24. Оценка финансовой устойчивости предприятия
Для оценки финансовой устойчивости фирмы необходимо определить, имеет ли она необходимые средства для погашения обязательств; как быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги; насколько эффективно используются имущество, активы, собственный и заемный капитал и т.п.
Различают четыре типа финансовой устойчивости организации:
абсолютная финансовая устойчивость;
нормальная устойчивость финансового состояния, обеспечивающая платежеспособность организации;
неустойчивое финансовое состояние;
кризисное финансовое состояние.
В основе устойчивости финансового состояния организации лежит соотношение между стоимостью материально-производственных запасов и источниками их формирования (собственными и заемными). Если обеспеченность названных запасов источниками — это сущность финансовой устойчивости, то платежеспособность — это внешнее проявление финансовой устойчивости.
Абсолютная финансовая устойчивость. Имеет место, если величина материально-производственных запасов меньше суммы собственных оборотных средств и банковских кредитов под эти товарно-материальные ценности (с учетом кредитов под товары отгруженные и части кредиторской задолженности, зачтенной банком при кредитовании).
Нормальная финансовая устойчивость. Выражается равенством между величиной материально-производственных запасов и суммой собственных оборотных средств и вышеназванных кредитов (включая кредиторскую задолженность, зачтенную банком при кредитовании); Неустойчивое финансовое положение. Может привести к нарушению платежеспособности организации. Однако в этом случае сохраняется возможность восстановления равновесия между платежными средствами и платежными обязательствами за счет использования в хозяйственном обороте организации источников средств, ослабляющих финансовую напряженность (временно свободных средств резервного капитала, специальных фондов, то есть фондов накопления и потребления, превышения непросроченной кредиторской задолженности над дебиторской, банковских кредитов на временное пополнение оборотных средств).
Кризисное финансовое состояние. При данном состоянии организация находится на грани банкротства. В этом случае величина материально-производственных запасов больше суммы собственных оборотных средств и вышеназванных кредитов банка (включая кредиторскую задолженность, зачтенную банком при кредитовании). Все возможные источники покрытия затрат Предприятие неплатежеспособно и находится на грани банкротства.
Одним из важнейших критериев оценки финансового состояния организации является ее платежеспособность. В практике анализа различают долгосрочную и текущую платежеспособность. Под долгосрочной платежеспособностью понимается способность предприятия рассчитываться по своим обязательствам в долгосрочной перспективе.
Способность организации рассчитываться по своим краткосрочным обязательствам принято называть текущей платежеспособностью. Иначе говоря, организация считается платежеспособной, когда она в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, используя оборотные активы.
На текущую платежеспособность организации непосредственное влияние оказывает ликвидность ее оборотных активов (возможность преобразовать их в денежную форму или использовать для уменьшения обязательств).
Показатели финансовой и рыночной устойчивости предприятия
Коэффициент капитализации, или коэффициент соотношения привлеченных (заемных) и собственных средств (источников). Он представляет собой отношение всего привлеченного капитала к собственному и определяется по следующей формуле:
Привлеченный капитал (сумма итогов второго и третьего разделов пассива баланса «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства») / cобственный капитал (итог первого раздела пассива «Капитал и резервы»).
Этот коэффициент дает представление о том, каких источников средств у организации больше — привлеченных (заемных) или собственных. Чем больше данный коэффициент превышает единицу, тем больше зависимость организации от заемных источников средств. Критическое значение данного показателя составляет 0,7, Если коэффициент превышает эту величину, то финансовая устойчивость организации представляется сомнительной.
Коэффициент маневренности (мобильности) собственного капитала (собственных средств) исчисляют по следующей формуле:
Собственные оборотные средства (итог первого раздела пассива баланса «Капитал и резервы» минус итог первого раздела актива «Внеоборотные активы») делить на cобственный капитал (итог первого раздела пассива баланса «Капитал и резервы»).
