1. Транспортная система России: технико-экономические особенности, состояние, характеристика
Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства.
Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции - это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.д.
В зависимости от стратегии и задач фирмы, компании производят выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывают размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования. Технико-экономические особенности различных видов транспорта и их сферы рационального использования систематизированы в (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их рационального использования
Вид транспорта | Особенности транспорта | Сфера применения | |
Достоинства | Недостатки | ||
1. Железнодорожный | Высокая провозная и пропускная способность; регулярность перевозок; невысокая себестоимость перевозок | Большие капиталовложения на сооружение пути; большие затраты металла | Практически не ограничена |
2. Морской | Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов; низкую себестоимость; практически неограниченную пропускную способность | Зависимость от естественно-географических и навигационных условий, создание портового хозяйства | Практически не ограничена |
3. Речной | Высокая провозная способность; невысокая себестоимость перевозок; небольшие капиталовложения на организацию судоходства | Неравномерность глубин, сезонность работы, небольшая скорость перевозки | Практически не ограничена |
4. Автомобильный | Большая маневренность и подвижность; высокая скорость доставки груза; небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния | Низкая производительность труда; низкий уровень эксплуатационных показателей; плохое состояние дорожной сети | На короткие расстояния до 300 км |
5. Воздушный | Высокая скорость доставки; самый короткий путь следования | Высокая себестоимость перевозки | Практически не ограничена |
В настоящее время в России происходят разгосударствление и приватизация транспортного и складского хозяйства. Интенсивно формируется рынок транспортных и транспортно-экспедиционных услуг. Так, по данным Министерства транспорта РФ, на территории России услуги автомобильного транспорта клиентам предлагает свыше 366 тыс. автохозяйств, речного транспорта - 4,8 тыс. перевозчиков, морского транспорта - свыше 1,1 тыс. судовладельцев, воздушного транспорта - свыше 200 перевозчиков с различными видами собственности. Если проанализировать ситуацию по видам транспорта, как по грузообороту, так и по объему перевозок, то наблюдается тенденция к снижению по всем видам транспорта.
Можно сделать три вывод: во-первых, не работает промышленность, во-вторых, идет перераспределение перевозок и, в-третьих, отсутствуют приписки на перевозимую продукцию.
К этому следует добавить, что парк транспортных средств находится в неудовлетворительном состоянии. Технические характеристики эксплуатируемых транспортных средств и систем значительно отстают от современного мирового уровня и, в первую очередь, по экономичности, безопасности, техническому состоянию и другим показателям. Степень износа транспортных средств в целом по транспортному комплексу составляет свыше 50%, а по воздушным судам - 70%. Спад производства, рост цен, инфляция и снижение платежеспособности клиентуры способствует снижению инвестиций в развитие транспорта. Поэтому резко уменьшены запуски и обновление транспортных средств.
Каждый из перечисленных выше видов транспорта имеет свою материально-техническую базу, документацию и технико-эксплуатационные показатели работы. Детально все эти элементы изучают специалисты транспорта, а работники логистики должны иметь представление о тех элементах, которые встречаются им в практической деятельности при решении логистических задач.
Железнодорожный транспорт. Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяются на универсальные (крытые, полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и др.). Крытые вагоны используют для перевозки ценных грузов, и грузов, боящихся атмосферных осадков; полувагоны - для массовых наволочных и лесных грузов; цистерны - для наливных грузов (бензин, керосин, молоко и др.). Тяжеловесные и крупногабаритные грузы перевозят в транспортерах грузоподъемностью 400 т. Каждый тип вагона характеризуется грузоподъемностью, вместимостью, массой тары вагона и другими показателями. Грузоподъемность определяется количеством груза в тоннах, которое может быть погружено в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова, вместимостью - произведением длины вагона на его ширину и высоту.
Важнейшим элементом роста производительности вагонного парка является полное использование грузоподъемности и вместимости вагонов. О степени использования грузоподъемности и вместимости вагона при перевозке того или иного груза можно судить по соответствующим коэффициентам.
