17. Государственная политика в области внешней торговли
Уже не одно столетие в международной торговле сохраняются две взаимосвязанные тенденции, или две экономические политики государства. Это протекционизм и свободная торговля (фритредерство).
Протекционизм — это политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов.
Свободная торговля — это политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли.
Протекционизм появился в XVII— XVIII вв., и выражался в установлении государством импортных пошлин на те товары, ввоз которых был нежелателен. Пошлины составляли определенный процент от цены товара и сильно удорожали импортный товар, который становился менее конкурентным по сравнению с местными товарами. В России таможенные тарифы впервые были введены Петром I.
Политика свободной торговли стала применяться в Англии в середине XIX в. Но широкое распространение она получила только после Второй мировой войны, т. е. с середины XX в.
В настоящее время эта политика проявляется в либерализации свободной торговли, переходе многих стран к открытой экономике. Однако у политики свободной торговли есть свои положительные черты и недостатки.
К положительным чертам следует отнести прежде всего насыщение национального рынка дешевыми и качественными товарами. Значит, население сможет купить больше товаров и по выгодным ценам мирового рынка. Государство будет собирать больше налогов и с иностранных компаний, которые будут перевозить товар через наши границы, и со своих граждан, которые будут покупать эти товары. Кроме того, иностранные фирмы должны будут открыть свои филиалы в другой стране для продажи своих товаров, а это дополнительные рабочие места для местного населения.
Отрицательные черты. Поскольку население предпочтет более качественные импортные товары, спрос на отечественную продукцию упадет, производители сократят производство, уволят своих рабочих, будут платить меньше налогов государству.
Россия, как и многие другие, даже самые развитые страны, не отказалась от политики протекционизма, используя разные методы регулирования внешней торговли. Методы протекционистской политики можно разделить на две большие группы — тарифные и нетарифные.
К тарифным методам регулирования относятся таможенные тарифы на импорт и экспортные тарифы, а также таможенные союзы.
Таможенные тарифы на импорт — это пошлины на импортные товары, ввозимые в страну, взимаемые таможенными ведомствами при пересечении границы государства. Обычно на готовые изделия тарифы достаточно высокие, а на сырье и материалы — более низкие. Цель такой политики — поднять отечественную цену на импортный товар выше мировой и таким образом защитить отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Экспортный тариф — это тариф на товары отечественных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке, особенно если цены на данный продукт удерживаются государством ниже мирового уровня. Чаще всего к таким методам прибегают развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. К тому же установленные экспортные пошлины дают дополнительный доход в государственный бюджет.
Таможенные союзы — это объединения стран, которые ликвидируют между собой все таможенные барьеры, но устанавливают их для третьих стран. Примером может служить Европейский союз, куда вошли бывшие прибалтийские республики СССР (Латвия, Литва, Эстония), или Азиатско-Тихоокеанское сообщество, куда входит Россия.
К нетарифным методам регулирования международной торговли относятся установление квот, экспортные кредиты, экономические санкции (эмбарго), демпинг и др.
Установление квот — это количественные ограничения ввоза или вывоза определенного товара. Квоты устанавливаются путем лицензирования, его проводит государство. Иностранные компании для получения лицензии на ввоз товара должны присылать в данную страну его образцы. Задержка во времени и неопределенность, связанная с этой процедурой, негативно влияют на внешнюю торговлю.
Еще один прием скрытого протекционизма на ввозимые из-за рубежа товары — это установление стандартов на ту или иную продукцию. Стандарты связаны с классификацией, маркировкой, проведением испытаний продукции и часто вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья населения. Например, в маркировке должен быть указан состав продукта; если это продукты питания, то должны быть указаны пищевые добавки. Если они не соответствуют российским стандартам, то ввоз этих продуктов будет запрещен.
Экономические санкции — эмбарго — это установленный государством полный запрет торговли с какой-либо другой страной. Эмбарго применяется в основном с целью давления на эту страну по политическим мотивам. Иногда эмбарго может объявляться и на отдельные товары.
