12. Методы и приемы экономического анализа
Стандартные приемы экономического анализа
В процессе аналитического исследования необходимо проводить первичную обработку информации и последующую ее систематизацию, изучать динамику показателей, их взаимосвязи и взаимозависимости, давать оценку различным факторам, влияющим на рассматриваемый показатель, находить резервы роста эффективности хозяйственной деятельности.
К стандартным приемам экономического анализа относятся следующие.
Чтение отчетности и анализ абсолютных показателей.
Горизонтальный (динамический) анализ — это сравнение показателей во времени:
абсолютные изменения рассчитываются разницей значений показателей между отчетным и прошлым периодами;
относительные изменения — это темпы роста и прироста.
Вертикальный (структурный) анализ показывает долю, часть целого в его общей величине. Например, удельный вес материальных затрат в общей себестоимости (величину материальных затрат необходимо разделить на себестоимость и умножить на 100).
Структурно-динамический анализ показывает отклонения в структуре, удельных весах. Рассчитывается разницей удельных весов отчетного и прошлого периодов.
Трендовый анализ — это анализ динамических, временных рядов показателей хозяйственной деятельности, заключается в выявлении общей тенденции развития. При анализе тренда важно установить, в каком направлении (рост, спад) и по какой зависимости (линейная или нелинейная) происходит развитие процесса.
Коэффициентный анализ — это анализ относительных показателей. Коэффициенты подразделяются на две группы:
1) коэффициенты распределения показывают, какую часть, долю тот или иной абсолютный показатель составляет от итоговой величины;
2) коэффициенты координации дают качественную характеристику и отражают соотношения разных абсолютных показателей по экономическому смыслу, например, рентабельность, коэффициенты оборачиваемости, финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности.
Технические способы (методы) анализа называются инструментарием анализа.
Все методы и способы обработки информации, в результате которой происходит преобразование, систематизация информации, можно разделить на пять блоков
Методы (способы) обработки экономической информации
Традиционные способы
Способы детерминированного (функционального) факторного анализа
Способы стохастического корреляционного факторного анализа
Экономико-математические методы
Методы комплексной оценки результатов хозяйственной деятельности
Сравнение, способы абсолютных, относительных, средних величин, графический способ, способ группировки, балансовый, табличный способы
Метод цепных подстановок, индексный метод, методы абсолютных разниц, относительных разниц, интегральный метод
Корреляционный, дисперсионный, компонентный анализ, многомерный факторный анализ
1. Методы элементарной математики
2. Классические методы математического анализа
3. Методы математической статистики (метод изучения одномерных и многомерных статистических совокупностей, индексные методы и т.д.)
4. Эконометрические методы строятся на синтезе трех областей знаний — экономики, математики, статистики (производственные функции, методы «затраты — выпуск», межотраслевой баланс, национальное счетоводство)
5. Методы математического программирования
6. Методы исследований операций (методы решения линейных программ, управление запасами, износ и замена оборудования, теория игр, теория расписания, сетевые методы планирования и управления, теория массового обслуживания)
7. Методы эконометрической кибернетики
8. Математическая теория оптимизации процессов
9. Эвристические методы
10. Экономико-математическое моделирование
Функционально-стоимостной анализ — метод системного исследования функций отдельного изделия, или определенного производственно- хозяйственного процесса, или управленческой структуры. Направлен на минимизацию затрат в сфере проектирования, освоения производства, сбыта и т.д.
Подразделяется на несколько методов:
• метод «дельфи» (изолированная работа каждого члена экспертной группы, независимость его суждений)
• директ-костинг
• метод «ПАТТЕРН» (помощь планированию посредством количественной оценки технических данных)
Рассмотрим традиционные методы (способы) технико-экономического анализа.
Сравнение является наиболее ранним и наиболее распространенным, с него начинается анализ. Сравнение используется для решения всех задач анализа. Как основной, так и вспомогательный метод сравнения может приобретать следующие формы:
сопоставление плановых и фактических показателей (для оценки степени выполнения плана);
сопоставление фактических показателей с нормативными (для контроля за затратами, способствует внедрению ресурсосберегающих технологий);
сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет (какова тенденция развития экономических процессов);
сопоставление фактических показателей с достижениями науки и передового опыта других предприятий (для поиска резерва), сравнение с лучшими достижениями;
сравнение со средними показателями по отрасли (для определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли);
сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей (для этой цели числа, которые характеризуют один из показателей, располагают в возрастающем или убывающем порядке и рассматривают, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают или убывают, и в какой степени);
сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них;
сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора (при расчете влияния какого-либо фактора).
