Эксплуатация

Фунда-

менталь-

ные

Прикладные

Технико-

техноло-

гические

Коммер-

ческие

Производ-

ство

Потреб-

ление

Совер-

шенство-

вание

Модифи-

кация

Резуль-

Таты

Новые

научные знания

Новые зна-

ния,необхо-

димые для проведения ОКР

Опытный

образец

Образец,

удобный

для исполь-

зовония в коммерчес-

кихцелях

Техничес-

кое изме-

нение

производ-

ства

Техничес-

кое

измене-

ние по-

требно-

стей

Более ка-

чествен-

ное

изделие

Дополни-

тельная

моифи-

кация

Этапы

иноваци-

онного

процесса

Научный

Технический

Технологический

Эксплуатационный

Типы иноваций

Базисные

Прикладные

Улучшающие

Псевдоинновации

Оценка иноваций

Истинные

Несуще-

ственные