35. Основные виды организационных структур
Организационная структура предприятия — это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними.
Для различных организаций характерны различные виды структур управления. Однако обычно выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления, таких, как линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная. Иногда внутри единой компании (как правило, это крупный бизнес) происходит выделение обособленных подразделений, так называемая департаментизация
Линейная структура. Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделения отсутствуют. Эта структура строится без выделения функций.
Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей.
Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией.
Линейно-штабная организационная структура. Она аналогична предыдущей, но управление сосредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.
Функциональная организационная структура. При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т.д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям.
При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель — функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) — исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток — функции руководителя размыты.
Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью.
Недостатки: недостаточная гибкость; плохая координация действий функциональных подразделений; низкая скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия.
Линейно-функциональная организационная структура. При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.
Дивизиональная организационная структура. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т.д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений.
Недостатки: рост расходов на управленческий персонал; сложность информационных связей.
Дивизионная структура управления строится на основании выделения подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных корпорациях.
Дивизионы могут выделяться по нескольким признакам, образуя одноименные структуры, а именно:
- продуктовая. Отделы создаются по видам продукции. Характерна полицентричность ( «Дженерал Моторс», «Дженерал Фудс»). Полномочия по производству и сбыту данного продукта передаются одному руководителю. Недостаток — дублирование функций;
- региональная структура. Отделы создаются по месту расположения подразделений компаний. В частности, если у фирмы есть международная деятельность (Coca-Cola, Сбербанк). Эффективна для географического расширения рыночных зон;
- организационная структура, ориентированная на потребителя. Подразделения формируются вокруг определенных групп потребителей. Например, коммерческие банки, институты (повышение квалификации, второе высшее образование). Эффективна для удовлетворения спроса.
Матричная организационная структура. Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений.
При матричной структуре управления формируются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов. Недостатки — сложность структуры, возникновение конфликтов. Примером могут служить авиакосмическое предприятие, телекоммуникационные компании, выполняющие крупные проекты для заказчиков.
Преимущества: гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы.
Недостатки: наличие двойного подчинения, конфликты из-за двойного подчинения, сложность информационных связей.
- 1. Измерение объема национального производства по доходам и расходам. Внп, чнп, ввп, нд
- 5. Чистый национальный продукт (чнп).
- 2. Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов
- 3. Инвестиционный проект и его жизненный цикл
- 4. Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости. Супермультипликатор
- 5. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 6. Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага
- 7. Рынок олигополии. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно
- 8. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 9. Факторный анализ рентабельности. Показатели рентабельности
- Рентабельность активов. Важнейшим показателем здесь является рентабельность активов (иначе — рентабельность имущества). Этот показатель может быть определен по следующей формуле:
- Рентабельность продукции. Рентабельность продукции (рентабельность производственной деятельности) может быть выражена формулой:
- Рентабельность продаж. Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Этот показатель определяется по такой формуле:
- 10. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 11. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 12. Принципы и этапы проведения аудиторской проверки
- 1. Оценка потребностей клиента, формирование групп по проведению аудита и определение ее задания
- 2. Совещание по планированию проекта аудиторской проверки
- 3. Получение представления о конъюнктуре рынка, деловой среде и т.Д.
- 4. Оценка существенных процедур внутреннего контроля
- 5. Оценка риска
- 6. Существенные и общие аудиторские процедуры
- 7. Создание сводного отчета по аудиту (проведение анализа достоинств и недостатков экономического субъекта, возможностей и рисков)
- 8. Проведение заключительного совещания
- 9. Оценка результатов работы и разработка плана усовершенствований
- 13. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность
- 14. Основные виды стратегий развития предприятия
- 15. Оценка стоимости бизнеса: доходный метод
- 16. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филлипса. Регулирование рынка труда
- 17. Государственная политика в области внешней торговли
- 18. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг
- 19. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- 20. Стратегический анализ: цели и принципы
- 21. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 22. Экономические концепции институционализма. Неоинституционализм
- 23. Функция организации: разделение труда и департаментализация, координация
- 24. Оценка финансовой устойчивости предприятия
- 25. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Налоговый мультипликатор
- 26. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 27. Оценка стоимости бизнеса: основные методы
- 28. Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена-потребление». Кривые Энгеля
- 29. Функция контроля: правила и принципы, процесс осуществления. Основные классификации контроля
- 30. Графический анализ рынка ценных бумаг: линии поддержки и сопротивления, квалификаторы прорыва, метод медианы Эндрюса, фигуры цен
- 31. Производственная функция, ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора
- 32. Себестоимость продукции. Классификация и учёт затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing
- 33. Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классификация кредитных операций. Лизинг. Факторинг
- 34. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем
- 35. Основные виды организационных структур
- 36. Стоимость и целевая структура капитала компании
- 37. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и изменений цен на бюджетные возможности потребителя. Рациональный потребительский выбор. Угловое решение задачи потребительского выбора
- 38. Основные виды стратегий развития предприятия
- 39. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков
- 41. Портфельный анализ. Матрица Бостонской консалтинговой группы
- 42. Налоговая система Российской Федерации. Виды налогов
- 43. Рентные отрасли. Причины, условия возникновения и источники ренты. Цена земли
- 44. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка
- 45. Метод camp и линия sml
- 46. Ценовая эластичность предложения. Долговременная и кратковременная эластичность предложения
- 47. Принципы и сущность антикризисного управления организацией
- 48. Инструменты технического анализа: трендоследящие индикаторы, осцилляторы, характеристические индикаторы
- 49. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и некачественные товары
- 50. Характеристика и классификация управленческих решений. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 51. Методы управления рисками
- 52. Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
- 53. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 54. Классификация финансовых рисков
- 55. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 56. Управление каналами распределения товаров
- 57. Валютный рынок: спот-рынок, форвардный рынок
- 58. Модель is-lm
- 59. Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса
- 60. Модель Дюпона
- 61. Модель Манделла-Флеминга (плавающий и фиксированный курс): доход - обменный курс, доход - ставка процента
- 62. Алгоритм процесса принятия управленческого решения
- 63. Анализ ликвидности баланса предприятия
- 64. Модель is-lм-вр. Влияние монетарной и фискальной политики на условия равновесия в модели is-lм-вр при фиксированном курсе
- 65. Логистическая система управления запасами
- 65.1. Условия равновесия в модели is-lм-вр при плавающем курсе. Анализ влияния монетарной политики на условия равновесия в модели is-lm-вр при плавающем курсе
- 66. Процедуры антикризисного управления
- 67. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 1. Чистая конкуренция:
- 2. Монополистическая конкуренция:
- 3. Олигополистическая конкуренция:
- 4. Чистая монополия:
- 66.1. Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр
- 67.1. Организация разработки управленческого решения
- 68. Аудиторские доказательства: понятие, виды, методы получения
- 69. Модель экономического роста Солоу. Уровень капиталовооруженности и «золотое правило»
- Основные недостатки модели связаны с экзогенностью научно-технического прогресса и нормы сбережений. Кроме того, использование функции Кобба-Дугласа также ограничивает модель.
- 70. Организация выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения
- 71. Методы определения базовой цены
- Методы определения базовых цен
- 72. Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства
- 73. Особенности инновационного менеджмента и рынка объектов интеллектуальной собственности
- 75. Краткосрочная модель is-lм-вр. Высокая, низкая и идеальная мобильность капитала
- 76. Понятие и сущность организации. Жизненный цикл организации
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 77. Анализ безубыточности. Критический объем производства
- 78. Современные теории потребления (Модильяни, Фишер, Фридмен)
- 79. Оценка эффективности организации. Основные подходы к оценке организационной эффективности
- 80. Паритет ставки процента. Графический анализ
- 81. Цикличность экономического развития. Виды циклов
- 83. Валютные свопы. Техника фиксирования валютной прибыли
- 84. Рынок: сущность, функции, виды
- 85. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 86. Показатели деловой активности предприятия
- 87. Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 88. Принципы управленческого учета
- 89. Американская концепция эффекта финансового рычага
- 90. Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Экономическая прибыль
- 91. Методы исследования систем управления
- 92. Западноевропейская концепции эффекта финансового рычага
- 93. Монополия и рыночная власть, ее измерение. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках
- 94. Управление деловой карьерой персонала
- 95. Управление банковскими рисками: классификация и методы снижения
- 96. Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 97. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 98. Измерение риска. Классификация корпоративных информационных систем
- 97.1. Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
- 98.1. Функция мотивации. Сравнительный анализ различных теорий мотивации
- 99. Методы анализа инвестиционных проектов
- 100. Производственный выбор в краткосрочном и долгосрочном периодах. Совокупный, средний, предельный продукт переменного фактора. Эффект масштаба производства
- 101. Функции маркетинга на предприятии
- 102. Управление дебиторской задолженностью предприятия
- 103. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег
- 104. Конкурентоспособность товара
- 105. Классификация финансовых рисков
- 106. БюджетныЙ дефицит, способы его финансирования. Управление государственным Долгом
- 108. Бизнес-план и структура. Информация, необходимая для составления бизнес-плана, и порядок его разработки
- 109. Внутренний государственный долг: традиционный подход и точка зрения р. Барро
- 110. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 111. Информационная база финансового анализа
- 112. Факторы, влияющие на счет движения капитала и на чистый экспорт
- 113. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 114. Анализ качества прибыли
- 115. Основные этапы развития экономических знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия
- 116. Логистическая система управления запасами
- 117. Управление денежными средствами на предприятии. Модель в. Баумоля
- 118. Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза - Стиглица
- 119. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 120. Биржевая торговля: формы организации, правила биржевой торговли, процедура листинга и делистинга, биржевые индексы