Этот коэффициент показывает, какая часть собственных средств организации находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Нормативное значение коэффициента маневренности составляет 0,2 — 0,5.
Коэффициент финансовой устойчивости выражает удельный вес тех источников финансирования, которые данная организация может использовать в своей деятельности длительное время, привлеченных для финансирования активов данной организации наряду с собственными средствами. Исчисляется по следующей формуле:
Собственный капитал прибавить долгосрочные кредиты и займы делить на валюту (итог) баланса.
Если у данной организации отсутствуют долгосрочные заемные источники средств, то величина коэффициента финансовой устойчивости будет совпадать с коэффициентом автономии (финансовой независимости).
Коэффициент финансирования показывает, какая часть деятельности организации финансируется за счет собственных источников средств, а какая — за счет заемных. Этот показатель исчисляется по следующей формуле:
Собственный капитал делить на заемный капитал.
Значительное уменьшение величины этого показателя свидетельствует о возможной неплатежеспособности организации, так как большая часть ее имущества сформирована за счет заемных источников средств.
Коэффициент заемных средств (коэффициент концентрации привлеченного капитала) показывает удельный вес кредитов, займов и кредиторской задолженности в общей сумме источников имущества организации. Величина этого показателя не должна быть более 0,3.
Коэффициент структуры долгосрочных вложений показывает соотношение между долгосрочными пассивами (обязательствами) и долгосрочными (внеоборотными) активами:
Долгосрочные обязательства (второй раздел пассива баланса) : Внеоборотные активы (первый раздел актива баланса)
Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств — определяется так:
Долгосрочные обязательства (итог второго раздела пассива баланса) делить на Долгосрочные обязательства + собственный капитал (сумма итогов первого и второго разделов пассива баланса).
Этот коэффициент характеризует удельный вес долгосрочных источников средств в общей сумме постоянных пассивов организации.
Коэффициент структуры привлеченного капитала выражает долю долгосрочных пассивов в общей сумме привлеченных (заемных) источников средств:
Долгосрочные обязательства (итог второго раздела пассива баланса) делить на привлеченный капитал (сумма итогов второго и третьего разделов пассива баланса).
Коэффициент покрытия инвестиций характеризует долю собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме активов организации:
Долгосрочные обязательства (второй раздел пассива) прибавить собственный капитал (первый раздел пассива) делить на валюту (итог) баланса.
В западной практике принято считать, что нормативное значение этого коэффициента составляет 0,9, критическим признается его снижение до 0,75.
В финансовом анализе часто находит применение уже рассмотренный коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами, показывающий, какая часть оборотных активов организации была сформирована за счет собственных источников средств.
Нормативное значение этого показателя должно составлять не менее 0,1.
Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами показывает, в какой степени запасы товарно-материальных ценностей сформированы за счет собственных источников и не нуждаются в привлечении заемных. Этот показатель определяется по следующей формуле:
Собственные источники средств минус внеоборотные активы делить на материально-производственные запасы(из второго раздела актива).
Нормативное значение этого показателя должно составлять не менее 0,5. Другим показателем, характеризующим состояние оборотных активов, является коэффициент соотношения материально-производственных запасов и собственных оборотных средств. Он, по существу, является обратным по отношению к предыдущему показателю:
Нормативное значение этого коэффициента — больше единицы, а с учетом нормативного значения предыдущего показателя не должно превышать двух.
Важным показателем является коэффициент маневренности функционального капитала (собственных оборотных средств). Он может быть определен по следующей формуле:
Денежные средства прибавить краткосрочные финансовые вложения делить на собственные источники средств минус внеоборотные активы.
Этот показатель характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг, то есть в форме оборотных активов, обладающих максимальной ликвидностью. У нормально работающей организации данный показатель варьируется в пределах от нуля до единицы.
Индекс постоянного актива (коэффициент соотношения внеоборотных и собственных средств) — это коэффициент, выражающий долю внеоборотных активов, покрываемых источниками собственных средств. Он определяется по формуле:
Внеоборотные активы делить на собственные источники средств.
