11.3. Классификация предприятий по типу инноваций
В зависимости от масштабов производства, характера выпускаемой продукции, традиционных форм организации научно-технической деятельности в данной отрасли и других факторов предприятие может осуществлять:
- полный цикл НИОКР: фундаментальные исследования (теоретические и поисковые), прикладные НИР и ОКР;
- фундаментальные поисковые, прикладные НИР и ОКР;
- прикладные НИР и ОКР;
- только ОКР (рис. 11.3.1.).
Указанные работы могут быть выполнены как собственными силами, так и внешними научными организациями, причем предприятие может быть собственником или совладельцем интеллектуального продукта или не быть таковым.
Приведенная классификация типов предприятий является традиционной. В новых условиях повышение эффективности инновационной деятельности требует новых подходов к этой проблеме, учитывая аспекты рыночной конкуренции, степени новизны продукции, выводимой на рынок, и ряд других.
Ключевыми признаками классификации предприятий по типу инновационной деятельности с учетом рыночных и маркетинговых аспектов являются преобладающие типы инноваций, реализуемых предприятием.
Рис. 11.3.1. Организация инновационного процесса на предприятии
В зависимости от преобладающега типа,инноваций предприятия могут быть разбиты на следующие классы.
1. Инноваторы-лидеры и инноваторы-последователи - это предприятия, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими предприятиями — инноваторами-последователями. Инноваторы-лидеры работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации инноваций, носящих упреждающий (стратегический) характер, имеют запас «экономической прочности», который выражается в наличии портфеля новой конкурентоспособной продукции, более низких по сравнению со средними удельными издержками производства. Инноваторы-последователи, напротив, меньше рискуют, их инновации являются, как правило, реакцией на инновации лидеров, но имеют более низкие экономические показатели и показатели конкурентоспособности.
2. Предприятия, ориентирующиеся на новые научные открытия или пионерные изобретения, и предприятия, создающие инновации на основе нового способа применения ранее сделанных открытий и изобретений. Реализация новых научных открытий и пионерных изобретений в производстве характерна для предприятий, имеющих полный цикл НИОКР или, по крайней мере, развитую базу прикладных НИОКР. Однако инновации такого типа достаточно редки. Основная масса предприятий создает инновации на основе новых способов применения ранее сделанных открытий.
3. Предприятия-инноваторы, создающие новые потребности, и предприятия, способствующие развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей. Типичными примерами инноваций, создающих и удовлетворяющих новые потребности, являются: телевизор, телефон, видеомагнитофон, видеотелефон, калькулятор, ЭВМ, в том числе ПЭВМ. Развитию существующих потребностей способствуют инновации по реализации новых поколений указанных товаров. Требования к инновационному развитию предприятий, различающихся по характеру удовлетворения потребностей, также неодинаковы.
4. Предприятия, создающие базовые инновации, и предприятия, деятельность которых направлена на создание инноваций-видоизменений. Базовые инновации могут быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством применения новых способов к «старым» открытиям. Этот вид инноваций связан с созданием новых поколений техники, которые впоследствии будут совершенствоваться путем разработки инноваций-видоизменений.
5. Предприятия, создающие инновации с целью последующего их применения в одной отрасли, и предприятия, реализующие инновации для всего народного хозяйства или АПК. Во втором случае требуется более мощная база НИОКР, как правило, проведение полного их цикла.
6. Предприятия, реализующие инновации, замещающие ранее созданные продукты и технологии; предприятия, создающие рационализирующие и расширяющие инновации. Разработка замещающих инноваций требует привлечения значительного исследовательского потенциала.
7. Предприятия, создающие основные (продуктовые и технологические) инновации, и предприятия, разрабатывающие дополняющие инновации.
8. Предприятия, реализующие инновации-продукты, и предприятия, реализующие инновации-процессы.
9. Предприятия, создающие инновации для новых рынков, и предприятия, ориентирующие на инновации, создающие новые сферы применения на старых рынках.