Коэффициент использования грузоподъемности Кгр определяется отношением массы груза в вагоне Мгр (т) к его грузоподъемности q (т) :
Коэффициент вместимости Квм рассчитывают как частное от деления объема груза в вагоне Vгр(м3) на вместимость вагона
Чем ближе к единице значение этих коэффициентов, тем выше показатель грузоподъемности или вместимости вагона.
Сравнительно часто отправитель предъявляет к перевозке грузы, обладающие объемной различной плотностью. Раздельная их перевозка приводит к тому, что при перевозке высокоплотного груза грузоподъемность вагона используется хорошо, а вместимость - недостаточно. Противоположный результат получается при перевозке груза, обладающего небольшой объемной плотностью: вместимость вагона используется хорошо, а грузоподъемность - недостаточно.
Особое значение имеют технические нормы загрузки вагонов. Техническая норма загрузки - количество груза, которое должно быть загружено в вагон данного типа при наилучшем использовании его грузоподъемности и вместимости. Ввиду того, что учесть все разнообразие грузов, способов их подготовки и погрузки нельзя, разрабатываются местные технические нормы. Эти нормы согласовываются с грузоотправителями. Техническую норму загрузки определяют для тарных грузов с учетом их свойств и схемы укладки, а для навалочных и насыпных рассчитывают отдельно для перевозки в крытых вагонах и на открытом подвижном составе.
Техническую норму загрузки вагонов определяют по формулам:
для крытых вагонов:
для открытых:
где Vв - полный объем вагона, м3;
kв - коэффициент использования объема вагона при перевозке данного груза;
Vг - объем основной части груза, м3;
Vш - объем «шапки», м3.
р - массовая плотность груза, т/м3.
Для выполнения грузовых, коммерческих и других операций железная дорога имеет грузовые станции, которые оснащены грузовыми устройствами и сооружениями.
Грузовая станция - комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений, предназначенных для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций. Она производит операции по приему, погрузке и выдаче грузов и багажа.
Морской и речной транспорт. Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, размеры судов (длина, ширина, высота борта) и осадка в груженом и порожнем состояниях.
Водоизмещение (массовое и объемное) определяется массой или объемом воды соответственно, вытесняемой плавающим судном.
Грузоподъемность судна - это его перевозочная способность, выраженная в тоннах.
Дедвейт (или полная грузоподъемность) - количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по летнюю грузовую марку.
Дедвейт определяется по формуле:
где Вп - массовое водоизмещение судна с полным грузом, т;
Вц - массовое водоизмещение судна без груза, т.
Различают полную и чистую грузоподъемность судна. Полная грузоподъемность Д - это сумма массы служебного (вода, топливо, провиант) и перевозимого груза.
Чистая грузоподъемность Дч равна массе перевозимого груза:
где С - масса всех судовых запасов, т.
Грузовместимость - это способность судна вместить груз определенного объема. Различают грузовместимость одинарную, когда объем всех грузовых помещений, используется единовременно, и составную, или двойную, когда грузовые помещения используются равновременно, по очереди. В зависимости от рода перевозимых грузов определяют грузовместимость для грузов тарно-упаковочных, штучных и сыпучих.
Одним из показателей, характеризующих эксплуатационные качества судна, является удельная грузовместимость Vуд, м3/т, которая определяется:
Для выполнения операций по погрузке и выгрузке приему и выдаче грузов, организации перевозок и обслуживанию флота имеются морские и речные порты и пристани.
Портом называют прибрежный пункт, имеющий удобные водные подходы для судов, связанный со стороны береговой территории с железнодорожным и безрельсовым транспортом и оснащенный соответствующими сооружениями, устройствами и оборудованием, обеспечивающими быструю погрузку и разгрузку судов, вагонов и автотранспорта, навигационное обслуживание судов, культурно-бытовое обслуживание и экипировку судов.
