18. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг
Фондовая биржа — организация, предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен и распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.
Задачи фондовой биржи
- Предоставление централизованного места, где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа;
- Выявление равновесной биржевой цены;
- Аккумулирование временно свободных денежных средств и способствование передаче права собственности;
- Обеспечение гласности, открытости биржевых торгов;
- Обеспечение арбитража;
- Обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале;
- Разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли.
Ценные бумаги — главный предмет сделок на рынке ценных бумаг.
Все операции с ценными бумагами делятся на кассовые, срочные и пролонгационные.
Сделка с ценными бумагами — это взаимное соглашение, связанное с возникновением, прекращением или изменением имущественных прав, заложенных в ценных бумагах. Юридические формы сделок с ценными бумагам: купля-продажа, мена, залог.
В зависимости от срока исполнения сделки делятся на:
- кассовые или сделки с немедленным исполнением (обычно сроком до 3 дней);
- срочные или сделки с исполнением через определенный срок в будущем;
- комбинированные или пролонгационные, которые представляют собой сочетание кассовых и срочных сделок.
Кассовые договоры, или сделки, подразделяются:
- в случае покупки ценных бумаг — на сделки за счет собственных средств клиента (инвестора) либо за счет собственных средств клиента и заемных средств, которые предоставляет какой-либо кредитор (например, банк). Последние получили название «сделок с маржей»;
- в случае продажи ценных бумаг — на сделки, в которых имеет место продажа собственных ценных бумаг клиента либо продажа клиентом ценных бумаг, взятых взаймы.
Срочные договора с ценными бумагами подразделяются на форвардные, фьючерсные, опционные и своповые.
Форвардный контракт - это договор купли-продажи (поставки) ценной бумаги через определенный срок в будущем, все условия которого есть предмет соглашения его сторон.
Форвардный контракт — это сделка, в которой продавец и покупатель договариваются о поставке актива на конкретную дату в будущем.
В момент заключения согласовываются цена, качество и количество актива, расчётная дата, места поставки. Поставка товара и оплата производятся в определенную дату в будущем. Форвардные контракты в момент заключения не имеют стоимости, поскольку контракт — это лишь договоренность о купле или продаже чего-либо в будущем. Контракт не является ни активом, ни обязательством.
Цена контракта (форвардная цена) определяется из расчёта цены на момент заключения и накладных расходов. Накладные расходы могут включать плату за хранение, страхование, транспортные издержки, проценты по кредитам, дивиденды.
Главное преимущество форвардного контракта состоит в том, что он фиксирует цены на будущую дату. Главный недостаток форвардного контаркта в том, что при изменении цен в ту или иную сторону к расчётному дню контрагенты не могут разорвать его и неизбежно получают прибыли или убытки.
Отличительные характеристики форвардного контакта:
- Форвардный контракт является внебиржевым (не торгуется на бирже).
- Конфиденциален и является предметом переговоров между сторонами без каких-либо биржевых гарантий.
- Не предусматривает внесение маржи (первоначальный задаток).
- Используется для хеджирования и физической поставки.
- Характеристики устанавливаются в результате переговоров.
- Непрозрачны, требования по отчетности отсутствуют
Фьючерсный контракт - это стандартный биржевой договор купли-продажи (поставки) биржевого актива через определенный срок в будущем по цене, согласованной сторонами сделки в момент ее заключения. В отличие от форвардного контракта фьючерсный заключается только в ходе биржевой торговли и является полностью стандартизированным, т. е. стороны фьючерсного контракта договариваются только о его цене, а все остальные его условия остаются неизменными от сделки к сделке.
Опционный контракт — это договор, в соответствии с которым одна из его сторон получает право купить (или продать) ценную бумагу по установленной цене через определенный срок в будущем с уплатой за это право другой его стороне определенной суммы денег, называемой «премией». Согласно опциону на покупку, или опциону «колл», одна из сторон получает право купить ценную бумагу, например, через три месяца по цене исполнения опциона с уплатой противоположной стороне опционной премии. Первая сторона опционной сделки называется покупателем опциона (держателем), а противоположная сторона — продавцом опциона (подписчиком). Подписчик получает опционную премию, но за это он обязан по требованию покупателя продать ему ценную бумагу по цене, записанной в опционе.
Согласно опциону на продажу, или опциону «пут», покупатель (держатель) опциона имеет право продать продавцу (подписчику) опциона ценную бумагу, например, через три месяца по установленной цене с уплатой за это право подписчику опциона премиальной суммы денег. Продавец пута обязан по требованию покупателя опциона купить у последнего ценную бумагу по цене, зафиксированной в опционе.