Международная торговля очень быстро развивается и поэтому нуждается в регулировании со стороны международной организации. Такая организация была создана и начала действовать в 1948 г. — это Генеральное соглашение по тарифам и торговле. В 1995 г. она была преобразована в ВТО — Всемирную торговую организацию, которая регулирует около 90% мировой торговли. Цель этой организации — создать для своих членов режим наибольшего благоприятствования в торговле, отменить дискриминацию и создать равные условия для всех участников. ВТО устанавливает общие тарифы и борется с нетарифными ограничениями в торговле — квотами, государственными субсидиями экспортных отраслей, налоговыми льготами для экспортных предприятий.
- 1. Измерение объема национального производства по доходам и расходам. Внп, чнп, ввп, нд
- 5. Чистый национальный продукт (чнп).
- 2. Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов
- 3. Инвестиционный проект и его жизненный цикл
- 4. Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости. Супермультипликатор
- 5. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 6. Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага
- 7. Рынок олигополии. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно
- 8. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 9. Факторный анализ рентабельности. Показатели рентабельности
- Рентабельность активов. Важнейшим показателем здесь является рентабельность активов (иначе — рентабельность имущества). Этот показатель может быть определен по следующей формуле:
- Рентабельность продукции. Рентабельность продукции (рентабельность производственной деятельности) может быть выражена формулой:
- Рентабельность продаж. Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Этот показатель определяется по такой формуле:
- 10. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 11. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 12. Принципы и этапы проведения аудиторской проверки
- 1. Оценка потребностей клиента, формирование групп по проведению аудита и определение ее задания
- 2. Совещание по планированию проекта аудиторской проверки
- 3. Получение представления о конъюнктуре рынка, деловой среде и т.Д.
- 4. Оценка существенных процедур внутреннего контроля
- 5. Оценка риска
- 6. Существенные и общие аудиторские процедуры
- 7. Создание сводного отчета по аудиту (проведение анализа достоинств и недостатков экономического субъекта, возможностей и рисков)
- 8. Проведение заключительного совещания
- 9. Оценка результатов работы и разработка плана усовершенствований
- 13. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность
- 14. Основные виды стратегий развития предприятия
- 15. Оценка стоимости бизнеса: доходный метод
- 16. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филлипса. Регулирование рынка труда
- 17. Государственная политика в области внешней торговли
- 18. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг
- 19. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- 20. Стратегический анализ: цели и принципы
- 21. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 22. Экономические концепции институционализма. Неоинституционализм
- 23. Функция организации: разделение труда и департаментализация, координация
- 24. Оценка финансовой устойчивости предприятия
- 25. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Налоговый мультипликатор
- 26. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 27. Оценка стоимости бизнеса: основные методы
- 28. Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена-потребление». Кривые Энгеля
- 29. Функция контроля: правила и принципы, процесс осуществления. Основные классификации контроля
- 30. Графический анализ рынка ценных бумаг: линии поддержки и сопротивления, квалификаторы прорыва, метод медианы Эндрюса, фигуры цен
- 31. Производственная функция, ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора
- 32. Себестоимость продукции. Классификация и учёт затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing
- 33. Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классификация кредитных операций. Лизинг. Факторинг
- 34. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем
- 35. Основные виды организационных структур
- 36. Стоимость и целевая структура капитала компании
- 37. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и изменений цен на бюджетные возможности потребителя. Рациональный потребительский выбор. Угловое решение задачи потребительского выбора
- 38. Основные виды стратегий развития предприятия
- 39. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков
- 41. Портфельный анализ. Матрица Бостонской консалтинговой группы
- 42. Налоговая система Российской Федерации. Виды налогов
- 43. Рентные отрасли. Причины, условия возникновения и источники ренты. Цена земли
- 44. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка
- 45. Метод camp и линия sml
- 46. Ценовая эластичность предложения. Долговременная и кратковременная эластичность предложения
- 47. Принципы и сущность антикризисного управления организацией
- 48. Инструменты технического анализа: трендоследящие индикаторы, осцилляторы, характеристические индикаторы
- 49. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и некачественные товары