Автомобильный транспорт. Материально-техническая база автомобильного транспорта состоит из подвижного состава (автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы), автотранспортного предприятия и автомобильных дорог.
Грузовые автомобили различают по грузоподъемности: особо малой - до 0,5 т, малой - от 0,5 до 2 т, средней - от 5 до 15 т и особо большой - более 15т.
Автомобили-тягачи - это автомобили, приспособленные для буксировки прицепов.
Целесообразность использования подвижного состава того или иного типа определяется его эксплуатационно-техническими качествами и конкретными условиями эксплуатации. К эксплуатационно-техническим качествам автомобиля относят его характеристику по габаритам и массе, проходимость, устойчивость и маневренность, подвижность, динамические качества и экономичность.
Показателями эффективности подвижного состава могут быть себестоимость, производительность, энергоемкость, материалоемкость и др.
Для осуществления перевозок грузов на автомобильном транспорте имеются автотранспортные предприятия (АТП), - это транспортные предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также обеспечение транспортных средств эксплуатационными материалами. Наряду с АТП существуют и гаражи-стоянки, станции технического обслуживания, авторемонтные мастерские, автозаправочные станции.
Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения должны иметь маркировку, одинаковую для всех видов транспорта.
- 1. Трудовая теория стоимости. Закон стоимости
- 2. Теория предельной полезности
- 3. Рыночная структура: понятие и виды
- 4. Экономические ресурсы предприятия
- Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства
- 5. Издержки производства и себестоимость продукции
- 6. Качество и конкурентоспособность продукции
- 7. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия
- 8. Сущность и функции финансов. Характеристика финансовой системы рф
- 9. Бюджетная система рф
- 10. Кредитная система рф
- 11. Кредитно-денежная политика Центрального Банка России
- 12. Методы и приемы экономического анализа
- 13. Анализ производства и реализации продукции
- 14. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
- 15. Диагностика риска банкротства
- 16. Сущность и модели менеджмента
- 1. Исторические предпосылки, основы и содержание менеджмента
- 17. Миссия организации и её цели
- 18. Сущность функций управления, их классификация
- Понятие и классификация функций управления
- 19. Понятие структуры управления, факторы ее определяющие
- 1.2 Определение понятий структуры управления
- Построение вертикальной структуры
- 20. Механизмы и методы управления предприятием
- 1.4. Социально-психологические методы
- 21. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга
- Понятие маркетинга и его цели
- Функции маркетинга
- Принципы маркетинга
- 22. Концепции маркетинга и их характеристика
- 4. Современные концепции управления маркетингом
- 23. Маркетинговая среда и ее структура
- Тема 2. Маркетинговая среда
- Микросреда маркетинга и ее составляющие
- Макросреда функционирования компании
- 1. Микросреда маркетинга и её составляющие
- Макросреда функционирования компании
- 1. Демографическая среда включает:
- 24. Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) Тема: Разработка комплекса маркетинга
- Определение, понятие и сущность комплекса маркетинга
- Содержание элементов комплекса маркетинга
- Определение, понятие и сущность комплекса маркетинга
- 2. Содержание элементов комплекса маркетинга
- Инструменты маркетинговой политики
- 25. Сущность и особенности международного маркетинга
- 1. Особенности, цели и основные задачи международного маркетинга
- Международная окружающая среда
- 5. Факторами государственною регулирования в международном маркетинге являются:
- 26. Стратегия и тактика проникновения на международные рынки
- 3. Стратегии проникновения на зарубежные рынки
- 3. Производственная кооперация.
- 6. Прямое инвестирование.
- Экономическое содержание и принципы разработки стратегии маркетинга
- 2. Функции и задачи стратегического маркетинга
- 3.Принципы стратегии маркетинга
- 28. Логистика: понятие, цели и задачи
- Логистика. Понятие, цели и задачи.
- Краткий исторический очерк развития логистики.