Абсолютные величины — это количественное измерение явлений в единицах веса, объема, длины, т.е. в натуральных или условно-натуральных единицах.
Относительные величины получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин:
планового задания (отношение планового уровня текущего года к его уровню в прошлом году);
выполнения плана (отношение между фактическим и плановым уровнем в %);
динамики (показатель текущего года делится на его уровень в предыдущем периоде и умножается на 100 — это темпы роста);
структуры (относительная доля, удельный вес части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах);
координации (соотношение частей целого между собой, например, активной и пассивной частей основных производственных фондов);
интенсивности (характеризует степень распространенности, развития какого-либо явления, например, степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации);
эффективности (соотношение эффекта с результатами, например, производство продукции на один рубль затрат).
Средние величины (среднеарифметическая, среднегармоническая, среднегеометрическая, среднехронологическая, среднеквадратическая) — используются для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. В средней величине отражаются общие, характерные, типичные черты изучаемых явлений. Например, средняя заработная плата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих.
Балансовый метод в анализе хозяйственной деятельности служит, главным образом, для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот способ широко распространен в практике бухгалтерского учета, планирования. В экономическом анализе применяется при анализе обеспеченности трудовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства и т.д. Например, определяя обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, показывается потребность в трудовых ресурсах, а с другой — их фактическое наличие.
Методы факторного экономического анализа
Хозяйственные процессы и конечные результаты складываются под влиянием объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов. Факторы — это причины, воздействующие на изучаемый экономический показатель. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие — косвенно. Например, на величину валовой продукции непосредственное влияние оказывают такие факторы, как численность рабочих и уровень производительности труда. Субъективные или косвенные факторы — внутренние (руководство тем или иным производственным коллективом, организация производства, финансов, экономическая или организационная подготовленность исполнителей и т.д.). Следовательно, это изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без всестороннего и тщательного изучения факторов невозможно сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Факторы в результате анализа получают количественную и качественную оценку. Каждый показатель может в свою очередь выступать и в роли факторного, и результативного. Например, в модели П = ВП - С (прибыль равна выручке за минусом себестоимости) прибыль — результативный показатель, а в модели Rпр = П / РП (рентабельность продаж равна прибыли, деленной на выручку от реализации) прибыль является фактором по отношению к результативному показателю рентабельности продаж.
Различают следующие типы факторного анализа:
детерминированный и стохастический;
прямой и обратный;
одноступенчатый и многоступенчатый;
статический и динамический;
ретроспективный (исторический) и перспективный (прогнозный).
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов. Взаимосвязи в детерминированном анализе можно формализовать и дать количественную оценку роли отдельных факторов на результативный показатель.
Стохастический факторный анализ — это методика исследования влияния факторов, связь которых с результатом является неполной. Носит характер вероятностной, корреляционной зависимости, поскольку изменение фактора может дать несколько значений результата в зависимости от сочетания других факторов. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, которые воздействуют на этот показатель.
- 1. Трудовая теория стоимости. Закон стоимости
- 2. Теория предельной полезности
- 3. Рыночная структура: понятие и виды
- 4. Экономические ресурсы предприятия
- Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства
- 5. Издержки производства и себестоимость продукции
- 6. Качество и конкурентоспособность продукции
- 7. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия
- 8. Сущность и функции финансов. Характеристика финансовой системы рф
- 9. Бюджетная система рф
- 10. Кредитная система рф
- 11. Кредитно-денежная политика Центрального Банка России
- 12. Методы и приемы экономического анализа
- 13. Анализ производства и реализации продукции
- 14. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
- 15. Диагностика риска банкротства
- 16. Сущность и модели менеджмента
- 1. Исторические предпосылки, основы и содержание менеджмента
- 17. Миссия организации и её цели
- 18. Сущность функций управления, их классификация
- Понятие и классификация функций управления
- 19. Понятие структуры управления, факторы ее определяющие
- 1.2 Определение понятий структуры управления
- Построение вертикальной структуры
- 20. Механизмы и методы управления предприятием
- 1.4. Социально-психологические методы
- 21. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга
- Понятие маркетинга и его цели
- Функции маркетинга
- Принципы маркетинга
- 22. Концепции маркетинга и их характеристика
- 4. Современные концепции управления маркетингом
- 23. Маркетинговая среда и ее структура
- Тема 2. Маркетинговая среда
- Микросреда маркетинга и ее составляющие
- Макросреда функционирования компании
- 1. Микросреда маркетинга и её составляющие
- Макросреда функционирования компании
- 1. Демографическая среда включает:
- 24. Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) Тема: Разработка комплекса маркетинга
- Определение, понятие и сущность комплекса маркетинга
- Содержание элементов комплекса маркетинга
- Определение, понятие и сущность комплекса маркетинга
- 2. Содержание элементов комплекса маркетинга
- Инструменты маркетинговой политики
- 25. Сущность и особенности международного маркетинга
- 1. Особенности, цели и основные задачи международного маркетинга
- Международная окружающая среда
- 5. Факторами государственною регулирования в международном маркетинге являются:
- 26. Стратегия и тактика проникновения на международные рынки
- 3. Стратегии проникновения на зарубежные рынки
- 3. Производственная кооперация.
