logo search
шпоры к госу 2 группа (1)

72. Влияние нетарифных ограничений на отечественный экспорт и защитные меры в российской практике

В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы - количественные, скрытые и финансовые - как часть своей политики протекционизма.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

Цели и задачи введения нетарифных мер

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка. 2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений. 3.Выполнение международных обязательств 4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров 5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер 6.Защита общественной морали и правопорядка 7.Защита культурных ценностей 8. Обеспечение национальной безопасности

Классификация нетарифных методов

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П.Х. Линдерта насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:

1.Меры прямого ограничения 2.Таможенные и административные формальности 3. Прочие нетарифные методы

Большинство из нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в

рамках политики протекционизма.

Специальные защитные меры

В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся:

     •Импортные квоты      •Специальные пошлины      •Антидемпинговые пошлины       • Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера       • Компенсационные пошлины

Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения.

Меры прямого ограничения

К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.

Лицензирование

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; 2. Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; 3. Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники); 4. Выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Квотирование

Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

Квота - это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые "добровольные" ограничения экспорта (англ. voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащие такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В 1994 году, например, были введены "добровольные" ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров.

Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. В ст. 21 закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" говорится, что импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений.

Протекционистская внешнеторговая политика предполагает защиту отечественного производства, и для регулирования в сфере внешнеторговых операций государство использует тарифные и нетарифные инструменты.

Когда же тарифные методы регулирования внешней торговли становятся неэффективными в силу своей «открытости», государство использует нетарифные методы, степень воздействия которых на внешнюю торговлю возросла в последние годы. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население.

Эффективность использования нетарифных ограничений в

российской экономике.

Россия несет убытки в размере свыше $,5 млрд в год из-за нетарифных ограничений на ее товары на международном рынке. По этим признакам Россия является одним из самых дискриминируемых государств мира, занимая 2-е место после Китая. Об этом заявила на заседании коллегии Минпромнауки РФ, рассмотревшей проблемы присоединения России к ВТО, руководитель департамента поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей на товарных рынках и сотрудничества с международными торговыми организациями Минпромнауки РФ Светлана Степанова.

Она сказала, что в России созданы базовые условия для вступления во Всемирную торговую организацию, однако современное состояние интеграции отечественной экономики в международную торговлю характеризуется постоянным ухудшением условий доступа российских товаров на рынке зарубежных стран. Так, на сегодня выдвинуто более 50 антидемпинговых процедур против изделий российской металлургической промышленности. Антидемпинговые процедуры проводятся также в отношении российской химической, текстильной, легкой, целлюлозно-бумажной и лесной промышленности.

С.Степанова при этом признала, что в настоящее время во многих случаях цены экспорта российской продукции в страны дальнего зарубежья ниже цен продаж на внутреннем рынке. Так, по прокату черных металлов это составляет порядка 40 % по полиэтилену - 50 % по целлюлозе - около 30 % по шинам для грузовых автомобилей - около 30 % а легковых автомобилей - более 50 % по тракторам - более 40 % обуви - в 2 раза, а льняным тканям - более чем в 2 раза.

В предыдущем пункте упоминалось об экспортных квотах на драгметаллы. На долю России на мировых рынках палладия, например, приходится 70%, платины - до 20%. Часть драгметаллов, на которые введена квота, используются для изготовления ювелирных изделий на экспорт. Однако их объем не превышает 5% общего выпуска ювелирных изделий в РФ из-за сложной процедуры лицензирования. Следовательно, с одной стороны, от введения данной квоты Россия не получает ожидаемого эффекта, т.к. импортирующие драгметаллы страны, вводят ответные меры, как то препятствия в получении лицензии. С другой стороны, тот факт, что часть выручки от продажи драгметаллов, оставшаяся после сбора государства, должна идти на поддержание производства - и только в этом случае будет разрешен их экспорт - свидетельствует о том, что государство заинтересовано в определенном уровне экспорта и развитии отрасли, т.к., очевидно, получает от этого немалые доходы и считает это достаточно эффективным.