Опционы могут исполняться на установленную дату в будущем или в течение всего срока своего действия на любую дату.
Своп, или своповый контракт - это особое соглашение, благодаря которому его стороны получают возможность на временной основе обменяться имеющимися у них рыночными обязательствами. Например, обменяться обязательствами по уплате процентных платежей по ценным бумагам, одна из которых приносит ежегодный фиксированный процентный доход, а по другой - выплачивается плавающий рыночный процентный доход.
Комбинированные, или пролонгационные, договора называются в практике сделками «репорт». Сделка «репорт» состоит в продаже ценной бумаги на условиях кассовой сделки и одновременно ее покупки по форвардному контракту через необходимый срок в будущем. Сделка «депорт» состоит в покупке ценной бумаги на условиях кассовой сделки и одновременно ее продажи по форвардному контракту через определенный срок в будущем.
- 1. Измерение объема национального производства по доходам и расходам. Внп, чнп, ввп, нд
- 5. Чистый национальный продукт (чнп).
- 2. Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов
- 3. Инвестиционный проект и его жизненный цикл
- 4. Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости. Супермультипликатор
- 5. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 6. Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага
- 7. Рынок олигополии. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно
- 8. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 9. Факторный анализ рентабельности. Показатели рентабельности
- Рентабельность активов. Важнейшим показателем здесь является рентабельность активов (иначе — рентабельность имущества). Этот показатель может быть определен по следующей формуле:
- Рентабельность продукции. Рентабельность продукции (рентабельность производственной деятельности) может быть выражена формулой:
- Рентабельность продаж. Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Этот показатель определяется по такой формуле:
- 10. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 11. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 12. Принципы и этапы проведения аудиторской проверки
- 1. Оценка потребностей клиента, формирование групп по проведению аудита и определение ее задания
- 2. Совещание по планированию проекта аудиторской проверки
- 3. Получение представления о конъюнктуре рынка, деловой среде и т.Д.
- 4. Оценка существенных процедур внутреннего контроля
- 5. Оценка риска
- 6. Существенные и общие аудиторские процедуры
- 7. Создание сводного отчета по аудиту (проведение анализа достоинств и недостатков экономического субъекта, возможностей и рисков)
- 8. Проведение заключительного совещания
- 9. Оценка результатов работы и разработка плана усовершенствований
- 13. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность
- 14. Основные виды стратегий развития предприятия
- 15. Оценка стоимости бизнеса: доходный метод
- 16. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филлипса. Регулирование рынка труда
- 17. Государственная политика в области внешней торговли
- 18. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг
- 19. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- 20. Стратегический анализ: цели и принципы
- 21. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 22. Экономические концепции институционализма. Неоинституционализм
- 23. Функция организации: разделение труда и департаментализация, координация
- 24. Оценка финансовой устойчивости предприятия
- 25. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Налоговый мультипликатор
- 26. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 27. Оценка стоимости бизнеса: основные методы
- 28. Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена-потребление». Кривые Энгеля
- 29. Функция контроля: правила и принципы, процесс осуществления. Основные классификации контроля
- 30. Графический анализ рынка ценных бумаг: линии поддержки и сопротивления, квалификаторы прорыва, метод медианы Эндрюса, фигуры цен
- 31. Производственная функция, ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора
- 32. Себестоимость продукции. Классификация и учёт затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing
- 33. Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классификация кредитных операций. Лизинг. Факторинг
- 34. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем
- 35. Основные виды организационных структур
- 36. Стоимость и целевая структура капитала компании
- 37. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и изменений цен на бюджетные возможности потребителя. Рациональный потребительский выбор. Угловое решение задачи потребительского выбора
- 38. Основные виды стратегий развития предприятия
- 39. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков
- 41. Портфельный анализ. Матрица Бостонской консалтинговой группы
- 42. Налоговая система Российской Федерации. Виды налогов
- 43. Рентные отрасли. Причины, условия возникновения и источники ренты. Цена земли
- 44. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка
- 45. Метод camp и линия sml
- 46. Ценовая эластичность предложения. Долговременная и кратковременная эластичность предложения
- 47. Принципы и сущность антикризисного управления организацией
- 48. Инструменты технического анализа: трендоследящие индикаторы, осцилляторы, характеристические индикаторы