- 6. Прямое инвестирование.
- Экономическое содержание и принципы разработки стратегии маркетинга
- 2. Функции и задачи стратегического маркетинга
- 3.Принципы стратегии маркетинга
- 28. Логистика: понятие, цели и задачи
- Логистика. Понятие, цели и задачи.
- Краткий исторический очерк развития логистики.
- Определение понятия логистики. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками.
- Объект и предмет логистики. «6 правил логистики». Концепция логистики. Принципы и задачи логистики. Логистические функции.
- 29. Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия
- 30. Логистические информационные системы
- Логические информационные системы
- 1. Информационные потоки в логистике
- 2. Информационные системы в логистике
- 3. Виды информационных систем в логистике
- 4. Принципы построения информационных систем в логистике
- 5. Информационные технологии в логистике
- 6. Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов
- 7. Маркировка грузовых пакетов машиночитаемым кодом
- 31. Закупочная, производственная и распределительная виды логистики Закупочная логистика
- Производственная логистика
- Материальное
- Традиционная и логистическая концепции организации производства
- Распределительная логистика
- 32. Разработка систем складирования в логистике
- Система складирования и складского хранения продукции. Управление запасами в логистической системе
- Функционирование складского хозяйства
- 2 Характеристика и классификация складов.
- 3 Издержки складской системы.
- 33. Транспортная логистика Транспортная логистика
- 1. Транспортная система России: технико-экономические особенности, состояние, характеристика
- 2. Классификация и характеристика грузовых перевозок
- 3. Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров
- 34. Экономические показатели оценки работы транспорта
- 36. Разработка систем складирования в логистике
- Система складирования и складского хранения продукции. Управление запасами в логистической системе
- Функционирование складского хозяйства
- 2 Характеристика и классификация складов.
- 3 Издержки складской системы.
- 37. Управление запасами в логистике Лекция № 9. Логистика запасов
- Назначение и виды товарно-материальных запасов
- По месту нахождения запасы делят на производственные и товарные.
- 2. Управление запасами на предприятии
- 3. Системы контроля за состоянием запасов
- 38. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации
- 39. Предмет, цели, задачи, принципы и методы товароведения
- 40. Ассортимент товаров: понятие, классификация и свойства
- 41. Экспертиза товаров: понятие, цели и задачи
- Стандартизация: сущность, содержание и основные цели
- 43. Типология, формы и виды предпринимательства Два основных типа профессиональной предпринимательской деятельности
- Формы производительной предпринимательской деятельности
- Традиционалистское и инновационное предпринимательство
- Посредническая предпринимательская деятельность
- 3.3. Агентирование
- 3.4. Конкретные формы агентирования
- Предпринимательство в финансовой сфере
- 4.1. Финансовые институты как основа предпринимательской инфраструктуры
- 4.2. Банки
- 4.3. Инвестиционные компании и фонды
- Субъекты и объекты предпринимательской деятельности
- Концепция жизненного цикла товара
- 45. Принятие предпринимательского решения. Возможные формы партнерских связей в предпринимательстве
- Глава 2. Принятие предпринимательского решения
- 2.1. Сфера принятия управленческих решений
- 2.2. Технология принятия предпринимательских решений
- 2.3. Экономические методы принятия предпринимательских решений
- Общая схема предпринимательской деятельности
- 1. Формы совместного предпринимательства.