10. Предприятия могут быть классифицированы по глубине создаваемых нововведений. Это будут хозяйственные единицы:
— создающие инновации, которые регенерируют первоначальные свойства продуктов и процессов. Инновации такого рода относятся к нулевому разряду, то есть их можно лишь условно назвать инновациями. Как правило, это разного рода нововведения, способные лишь восстановить уже действующие процессы. Предприятия такого рода находятся на низшей ступени инновационной лестницы. Их положение на рынке крайне неустойчиво вследствие весьма низкой доли новых продуктов и вероятности их появления в перспективе;
— создающие инновации, направленные на увеличение производительности труда и интенсивности действующих процессов. Данный тип инноваций относится к инновациям первого порядка. Положение предприятий с этим типом инноваций на рынке может быть устойчиво и только по узкой группе подвержено значительным качественным изменениям;
— ориентирующие свою инновационную деятельность на внедрение новшеств, связанных с перегруппировкой отдельных элементов существующей производственной системы. Это может проявляться в создании новых изделий (с незначительной степенью новизны) за счет различной комбинации уже существующих в данном производстве элементов, в организационных перегруппировках производства;
— создающие адаптационные инновации на отдельных, как правило, дополняющих элементах производственной системы. Эти инновации не обладают значительной степенью новизны, так как изменения отдельных элементов не характеризуются высокой степенью инновативно-сти (например, замена в станке одного типа электродвигателя на другой, производимый на других предприятиях);
— осуществляющие инновации, направленные на частичное улучшение элементов данной производственной системы без существенного изменения функционирования системы в целом. Это в основном улучшение отдельных элементов продукта;
— разрабатывающие новые поколения технологий и продукции без изменения их базовых принципиальных конструкций и структур;
— инициирующие новые виды производственных систем (продуктов и технологий), содержащих качественные изменения первоначальной концепции, но сохраняющие функциональный принцип;
— создающие новые виды техники и технологии. Это высший тип инновационной деятельности.
Каждый из перечисленных типов инновационной деятельности предприятий существует одновременно с другими, если говорить о данном предприятии. Поэтому, говоря о типе предприятия, следует иметь в виду структуру и преобладающие типы инноваций, реализуемые на данном предприятии.
Выводы:
1. Современный инновационный процесс рассматривается как процесс, складывающийся в результате взаимодействия трех систем: новатора, предприятия и внешней среды. Первая система (новатор) включает весь персонал (трудовой ресурс производства), который непосредственно задействован в исследовании, разработке и освоении новой технологии. Она является частью более обширной системы, которая может быть отождествлена в целом с предприятием, к которому относятся участники процесса нововведения. Предприятие является частью еще более обширной системы, т.е. элементом совокупности внешних факторов — политических, социально-экономических, природных. Непосредственными субъектами инновационного процесса являются системы новатор и предприятие, характер их взаимодействия в решающей степени определяется особенностями внешней среды.
2. Каждое нововведение начинается с того, что кто-то из членов коллектива предприятия (назовем его новатором) высказывает идею о принципах его создания. По мере осознания необходимости нововведения на предприятии возникают различные точки зрения о целесообразности нововведения. Отношение к нововведению, а также возможности его использования как фактора развития, определяются мотивацией членов предприятия.
3. Мотивацию в инновационном процессе можно представить как реализацию человеческих потребностей в результате взаимодействия внутренней системы ценностей личности, норм и правил поведения, принятых на конкретном предприятии и в обществе. В зависимости от развития и характера личности мотивация к инновациям определяется, во-первых, материальными потребностями (стремление не допустить ухудшения или даже просто изменения ролевых позиций и условий деятельности индивида на предприятии), потребностью в отождествлении с какой-либо человеческой общностью (при этом отношение индивида к нововведению будет определяться его пониманием соответствия нововведения целям деятельности предприятия, с которыми он солидаризуется), потребностью в самореализации.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте понятия «инновация», «инновационный процесс».
Тестовый контроль
Укажите правильный вариант ответа
1. Нововведение (новшество):
а) это способ удовлетворения сложившихся потребностей, дающих прирост полезного эффекта основанный на достижениях науки и техники;
б) это метод освоения производства.
2. На какие классы делятся инновации?
а) отраслевые и научные;
б) технические и органзационные;
в) маркетинговые и управленческие.
3. Дополните предложение:
Процесс, в ходе которого производители в целях получения прибыли создают и продвигают новшество к их потребителям называется . . . . . . . .
Задания для закрепления темы:
Заполните таблицу 11.1 – Характеристики предприятий по типу инноваций.