- 49. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и некачественные товары
- 50. Характеристика и классификация управленческих решений. Субъективные факторы управленческого решения
- 7.2. Ошибки фильтрации вариантов
- 51. Методы управления рисками
- 52. Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность спроса. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
- 53. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 54. Классификация финансовых рисков
- 55. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста
- 56. Управление каналами распределения товаров
- 57. Валютный рынок: спот-рынок, форвардный рынок
- 58. Модель is-lm
- 59. Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса
- 60. Модель Дюпона
- 61. Модель Манделла-Флеминга (плавающий и фиксированный курс): доход - обменный курс, доход - ставка процента
- 62. Алгоритм процесса принятия управленческого решения
- 63. Анализ ликвидности баланса предприятия
- 64. Модель is-lм-вр. Влияние монетарной и фискальной политики на условия равновесия в модели is-lм-вр при фиксированном курсе
- 65. Логистическая система управления запасами
- 65.1. Условия равновесия в модели is-lм-вр при плавающем курсе. Анализ влияния монетарной политики на условия равновесия в модели is-lm-вр при плавающем курсе
- 66. Процедуры антикризисного управления
- 67. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 1. Чистая конкуренция:
- 2. Монополистическая конкуренция:
- 3. Олигополистическая конкуренция:
- 4. Чистая монополия:
- 66.1. Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр
- 67.1. Организация разработки управленческого решения
- 68. Аудиторские доказательства: понятие, виды, методы получения
- 69. Модель экономического роста Солоу. Уровень капиталовооруженности и «золотое правило»
- Основные недостатки модели связаны с экзогенностью научно-технического прогресса и нормы сбережений. Кроме того, использование функции Кобба-Дугласа также ограничивает модель.
- 70. Организация выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения
- 71. Методы определения базовой цены
- Методы определения базовых цен
- 72. Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства
- 73. Особенности инновационного менеджмента и рынка объектов интеллектуальной собственности
- 75. Краткосрочная модель is-lм-вр. Высокая, низкая и идеальная мобильность капитала
- 76. Понятие и сущность организации. Жизненный цикл организации
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 77. Анализ безубыточности. Критический объем производства
- 78. Современные теории потребления (Модильяни, Фишер, Фридмен)
- 79. Оценка эффективности организации. Основные подходы к оценке организационной эффективности
- 80. Паритет ставки процента. Графический анализ
- 81. Цикличность экономического развития. Виды циклов
- 83. Валютные свопы. Техника фиксирования валютной прибыли
- 84. Рынок: сущность, функции, виды
- 85. Государственные финансы. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики
- 86. Показатели деловой активности предприятия
- 87. Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 88. Принципы управленческого учета
- 89. Американская концепция эффекта финансового рычага
- 90. Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Экономическая прибыль
- 91. Методы исследования систем управления
- 92. Западноевропейская концепции эффекта финансового рычага
- 93. Монополия и рыночная власть, ее измерение. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках
- 94. Управление деловой карьерой персонала
- 95. Управление банковскими рисками: классификация и методы снижения
- 96. Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 97. Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов
- В структуре конфликта выделяют:
- 98. Измерение риска. Классификация корпоративных информационных систем
- 97.1. Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
- 98.1. Функция мотивации. Сравнительный анализ различных теорий мотивации
- 99. Методы анализа инвестиционных проектов
- 100. Производственный выбор в краткосрочном и долгосрочном периодах. Совокупный, средний, предельный продукт переменного фактора. Эффект масштаба производства
- 101. Функции маркетинга на предприятии
- 102. Управление дебиторской задолженностью предприятия
- 103. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег
- 104. Конкурентоспособность товара
- 105. Классификация финансовых рисков
- 106. БюджетныЙ дефицит, способы его финансирования. Управление государственным Долгом
- 108. Бизнес-план и структура. Информация, необходимая для составления бизнес-плана, и порядок его разработки
- 109. Внутренний государственный долг: традиционный подход и точка зрения р. Барро
- 110. Международная конкурентоспособность: концепции и современные тенденции
- 111. Информационная база финансового анализа
- 112. Факторы, влияющие на счет движения капитала и на чистый экспорт
- 113. Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества
- 114. Анализ качества прибыли
- 115. Основные этапы развития экономических знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия
- 116. Логистическая система управления запасами
- 117. Управление денежными средствами на предприятии. Модель в. Баумоля
- 118. Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза - Стиглица
- 119. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
- 120. Биржевая торговля: формы организации, правила биржевой торговли, процедура листинга и делистинга, биржевые индексы