- 50. Характеристика и классификация управленческих решений. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 51. Методы управления рисками
- 52. Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
- 53. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 54. Классификация финансовых рисков
- 55. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 56. Управление каналами распределения товаров
- 57. Валютный рынок: спот-рынок, форвардный рынок
- 58. Модель is-lm
- 59. Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса
- 60. Модель Дюпона
- 61. Модель Манделла-Флеминга (плавающий и фиксированный курс): доход - обменный курс, доход - ставка процента
- 62. Алгоритм процесса принятия управленческого решения
- 63. Анализ ликвидности баланса предприятия
- 64. Модель is-lм-вр. Влияние монетарной и фискальной политики на условия равновесия в модели is-lм-вр при фиксированном курсе
- 65. Логистическая система управления запасами
- 65.1. Условия равновесия в модели is-lм-вр при плавающем курсе. Анализ влияния монетарной политики на условия равновесия в модели is-lm-вр при плавающем курсе
- 66. Процедуры антикризисного управления
- 67. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 1. Чистая конкуренция:
- 2. Монополистическая конкуренция:
- 3. Олигополистическая конкуренция:
- 4. Чистая монополия:
- 66.1. Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр
- 67.1. Организация разработки управленческого решения
- 68. Аудиторские доказательства: понятие, виды, методы получения
- 69. Модель экономического роста Солоу. Уровень капиталовооруженности и «золотое правило»
- Основные недостатки модели связаны с экзогенностью научно-технического прогресса и нормы сбережений. Кроме того, использование функции Кобба-Дугласа также ограничивает модель.
- 70. Организация выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения
- 71. Методы определения базовой цены
- Методы определения базовых цен
- 72. Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства
- 73. Особенности инновационного менеджмента и рынка объектов интеллектуальной собственности
- 75. Краткосрочная модель is-lм-вр. Высокая, низкая и идеальная мобильность капитала
- 76. Понятие и сущность организации. Жизненный цикл организации
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 77. Анализ безубыточности. Критический объем производства
- 78. Современные теории потребления (Модильяни, Фишер, Фридмен)
- 79. Оценка эффективности организации. Основные подходы к оценке организационной эффективности
- 80. Паритет ставки процента. Графический анализ
- 81. Цикличность экономического развития. Виды циклов
- 83. Валютные свопы. Техника фиксирования валютной прибыли
- 84. Рынок: сущность, функции, виды
- 85. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 86. Показатели деловой активности предприятия
- 87. Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 88. Принципы управленческого учета
- 89. Американская концепция эффекта финансового рычага
- 90. Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Экономическая прибыль
- 91. Методы исследования систем управления
- 92. Западноевропейская концепции эффекта финансового рычага
- 93. Монополия и рыночная власть, ее измерение. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках
- 94. Управление деловой карьерой персонала
- 95. Управление банковскими рисками: классификация и методы снижения
- 96. Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 97. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 98. Измерение риска. Классификация корпоративных информационных систем
- 97.1. Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
- 98.1. Функция мотивации. Сравнительный анализ различных теорий мотивации
- 99. Методы анализа инвестиционных проектов
- 100. Производственный выбор в краткосрочном и долгосрочном периодах. Совокупный, средний, предельный продукт переменного фактора. Эффект масштаба производства
- 101. Функции маркетинга на предприятии
- 102. Управление дебиторской задолженностью предприятия
- 103. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег
- 104. Конкурентоспособность товара
- 105. Классификация финансовых рисков
- 106. БюджетныЙ дефицит, способы его финансирования. Управление государственным Долгом
- 108. Бизнес-план и структура. Информация, необходимая для составления бизнес-плана, и порядок его разработки
- 109. Внутренний государственный долг: традиционный подход и точка зрения р. Барро
- 110. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 111. Информационная база финансового анализа
- 112. Факторы, влияющие на счет движения капитала и на чистый экспорт
- 113. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 114. Анализ качества прибыли
- 115. Основные этапы развития экономических знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия
- 116. Логистическая система управления запасами
- 117. Управление денежными средствами на предприятии. Модель в. Баумоля
- 118. Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза - Стиглица
- 119. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 120. Биржевая торговля: формы организации, правила биржевой торговли, процедура листинга и делистинга, биржевые индексы