- Определение понятия логистики. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками.
- Объект и предмет логистики. «6 правил логистики». Концепция логистики. Принципы и задачи логистики. Логистические функции.
- 29. Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия
- 30. Логистические информационные системы
- Логические информационные системы
- 1. Информационные потоки в логистике
- 2. Информационные системы в логистике
- 3. Виды информационных систем в логистике
- 4. Принципы построения информационных систем в логистике
- 5. Информационные технологии в логистике
- 6. Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов
- 7. Маркировка грузовых пакетов машиночитаемым кодом
- 31. Закупочная, производственная и распределительная виды логистики Закупочная логистика
- Производственная логистика
- Материальное
- Традиционная и логистическая концепции организации производства
- Распределительная логистика
- 32. Разработка систем складирования в логистике
- Система складирования и складского хранения продукции. Управление запасами в логистической системе
- Функционирование складского хозяйства
- 2 Характеристика и классификация складов.
- 3 Издержки складской системы.
- 33. Транспортная логистика Транспортная логистика
- 1. Транспортная система России: технико-экономические особенности, состояние, характеристика
- 2. Классификация и характеристика грузовых перевозок
- 3. Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров
- 34. Экономические показатели оценки работы транспорта
- 36. Разработка систем складирования в логистике
- Система складирования и складского хранения продукции. Управление запасами в логистической системе
- Функционирование складского хозяйства
- 2 Характеристика и классификация складов.
- 3 Издержки складской системы.
- 37. Управление запасами в логистике Лекция № 9. Логистика запасов
- Назначение и виды товарно-материальных запасов
- По месту нахождения запасы делят на производственные и товарные.
- 2. Управление запасами на предприятии
- 3. Системы контроля за состоянием запасов
- 38. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации
- 39. Предмет, цели, задачи, принципы и методы товароведения
- 40. Ассортимент товаров: понятие, классификация и свойства
- 41. Экспертиза товаров: понятие, цели и задачи
- Стандартизация: сущность, содержание и основные цели
- 43. Типология, формы и виды предпринимательства Два основных типа профессиональной предпринимательской деятельности
- Формы производительной предпринимательской деятельности
- Традиционалистское и инновационное предпринимательство
- Посредническая предпринимательская деятельность
- 3.3. Агентирование
- 3.4. Конкретные формы агентирования
- Предпринимательство в финансовой сфере
- 4.1. Финансовые институты как основа предпринимательской инфраструктуры
- 4.2. Банки
- 4.3. Инвестиционные компании и фонды
- Субъекты и объекты предпринимательской деятельности
- Концепция жизненного цикла товара
- 45. Принятие предпринимательского решения. Возможные формы партнерских связей в предпринимательстве
- Глава 2. Принятие предпринимательского решения
- 2.1. Сфера принятия управленческих решений
- 2.2. Технология принятия предпринимательских решений
- 2.3. Экономические методы принятия предпринимательских решений
- Общая схема предпринимательской деятельности
- 1. Формы совместного предпринимательства.