Примерное значение этого показателя составляет 0,5 — 0,8. Важным показателем финансовой устойчивости является коэффициент реальной стоимости имущества. Этот показатель определяет, какую долю в стоимости имущества организации составляют средства производства. Он исчисляется по следующей формуле:
Суммарная стоимость основных средств, сырья, материалов, полуфабрикатов, незавершенного производства делить на общую стоимость имущества организации (валюта баланса).
Все компоненты, включенные в числитель данной формулы, представляют собой средства производства, необходимые для осуществления основной деятельности организации, т.е. ее производственный потенциал. Поэтому данный коэффициент отражает долю в составе активов того имущества, которое обеспечивает основную деятельность организации (т.е. выпуск продукции, производство работ, оказание услуг).
Нормальным считается такое значение данного показателя, когда реальная стоимость имущества составляет более половины общей стоимости активов.
Показателем, выражающим финансовую устойчивость организации, является также коэффициент соотношения оборотных (текущих) активов и недвижимого имущества. Он исчисляется по следующей формуле:
Оборотные активы (второй раздел актива баланса) делить на недвижимое имущество (из первого раздела актива баланса).
В качестве минимального нормативного значения этого показателя может быть взята величина 0,5. Более высокое его значение свидетельствует о повышении производственных возможностей данной организации.
Показателем финансовой устойчивости является также коэффициент устойчивости экономического роста, исчисляемый по следующей формуле:
Чистая прибыль минус дивиденды, выплаченные акционерам делить на cобственный капитал.
Этот показатель характеризует стабильность получения прибыли, остающейся в организации на ее развитие и создание резервов.
Кроме того, определяется коэффициент чистой выручки по следующей формуле:
Чистая прибыль плюс амортизационные отчисления делить на выручка от реализации продукции, работ, услуг.
Этот показатель выражает удельный вес той части выручки, которая остается в распоряжении данной организации (т.е. чистой прибыли и амортизационных отчислений).
Важным этапом анализа финансовой устойчивости организации является оценка ее кредитоспособности. Под кредитоспособностью понимают имеющиеся у организации возможности своевременного погашения (возврата) полученных кредитов и займов, а также уплаты процентов за пользование ими в установленные сроки.
Кредитоспособность организаций-ссудозаемщиков определяется по ряду показателей: ликвидность организации, удельный вес собственного капитала (собственных источников средств), рентабельность.
В зависимости от значений этих показателей и отрасли, к которой относится данная организация, последняя может быть отнесена к одному из следующих типов:
- тип кредитоспособных организаций, у которых высокий уровень ликвидности и обеспеченности собственными средствами;
- тип организаций, у которых имеет место достаточная степень надежности;
- тип некредитоспособных организаций, имеющих неликвидные балансы или низкую обеспеченность собственными средствами.
Для оценки кредитоспособности организации-ссудозаемщика вначале следует провести анализ ее финансового состояния. После этого и принятия решения о возможности предоставления организации кредита рассчитывается коэффициент чистой выручки, выражающий долю прибыли и амортизационных отчислений в каждом рубле выручки от реализации продукции, работ, услуг (без налога на добавленную стоимость). Полученное значение этого показателя можно распространить на предполагаемое поступление выручки в будущем. Это позволит определить возможный срок погашения кредитов и займов, так как числитель этого коэффициента, то есть прибыль и амортизация, представляет собой величину потенциального источника погашения кредитов и займов.
Наряду с оценкой кредитоспособности организации необходимо также анализировать эффективность использования кредита, которая выражается следующими основными показателями: объемом реализованной продукции в расчете на 1 рубль средней задолженности по ссудам, а также оборачиваемостью кредитов в днях. Сравнивая эти показатели в динамике за несколько периодов, можно констатировать повышение эффективности использования кредита, если объем реализованной продукции в расчете на 1 рубль средней задолженности по ссудам увеличивается, а оборачиваемость кредитов в днях ускоряется.