- 46. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 5.2. Хозяйственные товарищества и общества
- Хозяйственные товарищества
- Хозяйственные общества
- Акционерное общество
- Открытое акционерное общество (оао)
- 5.3. Производственные кооперативы
- 5.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 5.5. Некоммерческие организации
- Потребительские кооперативы
- Общественные и религиозные организации (объединения)
- Учреждения
- Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
- Объединения предпринимателей. Ассоциативные формы организации бизнеса
- 47. Статистические методы исследования социально-экономических процессов
- 48. Статистика использования трудовых ресурсов
- 49. Статистика издержек производства
- 50. Статистика основных фондов
- 51. Анализ использования производственных ресурсов
- Анализ основных средств предприятия
- 2. Анализ эффективности затрат по содержанию и эксплуатации оборудования:
- 3. Анализ структурной динамики основных средств:
- 4. Анализ эффективности инвестиций в основные средства:
- 52. Анализ и управление объемом производства и продаж Анализ динамики и выполнения плана производство продукции
- Анализ ассортимента и структуры продукции
- Анализ качества продукции
- Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- 53. Экономический анализ инвестиций
- Прогнозирование эффективности инвестиционных проектов
- 54. Технология и модели процесса разработки управленческих решений
- 55. Разработка и принятие управленческих решений в условиях риска и неопределенности
- 2.2 Способы оценки степени риска
- 2.3 Управление рисками при принятии управленческих решений
- 56. Организация и контроль выполнения управленческих решений
- 57. Причины возникновения кризисов и их роль в социально – экономическом развитии Понятие кризиса в социально-экономическом развитии
- Причины возникновения кризисов
- Виды экономических кризисов
- 58. Механизмы антикризисного управления
- Необходимость и проблематика антикризисного управления
- 59. Государственное регулирование кризисных ситуаций Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций
- Роль государства в антикризисном управлении
- Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
- 60. Стратегия и тактика в антикризисном управлении
- 61. Правовые основы организации таможенной деятельности в рф
- 62. Таможенное регулирование пропуска товаров через таможенную границу
- 63. Структура, задачи и функции таможенных органов
- 64. Пропуск и декларирование товаров
- 65. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу
- 66. Порядок заполнения таможенных деклараций
- 67. Лицензирование и квотирование при экспортных и импортных операциях
- Организация и функционирование таможенных складов
- 69. Порядок ввоза и вывоза товаров для переработки
- 70. Понятие и виды нетарифных ограничений
- 71. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в рф
- 1. Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):
- 72. Влияние нетарифных ограничений на отечественный экспорт и защитные меры в российской практике
- 73. Национальный и международные режимы экспортного контроля Основные международные режимы экспортного контроля
- Международный режим экспортного контроля за товарами и технологиями двойного назначения и обычными вооружениями
- Раздел 1 — базовый список,
- Раздел 2 — список «чувствительных» товаров и технологий,
- Раздел 3 — список «весьма чувствительных» товаров и технологий.
- Международный режим экспортного контроля за ракетной технологией
- Комитет Цангера и Группа ядерных поставщиков
- Австралийская группа
- 74. Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами
- Глава 46 "Особенности совершения таможенных
- 75. Административная ответственность за несоблюдение установленных запретов и ограничений во внешнеэкономической деятельности
- 76. Понятие, виды таможенных режимов и их классификация
- Глава 30. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- Глава 31. Таможенная процедура экспорта
- Глава 32. Таможенная процедура таможенного транзита
- Глава 33. Таможенная процедура таможенного склада
- Глава 34. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- Глава 35. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- Глава 36. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- Глава 37. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- Глава 38. Таможенная процедура временного вывоза
- Глава 39. Таможенная процедура реимпорта
- Глава 40. Таможенная процедура реэкспорта
- Глава 41. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- Глава 42. Таможенная процедура уничтожения
- Глава 43. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- 77. Таможенный контроль: понятие, виды, форма
- 78. Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей
- 79. Таможенные льготы
- 80. Таможенная статистика внешней торговли: понятие, цели и общая характеристика
- 81. Исчисление и уплата таможенных пошлин, акцизов и ндс при перемещении товаров через таможенную границу
- 82. Виды таможенных платежей и таможенные сборы
- 83. Классификация валют и их конвертируемость
- 7) По функциональной роли валюты:
- 84. Валютный рынок и валютные курсы
- 85. Международные расчеты, их условия и формы
- 86. Правовые и организационные основы валютного контроля, осуществляемого таможенными органами рф
- 87. Таможенно-банковский валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров
- Глава 10. Государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок
- 89. Таможенно-банковский валютный контроль за экспортом кредитными организациями аффинированного золота и серебра
- 90. Перемещение валюты Российской Федерации и валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации федеральный закон "о валютном регулировании и валютном контроле"
- Порядок оформления квитанции формы тс-21