- 46. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 5.2. Хозяйственные товарищества и общества
- Хозяйственные товарищества
- Хозяйственные общества
- Акционерное общество
- Открытое акционерное общество (оао)
- 5.3. Производственные кооперативы
- 5.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 5.5. Некоммерческие организации
- Потребительские кооперативы
- Общественные и религиозные организации (объединения)
- Учреждения
- Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
- Объединения предпринимателей. Ассоциативные формы организации бизнеса
- 47. Статистические методы исследования социально-экономических процессов
- 48. Статистика использования трудовых ресурсов
- 49. Статистика издержек производства
- 50. Статистика основных фондов
- 51. Анализ использования производственных ресурсов
- Анализ основных средств предприятия
- 2. Анализ эффективности затрат по содержанию и эксплуатации оборудования:
- 3. Анализ структурной динамики основных средств:
- 4. Анализ эффективности инвестиций в основные средства:
- 52. Анализ и управление объемом производства и продаж Анализ динамики и выполнения плана производство продукции
- Анализ ассортимента и структуры продукции
- Анализ качества продукции
- Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- 53. Экономический анализ инвестиций
- Прогнозирование эффективности инвестиционных проектов
- 54. Технология и модели процесса разработки управленческих решений
- 55. Разработка и принятие управленческих решений в условиях риска и неопределенности
- 2.2 Способы оценки степени риска
- 2.3 Управление рисками при принятии управленческих решений
- 56. Организация и контроль выполнения управленческих решений
- 57. Причины возникновения кризисов и их роль в социально – экономическом развитии Понятие кризиса в социально-экономическом развитии
- Причины возникновения кризисов
- Виды экономических кризисов
- 58. Механизмы антикризисного управления
- Необходимость и проблематика антикризисного управления
- 59. Государственное регулирование кризисных ситуаций Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций
- Роль государства в антикризисном управлении
- Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
- 60. Стратегия и тактика в антикризисном управлении
- 61. Правовые основы организации таможенной деятельности в рф
- 62. Таможенное регулирование пропуска товаров через таможенную границу
- 63. Структура, задачи и функции таможенных органов
- 64. Пропуск и декларирование товаров
- 65. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу
- 66. Порядок заполнения таможенных деклараций
- 67. Лицензирование и квотирование при экспортных и импортных операциях
- Организация и функционирование таможенных складов
- 69. Порядок ввоза и вывоза товаров для переработки
- 70. Понятие и виды нетарифных ограничений
- 71. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в рф
- 1. Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):
- 72. Влияние нетарифных ограничений на отечественный экспорт и защитные меры в российской практике
- 73. Национальный и международные режимы экспортного контроля Основные международные режимы экспортного контроля
- Международный режим экспортного контроля за товарами и технологиями двойного назначения и обычными вооружениями
- Раздел 1 — базовый список,
- Раздел 2 — список «чувствительных» товаров и технологий,
- Раздел 3 — список «весьма чувствительных» товаров и технологий.
- Международный режим экспортного контроля за ракетной технологией
- Комитет Цангера и Группа ядерных поставщиков
- Австралийская группа
- 74. Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами
- Глава 46 "Особенности совершения таможенных
- 75. Административная ответственность за несоблюдение установленных запретов и ограничений во внешнеэкономической деятельности
- 76. Понятие, виды таможенных режимов и их классификация
- Глава 30. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- Глава 31. Таможенная процедура экспорта
- Глава 32. Таможенная процедура таможенного транзита
- Глава 33. Таможенная процедура таможенного склада
- Глава 34. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- Глава 35. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- Глава 36. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- Глава 37. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- Глава 38. Таможенная процедура временного вывоза
- Глава 39. Таможенная процедура реимпорта
- Глава 40. Таможенная процедура реэкспорта
- Глава 41. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- Глава 42. Таможенная процедура уничтожения
- Глава 43. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- 77. Таможенный контроль: понятие, виды, форма
- 78. Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей
- 79. Таможенные льготы
- 80. Таможенная статистика внешней торговли: понятие, цели и общая характеристика
- 81. Исчисление и уплата таможенных пошлин, акцизов и ндс при перемещении товаров через таможенную границу
- 82. Виды таможенных платежей и таможенные сборы
- 83. Классификация валют и их конвертируемость
- 7) По функциональной роли валюты:
- 84. Валютный рынок и валютные курсы
- 85. Международные расчеты, их условия и формы
- 86. Правовые и организационные основы валютного контроля, осуществляемого таможенными органами рф
- 87. Таможенно-банковский валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров
- Глава 10. Государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок
- 89. Таможенно-банковский валютный контроль за экспортом кредитными организациями аффинированного золота и серебра
- 90. Перемещение валюты Российской Федерации и валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации федеральный закон "о валютном регулировании и валютном контроле"
- Порядок оформления квитанции формы тс-21