- 1. Измерение объема национального производства по доходам и расходам. Внп, чнп, ввп, нд
- 5. Чистый национальный продукт (чнп).
- 2. Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов
- 3. Инвестиционный проект и его жизненный цикл
- 4. Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости. Супермультипликатор
- 5. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 6. Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага
- 7. Рынок олигополии. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно
- 8. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 9. Факторный анализ рентабельности. Показатели рентабельности
- Рентабельность активов. Важнейшим показателем здесь является рентабельность активов (иначе — рентабельность имущества). Этот показатель может быть определен по следующей формуле:
- Рентабельность продукции. Рентабельность продукции (рентабельность производственной деятельности) может быть выражена формулой:
- Рентабельность продаж. Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Этот показатель определяется по такой формуле:
- 10. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 11. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 12. Принципы и этапы проведения аудиторской проверки
- 1. Оценка потребностей клиента, формирование групп по проведению аудита и определение ее задания
- 2. Совещание по планированию проекта аудиторской проверки
- 3. Получение представления о конъюнктуре рынка, деловой среде и т.Д.
- 4. Оценка существенных процедур внутреннего контроля
- 5. Оценка риска
- 6. Существенные и общие аудиторские процедуры
- 7. Создание сводного отчета по аудиту (проведение анализа достоинств и недостатков экономического субъекта, возможностей и рисков)
- 8. Проведение заключительного совещания
- 9. Оценка результатов работы и разработка плана усовершенствований
- 13. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность
- 14. Основные виды стратегий развития предприятия
- 15. Оценка стоимости бизнеса: доходный метод
- 16. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филлипса. Регулирование рынка труда
- 17. Государственная политика в области внешней торговли
- 18. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг
- 19. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- 20. Стратегический анализ: цели и принципы
- 21. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 22. Экономические концепции институционализма. Неоинституционализм
- 23. Функция организации: разделение труда и департаментализация, координация
- 24. Оценка финансовой устойчивости предприятия
- 25. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Налоговый мультипликатор
- 26. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 27. Оценка стоимости бизнеса: основные методы
- 28. Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена-потребление». Кривые Энгеля
- 29. Функция контроля: правила и принципы, процесс осуществления. Основные классификации контроля
- 30. Графический анализ рынка ценных бумаг: линии поддержки и сопротивления, квалификаторы прорыва, метод медианы Эндрюса, фигуры цен
- 31. Производственная функция, ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора
- 32. Себестоимость продукции. Классификация и учёт затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing
- 33. Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классификация кредитных операций. Лизинг. Факторинг
- 34. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем
- 35. Основные виды организационных структур
- 36. Стоимость и целевая структура капитала компании
- 37. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и изменений цен на бюджетные возможности потребителя. Рациональный потребительский выбор. Угловое решение задачи потребительского выбора
- 38. Основные виды стратегий развития предприятия
- 39. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков
- 41. Портфельный анализ. Матрица Бостонской консалтинговой группы
- 42. Налоговая система Российской Федерации. Виды налогов
- 43. Рентные отрасли. Причины, условия возникновения и источники ренты. Цена земли
- 44. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка
- 45. Метод camp и линия sml
- 46. Ценовая эластичность предложения. Долговременная и кратковременная эластичность предложения
- 47. Принципы и сущность антикризисного управления организацией
- 48. Инструменты технического анализа: трендоследящие индикаторы, осцилляторы, характеристические индикаторы
- 49. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и некачественные товары
- 50. Характеристика и классификация управленческих решений. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 51. Методы управления рисками
- 52. Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
- 53. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 54. Классификация финансовых рисков