Предприятия по типу инноваций | Характеристика | Примеры |
Инноваторы – лидеры и инноваторы- последоватли |
|
|
Предприятия, создающе основные (продуктовые и технологические) инновации |
|
|
Предприятия, создающие инновации для новых рынков |
|
|
Результат 6
Характеризовать инвестиционную и внешнеэкономическую деятельность предприятия в соответствии с требованиями ГОС стандарта
Модель взаимодействия инвестиционной деятельности и ВЭД
- Введение
- Модуль 1. Классификация отраслей, предприятий пищевой промышленности их производственно-хозяйственная деятельность
- Модуль 1. Классификация отраслей, предприятий пищевой промышленности их производственно-хозяйственная деятельность Результат 1
- Тема 1: Структура и классификация отраслей пищевой промышленности
- 1. Структура и классификация отраслей пищевой промышленности
- Пищевая промышленность
- Особенности пищевой промышленности
- Тема 2: Агропромышленный комплекс
- Понятие агропромышленного комплекса
- Понятие продовольственного комплекса и его три сферы
- Тема 3: Внешняя и внутренняя среда, отраслевые и социально-экономические факторы развития пищевой промышленности
- Внешняя среда пищевой промышленности и факторы влияющие на нее
- Внутренняя среда пищевой промышленности и факторы влияющие на нее
- 3.3. Отраслевые и социально-экономические особенности развития пищевой промышленности
- Результат 2
- Этапы создания предприятия
- Тема 4: Предприятие - хозяйствующий субъект в рыночной экономике
- 4.1. Предприятие – основное звено промышленности
- 4.2. Основные признаки предприятия
- 4.3. Формы и виды предприятий
- Результат 3
- Тема 5: Производственная структура предприятия, ее типы
- Понятие производства
- Типы производственной структуры предприятия
- Направления совершенствования производственной структуры
- Контрольные вопросы
- Тестовый контроль
- Задание для закрепления темы: Задание 1
- Тема 6: Производственный процесс
- 6.1. Характеристика производственного процесса
- Производственный цикл, его структура
- Тема 7: Поточное производство
- Поточный метод организации производства
- 7.2.Алгоритмы расчётов нормативов поточных линий
- Задания для закрепления темы:
- Тема 8: Партионный и индивидуальный метод организации производства
- 8.1. Партионный метод организации производства
- Алгоритм расчетов нормативов партионного метода организации производства
- 8.3. Единичный метод организации производства
- Тема 9: Организация поточного производства
- 1. Алгоритм рассчета
- 2. Алгоритм расчета
- Задания для закрепления темы:
- Результат 4
- Политика предприятия в области качества
- Тема 10: Основные понятия, показатели и система управления качеством продукции
- 10.1. Показатели качества продукции
- 10.2. Технический контроль качества продукции
- 10.3. Управление качеством продукции
- 10.4. Конкурентоспособность продукции
- Тема 11: Инновационная политика предприятия
- 11.1. Сущность понятий «инновация», «инновационный процесс»
- 11.2. Классификация инноваций
- 11.3. Классификация предприятий по типу инноваций
- Тема 12: Инвестиционная деятельность предприятия
- 12.1.Понятие инвестиций их классификация
- 12.2. Показатели инвестиций
- Тема 13:Внешнеэкономическая деятельность предприятия (фирмы)
- 13.1. Виды внешнеэкономической деятельности предприятия
- 13.2. Составление внешнеторгового контракта
- 13.3. Методы государственного регулирования вэд
- Приложения к 1 модулю
- Тема 1: Сырьевые ресурсы предприятия
- Краткая характеристика ресурсов
- Обеспечение предприятия сырьевыми ресурсами
- Требования к обеспечению сырьем предприятий
- Пути эффективного использования сырьевых ресурсов
- Тема 2: Методы нормирования сырьевых ресурсов
- 2.1. Нормирование сырьевых ресурсов
- 2.2. Методы нормирования сырья и материалов
- Результат 2
- Тема 3: Экономическая сущность, состав и структура основных средств предприятия
- 3.1. Понятие основных средств
- 3.2. Классификация основных средств
- 3.3.Структура основных производственных фондов
- 1. Тестовый контроль:
- Тема 4: Учет и методы оценки основных производственных фондов. Амортизация и ее назначение.
- 4.1. Правила оценки основных средств
- 4.2. Износ основных средств
- 4.3. Амортизация основных производственных фондов
- Контрольные вопросы:
- Тестовый контроль
- Тема 5: Показатели использования основных промышленных фондов Практическое занятие
- 5.1. Показатели эффективности использования опф
- 5.2. Основные направления повышения эффективности использования основных производственных фондов
- 5.3. Воспроизводство основных фондов и проблемы технического перевооружения отраслей пищевых производств
- Результат 3
- Тема 6: Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств предприятий
- 6.1. Понятие «оборотные средства» их структура
- 6.2. Нормирование оборотных средств
- Тема 7: Показатели эффективности использования оборотных средств
- 7.1. Показатели эффективности использования оборотных средств
- 7.2. Основные направления повышения эффективности использования оборотных средств
- Тема 17
- 17.1. Кадры предприятия: структура, управление
- 17.2. Производительность труда:
- 17.3. Планирование производительности труда. Методика расчета. Предельная производительность труда
- 5.4. Оплата труда работников
- Глава 22. Финансовое обеспечение на предприятии: структура, источники и формы
- Глава 23. Анализ и оценка финансового состояния предприятия1'