- 55. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 56. Управление каналами распределения товаров
- 57. Валютный рынок: спот-рынок, форвардный рынок
- 58. Модель is-lm
- 59. Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса
- 60. Модель Дюпона
- 61. Модель Манделла-Флеминга (плавающий и фиксированный курс): доход - обменный курс, доход - ставка процента
- 62. Алгоритм процесса принятия управленческого решения
- 63. Анализ ликвидности баланса предприятия
- 64. Модель is-lм-вр. Влияние монетарной и фискальной политики на условия равновесия в модели is-lм-вр при фиксированном курсе
- 65. Логистическая система управления запасами
- 65.1. Условия равновесия в модели is-lм-вр при плавающем курсе. Анализ влияния монетарной политики на условия равновесия в модели is-lm-вр при плавающем курсе
- 66. Процедуры антикризисного управления
- 67. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 1. Чистая конкуренция:
- 2. Монополистическая конкуренция:
- 3. Олигополистическая конкуренция:
- 4. Чистая монополия:
- 66.1. Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр
- 67.1. Организация разработки управленческого решения
- 68. Аудиторские доказательства: понятие, виды, методы получения
- 69. Модель экономического роста Солоу. Уровень капиталовооруженности и «золотое правило»
- Основные недостатки модели связаны с экзогенностью научно-технического прогресса и нормы сбережений. Кроме того, использование функции Кобба-Дугласа также ограничивает модель.
- 70. Организация выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения
- 71. Методы определения базовой цены
- Методы определения базовых цен
- 72. Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства
- 73. Особенности инновационного менеджмента и рынка объектов интеллектуальной собственности
- 75. Краткосрочная модель is-lм-вр. Высокая, низкая и идеальная мобильность капитала
- 76. Понятие и сущность организации. Жизненный цикл организации
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 77. Анализ безубыточности. Критический объем производства
- 78. Современные теории потребления (Модильяни, Фишер, Фридмен)
- 79. Оценка эффективности организации. Основные подходы к оценке организационной эффективности
- 80. Паритет ставки процента. Графический анализ
- 81. Цикличность экономического развития. Виды циклов
- 83. Валютные свопы. Техника фиксирования валютной прибыли
- 84. Рынок: сущность, функции, виды
- 85. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 86. Показатели деловой активности предприятия
- 87. Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 88. Принципы управленческого учета
- 89. Американская концепция эффекта финансового рычага
- 90. Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Экономическая прибыль
- 91. Методы исследования систем управления
- 92. Западноевропейская концепции эффекта финансового рычага
- 93. Монополия и рыночная власть, ее измерение. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках
- 94. Управление деловой карьерой персонала
- 95. Управление банковскими рисками: классификация и методы снижения
- 96. Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 97. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 98. Измерение риска. Классификация корпоративных информационных систем
- 97.1. Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
- 98.1. Функция мотивации. Сравнительный анализ различных теорий мотивации
- 99. Методы анализа инвестиционных проектов
- 100. Производственный выбор в краткосрочном и долгосрочном периодах. Совокупный, средний, предельный продукт переменного фактора. Эффект масштаба производства
- 101. Функции маркетинга на предприятии
- 102. Управление дебиторской задолженностью предприятия
- 103. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег
- 104. Конкурентоспособность товара
- 105. Классификация финансовых рисков
- 106. БюджетныЙ дефицит, способы его финансирования. Управление государственным Долгом
- 108. Бизнес-план и структура. Информация, необходимая для составления бизнес-плана, и порядок его разработки
- 109. Внутренний государственный долг: традиционный подход и точка зрения р. Барро
- 110. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 111. Информационная база финансового анализа
- 112. Факторы, влияющие на счет движения капитала и на чистый экспорт
- 113. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 114. Анализ качества прибыли
- 115. Основные этапы развития экономических знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия
- 116. Логистическая система управления запасами
- 117. Управление денежными средствами на предприятии. Модель в. Баумоля
- 118. Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза - Стиглица
- 119. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 120. Биржевая торговля: формы организации, правила биржевой торговли, процедура листинга и делистинга, биржевые индексы